на главную страницу

15 Апреля 2009 года

Армия и общество

Среда

Высокое призвание военного оркестра

Подготовил Сергей ВАСИЛЬЕВ, «Красная звезда».



Согласитесь, что какими бы ни были технологические достижения в сфере интеграции компьютерных технологий и музыки, они никогда не смогут заменить личного мастерства и индивидуального творчества. Именно поэтому живая музыка всегда будет на пике популярности для абсолютного большинства слушателей. Ведь только она способна вызывать искренний отклик души и дарить настоящий праздник. Особой способностью привлекать внимание и создавать праздничную атмосферу отличается военный духовой оркестр. Специалисты по организации праздников, парадов и воинских церемониалов давно знают, что военный оркестр - это гарантия отличного проведения торжеств любого масштаба.
  Поэтому сегодняшний наш рассказ о музыкальной составляющей армии и флота - военно-оркестровой службе Вооруженных Сил РФ. Как военные музыканты ощущают себя в нынешний перид больших перемен, как работают и служат?

     «Что собой представляет современная военно-оркестровая служба Вооруженных Сил РФ?»
     В Вооруженных Силах насчитывается порядка 250 оркестров. Самые маленькие коллективы - в звене полков и соединений. Следующие категории - оркестры военно-учебных заведений, количественный состав которых чуть больше. Потом идут оркестры штабов военных округов, флотов, и на вершине своеобразного военно-музыкального олимпа находятся образцовые оркестры. Это в первую очередь Центральный военный оркестр Министерства обороны, концертный Образцовый оркестр Военно-морского флота имени Римского-Корсакова и Образцовый оркестр почетного караула, который привлекается к встречам и проводам глав государств и правительств.
     «Как формируется сводный военный оркестр?»
     Сводный оркестр, задействованный, например, на параде, посвященном Дню Великой Победы, состоит из оркестров войсковых частей и учебных заведений Московского гарнизона и Московского военного округа. В связи с тем, что сводный оркестр по количественному составу достаточно большой - около 1.000 человек, укомплектовать его только военными музыкантами Московского гарнизона невозможно. Приходится приглашать музыкантов и из оркестров близлежащих гарнизонов.
     «Каков постоянный профессиональный состав военных духовых оркестров? Что ждет военных музыкантов при формировании нового облика Вооруженных Сил России?»
     Традиция комплектования военных духовых оркестров военнослужащими сохранилась. То есть военный дирижер - это офицер с высшим специальным музыкальным образованием. Музыкант, как правило, также имеет образование не ниже среднего специального музыкального. Хотя в Центральном военном оркестре Министерства обороны около 80 процентов состава - с высшим музыкальным образованием.
     Военный оркестр комплектуется военнослужащими по следующим категориям: это, во-первых, военнослужащие, проходящие службу по призыву; во-вторых, военнослужащие, проходящие службу по контракту (те, кто уже заключил контракт по окончании срочной службы); и, в-третьих, артисты оркестра, то есть те, кто посвятил жизнь военной музыке, но находится на гражданской должности. Артист оркестра имеет одну из трех категорий - высшую, первую и вторую, в зависимости от стажа работы и статуса, наличия специального музыкального образования.
     Есть также институт воспитанников. При каждом военном оркестре полка, соединения и военно-учебного заведения можно содержать до десяти воспитанников. Разрешается набирать мальчиков с «гражданки» в возрасте от 14 лет, имеющих навыки игры на каком-нибудь музыкальном инструменте или просто обладающих способностью стать музыкантами при хорошем здоровье. Институт воспитанников - главный резерв военно-оркестровой службы.
     «А каковы истоки института воспитанников оркестров?»
     После Великой Отечественной войны было создано семнадцать школ музыкальных воспитанников. Сейчас осталось лишь одно подобное учебное заведение - Суворовское военно-музыкальное училище. Однако можно было бы и в регионах открывать военно-музыкальные кадетские корпуса, а может, даже и военно-музыкальные училища. Потому что по другим военным специальностям таких учебных заведений уже немало, а вот военно-музыкальных - только одно. Потребность же в таких кадрах есть.
     «Достаточно ли финансовых средств ныне выделяется на военно-оркестровую службу Вооруженных Сил?»
     Последние годы начали выделять средств столько, что их уже достаточно для того, чтобы военные оркестры обеспечивали те же военные парады в самых крупных гарнизонах. Военные оркестры не только ремонтируют, но и приобретают различные музыкальные инструменты, антураж, бунчуки, лиры и тамбур-мажоры. Например, сейчас закупили сузафоны - очень дорогостоящие инструменты басового регистра с раструбами, направленными вперед, которые придают определенный тембр звучанию.
     «Для военных музыкантов реформа уже закончилась?»
     Она для нас постоянна в том плане, что совершенствуется репертуарная политика. Ведь надо питать военные оркестры произведениями определенной сложности, отвечающими духу времени. Просто так идти, плыть по течению, довольствуясь тем, что было ранее, не совсем правильно.
     «Например, у кого-то сын - первокурсник училища, тубист. Отсрочки от военной службы в учебном заведении нет. Попадет ли при призыве в Вооруженные Силы он именно в военный оркестр? И насколько востребована эта специальность?»
     Специальность очень востребована. Вообще специальность музыканта-духовика дефицитная. К сожалению, когда-то духовые инструменты начали вытесняться электромузыкальными. Ведь с духовым инструментом немало сложностей. Во-первых, он дорог. Во-вторых, музыканту надо постоянно, как спортсмену, поддерживать себя в физической форме. Потому что все исполнительское искусство музыканта-духовика построено на мышцах губного аппарата. Если ты день не позанимался, то через два дня уже придется наверстывать упущенное.
     Физически это тяжело. Кроме того, дышать надо правильно: образно говоря, дышать диафрагмой, а не плечами. Не все это умеют. И потом надо просто обладать определенными музыкальными данными, быть преданным этому делу.
     «Если уже есть готовый духовик, его точно направят служить в военный оркестр?»
     Военкомат обязан учитывать эту специальность. В каждом округе, на флоте есть военно-оркестровая служба, которой руководит начальник. Он всех музыкантов-духовиков обязан брать на учет и в процессе призыва распределять по военным оркестрам округа или флота. Все они должны быть на учете. И такого не бывает, что, мол, нет мест. Если в этом оркестре нет, в другом найдется обязательно.
     «А может быть такое, что работник военкомата оказался не в курсе профессиональной специализации призывника-музыканта?»
     Не может работник военкомата не знать, что в армии есть военный оркестр. И если парень приходит в военный комиссариат, а ему говорят, что он будет не тубистом, а мотострелком, он вправе отправиться в штаб округа и спросить, где находится кабинет начальника военно-оркестровой службы. С ним непременно побеседуют. Кроме того, в военкомате он может подстраховаться, заявив на призывной комиссии, что хотел бы служить именно в оркестре.
     «Что делать в армии музыкантам недуховых профессий?»
     Если призывник по профессии вокалист, танцор или струнник, то может попасть служить в ансамбль песни и пляски. Этим занимается Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил. И в таком случае надо обращаться в те же военкоматы и к тому же начальнику военно-оркестровой службы округа или флота, если эта специальность сопряжена с игрой на инструменте, например, на баяне, балалайке и так далее. Кстати, в военных оркестрах есть военнослужащие, которые до призыва владели какими-то другими инструментами, но переквалифицировались, допустим, на ударные. Например, был случай с пианистом, который имел высшее музыкальное образование. Так вот, он овладел тубой в течение трех месяцев, потому что ему оставалось только подготовить мышцы, а все остальное у него было: абсолютный слух и потрясающие руки. И уже через три месяца он играл не хуже бывалых профессионалов. Вот что значит иметь музыкальные задатки, талант.
     «Почему на парадах используют шаг, который, по мнению некоторых специалистов, вреден для коленных суставов?»
     Если человек не подготовлен, не занимается бегом, быстрой ходьбой да и просто физически слабый, то, конечно, участие в параде нанесет ущерб его здоровью. А человек, физически подготовленный, даже не спортсмен, но просто способный переносить нагрузки, испытание парадом выдержит. Ходить быстро так же тяжело, как и «печатать» строевой шаг. А темп парадного шага, 120 шагов в минуту, не изменился. Но есть темп шага значительно меньший, при каком-то специальном действии: например, на предстоящем параде 9 Мая предусмотрен вынос Государственного флага России и Знамени Победы. В этом случае темп встречного марша будет соответствовать тому, что предписано уставом, в котором указан разброс от 110 до 120 шагов в минуту. Поэтому темп при выносе знамени и флага будет примерно 116—118 шагов в минуту. Это более торжественно, более степенно. То есть темп как бы привязан к тому действу, которое в этот момент происходит.
     Военные музыканты отличаются и тем, что они, когда идут, еще и играют. Это действительно серьезная физическая нагрузка. Ведь на военных музыкантов ложится особая миссия при проведении не только военного парада, но и вообще воинских ритуалов, их сопровождение. Потом военные оркестры нужно не только слышать, но и видеть. А это уже определенная эстетика, когда смотришь на оркестр в форме, украшенный аксельбантами или оркестровым антуражем. Это создает определенные настроение, тонус и парадность.
     А что касается физической нагрузки, то оркестрам к ней не привыкать. Скажем, подготовка к параду 9 Мая требует большого напряжения. Но еще ранее, в ноябре, проходит сбор военных дирижеров, на котором определяется репертуарная составляющая парада. Кроме того, призывают сейчас всего на один год. А в динамике военного парада звучит где-то порядка 30 произведений, которые надо выучить наизусть. Так что служба в оркестре - дело непростое и нелегкое.
     «Существует ли для военных музыкантов проблема так называемых профессиональных заболеваний?»
     У музыкантов основная нагрузка ложится на губы. И профессиональные заболевания как раз касаются губного аппарата. Можно, как выражаются, переиграть губы. Что значит переиграть? Это когда человек на трубе занимается больше, чем нужно. Каждый музыкант сам должен интуитивно чувствовать, что он начинает переигрывать, то есть намечается срыв. И дирижер всегда пойдет ему навстречу. Состояние музыканта, кстати, определяется по звуку инструмента. Правильная постановка способствует правильному звукоизвлечению. А правильное звукоизвлечение влечет за собой все остальное: красоту звука и прочее. При неправильной же постановке все это ухудшается.
     И если военный дирижер видит, что звук у музыканта становится хуже, то обязательно говорит: «Остановись, не переигрывай, отдохни».
     «Какое денежное довольствие у военных музыкантов?»
     Заключив контракт, военнослужащий военного оркестра получает где-то от 13 тысяч рублей. Кстати, некоторые специалисты считают, что труд духовика-музыканта приравнивается по затрате калорий к труду шахтера. Музыкант - особая профессия. Благодаря какому-то покровительству, знакомству освоить музыкальный инструмент невозможно. И ни за какие коврижки музыкальный слух не приобретешь. Это дается природой.
     «А разрешается ли военным музыкантам подрабатывать?»
     Это не запрещено. Более того: разрешено приказом министра обороны. Ведь это творческая профессия, поэтому можно заниматься преподавательской и творческой деятельностью.
     К сожалению, иногда слышишь: «Вы теперь не в формате». Бывали времена, когда от армии в обществе вообще отвернулись. Тогда тема военной музыки пошла на убыль. Однако военная музыка - это отдельная и великая страница отечественной истории. Давайте не будем забывать об этом.
     
По материалам выступления начальника военно-оркестровой службы Вооруженных Сил РФ, главного военного дирижера генерал-майора Валерия ХАЛИЛОВА в программе «Военный совет» - совместного проекта телеканала «Звезда» и радиостанции «Эхо Москвы».
     На снимке: В. Халилов на дирижерском мостике.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex