Атлетов, покоривших мировую вершину, называют выдающимися чемпионами, а тех, кому удалось это сделать не раз или взойти на олимпийскую вершину, великими чемпионами. Сами эти определения говорят о неординарных способностях таких людей. Обычному человеку все это не по силам. И он, если любит спорт, с восхищением смотрит, как его кумиры взлетают над рекордной планкой, поднимают над собой фантастический вес, пересекают финишную черту, показывая феноменальный результат. Но, как ни удивительно, иногда при определении уровня спортивных достижений понятий выдающегося и великого чемпиона мало. И тогда атлета называют народным чемпионом. В это емкое понятие входит не только сам результат, но еще и признание, любовь многих людей. «Народными чемпионами» были, например, московские армейцы Всеволод Бобров и Валерий Харламов. Их филигранной технике, искусным финтам и бронебойным броскам рукоплескали миллионы болельщиков. Их одноклубник Александр Лебзяк из той же когорты. Славным представителям когорты народных чемпионов чужда экономия сил на спортивном ристалище, они не просто горят в спортивном сражении, они своим огнем буквально воспламеняют других. Поэтому, когда они уходят из жизни, легенды об их победах еще очень долго передаются из поколения в поколение, как доходит до нас свет уже погасшей звезды.
Александр Лебзяк - многогранная личность, но я все же рискнул бы охарактеризовать его одним словом. Если бы меня попросили сказать, какой он, я бы ответил: «Он - добрый». Кого-то удивит такое определение боксера: а где же спортивная злость и т.д? Но среди боксеров я встречал немало добрых людей.
В боксе у тебя только два союзника - твое мужество и твое мастерство. И эти союзники вырастают в боксерском зале, который ты, подобно пахарю, вспахиваешь, как поле, своими изнурительными тренировками, обильно поливая потом и кровью. И твой труд начинает со временем давать результат, особенно когда рядом с тобой мудрый наставник. Лебзяку с наставниками повезло, как, впрочем, и им с ним. Сначала это был Василий Денисенко в далекой Магаданской области, набравший группу ребят, в которую входил и юный Саша Лебзяк, а потом Геннадий Рыжиков, которому Денисенко передал подопечного, почувствовав, что уже ничего больше ему не может дать. Умение трудиться до седьмого пота - тот фундамент, на котором базировались все успехи Лебзяка. Он не боялся больших нагрузок и любил встречаться с сильными соперниками. В 1987 году он становится победителем первенства мира среди юниоров, а через два года на Спартакиаде дружественных армий ввиду явного преимущества в третьем раунде побеждает грозного кубинского нокаутера, олимпийского чемпиона Орландо Мартинеса. Затем было «серебро» на чемпионате мира 1991 года. И осечки на двух олимпиадах, причем в четвертьфиналах, за шаг до пьедестала почета. Перед Барселоной у него лопнуло легкое. И такая же травма случилась в Атланте, в первом бою. Он там просто был обречен, потому что с такой травмой нельзя выиграть олимпийский турнир. Но его корабль уже лежал на боевом курсе, и он ни при каких обстоятельствах не свернул бы со своего пути. Он выиграл первый бой, смог победить и во втором, а вот в третьем поединке уступил кубинцу.
Когда я смотрю на Александра, то не могу отделаться от ощущения, что у него внутри скрыт какой-то тайный источник оптимизма. И этот оптимизм передается людям. Я его знаю много лет, и лишь один раз видел невеселым. Это было после второй проигранной им Олимпиады. Мы с ним разговаривали в нашем боксерском зале ЦСКА, и действительно, оснований для радости у него не было. Александру было 28 лет, и у него оставался последний олимпийский цикл. Он тогда считал, что проигран лишь бой, и есть еще время начать новое сражение. И он его начал. Позднее, через несколько лет, я спросил его, а есть вообще-то справедливость в жизни? Он ответил, что есть. И его спортивная судьба - тому подтверждение. Казалось бы, по законам нашего естества не может человек с возрастом улучшать свои физические показатели. Человек не вино, которое с годами становится только лучше. Но к Лебзяку это не относится. За последние четыре года выступлений в боксе он выиграл чемпионат мира, два чемпионата Европы и Олимпиаду в Сиднее. Я помню много его ярких боев, но почему-то чаще других вспоминается один, далеко не самый значительный со спортивной точки зрения. Это полуфинальный поединок чемпионата Москвы в наших боксерских «Крылышках», как мы называем дворец спорта «Крылья Советов» на Ленинградском проспекте. Соперник Александру достался молодой, и его тренер перед боем подошел к Лебзяку и попросил по возможности не заканчивать бой нокаутом. И под восторженный рев трибун Саша провел со своим противником мастер-класс, легкими ударами обозначая свое явное преимущество в поединке. Я думаю, что больше всего болельщики ценят в спортсменах мужество и самоотверженность, но есть качество, которое ценится еще выше - это благородство. Я убежден, что благородство - «благое родство» - приближает человека к вышнему миру и приходит с небес в награду за доброе сердце. В финальном поединке сиднейской Олимпиады Александр в начале боя своей фирменной кинжальной серией сбил с ног своего противника - чеха Краека. И стало очевидно, тому недолго осталось сопротивляться в этом бою. Но Лебзяк, имея подавляющее преимущество, решил не заканчивать бой нокаутирующим ударом. Потом он признается, что хотел продлить удовольствие от самого поединка. Вот в этом весь Александр Лебзяк - с одной стороны, открытый и понятный, а с другой - загадочный и парадоксальный. Думаю, таким и призван быть неординарный человек.
Перед сорокалетием я задавал Александру различные провокационные вопросы, например чувствует ли он приближение старости? Но Саша не был бы Лебзяком, если бы отвечал на них просто. Сказал, что старость он не чувствует, но в паспорт все-таки заглядывает. Потом я спросил об источнике его оптимизма. Он ответил, что не знает, где он находится, да и знать не хочет. Пусть это будет секретом и для него, и для других. На вопрос, кем быть легче - спортсменом или тренером, однозначно ответил: конечно же, тренером. На посту главного тренера сборной России он одержал командные победы на чемпионатах Европы и мира, Кубке мира. На пекинской Олимпиаде было завоевано два золота - армейцев Алексея Тищенко (во второй раз) и Рахима Чахкиева. Причем немало скептиков говорили, что он зря взял в Пекин Чахкиева вместо Романчука. Но он отдал предпочтение боксеру внешне менее яркому, но более надежному. И оказался прав. Столько же золотых медалей было только у сборной Китая, которая заняла первое командное место по общему количеству завоеванных медалей (на одну больше, чем у российских боксеров). После пекинской Олимпиады подполковник Лебзяк вернулся в свой родной клуб ЦСКА на прежнее место главного тренера боксерской команды.
С большой благодарностью Александр вспоминает своих тренеров, свою семью, родной армейский клуб, главного тренера сборной Вооруженных Сил страны Виктора Ульянича. Он вообще человек благодарный. Уже завершив свою спортивную карьеру, получил приглашение и просьбу от своих земляков-магаданцев выступить на всероссийском турнире памяти Валерия Попенченко. И весьма символично, что Лебзяк завершил свою карьеру именно на том турнире. Попенченко был не просто легендой советского спорта, он был лидером и капитаном золотой сборной Советского Союза. Эта сборная состояла из великих мастеров кожаной перчатки, и ей в 60-е годы прошлого века не было равных в мире. Попенченко прошел невероятно трудный путь в боксе, покорил токийский Олимп и стал «народным чемпионом». После победного финального боя на том турнире Александр Лебзяк опустился на колени и поцеловал ринг. Он прощался с этой площадкой. На ринге он прожил целую жизнь. Я вспоминаю, как он приезжал в наш клуб «Пересвет» в подмосковном Реутове со своей золотой олимпийской медалью. Он надевал ее на мальчишек, и они этим восхищались. Он делился своей радостью, своей победой. И это действительно была не только его победа, это была победа тех, кто верил в его талант, в его мужество и мастерство.
На вопрос о самочувствии Александр, улыбаясь, ответил: «Есть еще порох в пороховницах. У нас много талантливых ребят, и наша задача помочь им раскрыться».
Я думаю, что смог все же постичь секрет его успехов в жизни. Этот секрет - в доброте и порядочности, в любви к людям. Эти качества помогли ему пройти огонь, воду и медные трубы спортивной славы. И он остался самим собой, таким, каким его знает спортивный мир, - народным чемпионом. Здоровья вам, Александр Борисович, счастья вашим родным и близким. И новых побед в спорте и в жизни!