на главную страницу

15 Апреля 2009 года

Спорт - инфо

Среда

Он был заряжен азартом

Записал Роман БИРЮЛИН, «Красная звезда».



     В минувшее воскресенье, когда страна отмечала очередную годовщину первого полета человека в космос, поклонники отечественного хоккея следили за перипетиями седьмого - решающего матча за звание первого чемпиона Континентальной хоккейной лиги. В нем «не на жизнь, а на смерть» бились казанский «Ак Барс» и ярославский «Локомотив». И ведь самой жизни было угодно, чтобы решающий матч состоялся именно 12 апреля, в День космонавтики. Ведь приз, за который боролись барсы с железнодорожниками, носит имя первого космонавта мира - Кубок Юрия Гагарина. И надо отдать должное людям, придумавшим этот трофей: название кубка себя полностью оправдывает. Ведь Юрий Алексеевич Гагарин был отличным спортсменом. Он плавал, играл в футбол, хоккей, волейбол, бегал, фехтовал, катался на коньках, занимался акробатикой. Хотя самой большой его любовью были... водные лыжи. Почему? Об этом, наверное, вряд ли кто сможет лучше рассказать, нежели автор ряда книг о первом покорителе космоса, советник президента Олимпийского комитета России Борис Львович Столярж. В свое время он был начальником ЦСК ВМФ, а заодно и товарищем Юрия Гагарина. Накануне Дня космонавтики, а также решающего матча за Кубок Гагарина Борис Львович любезно согласился рассказать корреспонденту «Красной звезды», как он познакомился с Юрием Алексеевичем и почему Гагарин полюбил именно водные лыжи.
     - После полета Гагарина в космос его стали засыпать подарками. Чего ему только не дарили: и книги, и кроликов, и тарелочки на стенку, - начал воспоминания Борис Львович. - В общем, от подарков, причем порой весьма дорогих, Юрий Алексеевич не знал куда деться. Они у него копились в геометрической прогрессии. Чем дальше, тем больше. И вот, одним из самых дорогих подарков оказался катер. Его Юрию Гагарину подарила королева Дании. А поскольку частных клубов и платных стоянок для водных судов в Советском Союзе не было, Гагарину, тогда уже подполковнику, ничего не оставалось, как позвонить в Центральный спортивный клуб ВМФ и попроситься туда на постой.
     Юрий Алексеевич очень любил ходить на катере. По выходным приезжал в клуб с женой и дочерьми, и на целый день они уходили в плавание.
     Самому Гагарину катер нужен был не столько для далеких походов, сколько для занятий водными лыжами. О таком виде спорта в те времена у нас мало кто знал.
     Думаю, что он увлекся лыжами, дабы понять и постичь неизведанное. Хорошо помню, как во время одной из наших бесед он рассказывал, что еще давно, на юге, под Гурзуфом познакомился с воднолыжниками, опробовал их спортивные принадлежности и с тех пор влюбился в их спорт.
     - Очень скучаю по нему, - признался Гагарин откровенно.
     - Зачем же скучать? Можете тренироваться. У нас для этого все есть.
     Гагарин охотно согласился, и мы направились в район, где проходили очередные занятия нашей секции. Спортсмены и тренеры, увидев, какой дорогой гость к ним прибыл, начали непроизвольно аплодировать, а он, подняв руку, сказал:
     - Я к вам, ребята, просителем приехал. Кататься хочу!
     Завязалась беседа. Юрий Алексеевич терпеливо отвечал на вопросы.
     - Пожалуйста, все, Юрий Алексеевич, готово! - сказал, наконец, старший тренер нашей команды Виктор Александрович Воронцов.
     Взревел мотор, Гагарин встал на лыжи, прикрепил трос, и - началось! Надо было бы всем увидеть его на водных лыжах! Это было скольжение человека, поистине не ведавшего страха ни на земле, ни в космосе, ни на воде.
     О том, какой была степень его спортивной воднолыжной подготовки, можно судить по следующему факту. У него хватало сил пройти на водных лыжах за катером «Орленок» от Ялты до Алушты и обратно. Это полтора часа непрерывного напряжения. А скорость - под сто километров в час. Стоит хоть на мгновение расслабиться - удар о воду будет неизбежным и жестким.
     Однажды я спросил Юрия Алексеевича, зачем он выбирает такие трассы, - катался бы вдоль городской черты.
     - Это неинтересно, - последовал ответ.
     Его увлекала романтика неизведанного и обязательно трудного. Такого, в чем можно проверить себя.
     Посещая наш спортивный клуб, его воднолыжную секцию, Гагарин все больше и больше влюблялся в новый для него вид спорта. Расспрашивал о том, каковы перспективы его развития в стране.
     - Пока не создадим своей федерации, дело по-настоящему не закрутится, - сказал однажды Виктор Воронцов.
     - Ну, а кто же мешает ее создать?
     - Да вот, не нашелся пока человек, который за это взялся бы по-настоящему.
     Диалоги такого характера повторялись несколько раз. И вот однажды, после очередной тренировки, состоявшейся поздней осенью шестьдесят третьего года, разговор снова свелся к организационным проблемам. Юрий Алексеевич слушал сетования как-то особенно внимательно. Потом вдруг поднялся и решительно направился к машине. На полпути остановился и, обернувшись, произнес, обращаясь ко мне:
     - Что же вы, Борис Львович, остановились? Едем.
     - Куда?
     - Как куда? Решать наболевший вопрос.
     - Прямо сейчас?
     - А чего ждать? Поехали!
     И как же все оказалось просто для него! Буквально в течение одного дня мы вместе с ним решили все организационные вопросы.
     Признаться, я думал, что, добившись главного, Юрий Алексеевич передаст остальные заботы по созданию новой федерации нам - техническим исполнителям. Но тут мы получили возможность убедиться еще в одной замечательной черте первого космонавта: стремлении доводить начатое дело до конца, ничего не перекладывая на других. Больше того, Гагарин то и дело теребил нас, спрашивал, в чем нужна его помощь. И вот наступил долгожданный для всех нас день - 16 января 1964 года. В конференц-зале гостиницы «Юность» собрался учредительный пленум Федерации воднолыжного спорта страны. Юрий Алексеевич приехал в «Юность» за полчаса до назначенного времени и пробыл с нами весь день.
     На пленуме состоялись выборы руководящего состава президиума федерации. Все были единодушны: председателем должен быть Гагарин. Но Юрий Алексеевич отвел свою кандидатуру.
     - Я и рядовым буду работать, когда смогу. Но ведь придется отлучаться, сами понимаете. А что это за командир, которого днем с огнем не найдешь?
     Учитывая его просьбу, мы избрали Гагарина членом президиума федерации, а чуть позже - заместителем председателя федерации и председателем ее технической комиссии. И видели бы вы, с какой радостью и отдачей, несмотря на огромную занятость, работал он в комиссии.
     Вот таким он был - Юрий Алексеевич Гагарин - человеком с большим сердцем и горячим желанием открывать для себя и для других что-то новое, неизведанное. Это желание в конечном итоге и привело его в военную авиацию, затем в космос. Зримо, осязаемо проявилось оно и в спорте. Спорт - это борьба, это движение, это радость побед. Даже над самим собой - вчерашним.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex