В Курске на днях побывали члены экипажа одного из новейших кораблей России – корвета «Стерегущий». Военные моряки подписали соглашение с администрацией этого города о шефских взаимоотношениях. Как сообщает пресс-служба городской администрации, установление шефских связей Курска с корветом «Стерегущий» призвано способствовать активизации работы по военно-патриотическому воспитанию молодежи, укреплению духа и мощи российского ВМФ.
Подписанное соглашение между администрацией Курска и экипажем «Стерегущего» стало уже вторым. Первое, срок действия которого истек, было подписано еще в 2006 году, а потому было принято решение о его возобновлении.
Эти шефские взаимоотношения появились не случайно. Командиром самого первого корабля в истории российского ВМФ с именем «Стерегущий» был уроженец Курска лейтенант Александр Сергеев.
Тот корабль был построен в далеком 1901 году на «Адмиралтейской верфи» Санкт-Петербурга товариществом Невского судостроительного и механического заводов. В 1902 году по железной дороге миноносец был перевезен на главную базу русского флота на Дальнем Востоке – Порт-Артур – и в 1903-м вступил в строй 1-й Тихоокеанской эскадры. В марте 1904 года «Стерегущий» принял неравный бой с японскими кораблями. Почти весь экипаж погиб во время боя. Один русский миноносец сражался против четырнадцати японских. Четыре орудия против шестидесяти четырех. Русские моряки отстреливались, как могли. Снаряды пробили борт одного из японских кораблей, разорвали паровой котел на другом, прямым попаданием вывели из строя несколько вражеских орудий. Лейтенант Сергеев был тяжело ранен, но не покинул мостика. Истекая кровью, он продолжал командовать экипажем. «Корабль не должен попасть в руки врага!» – такими были последние слова умирающего командира.
Жестокий бой продолжался почти два часа. Когда замолчало последнее орудие «Стерегущего» и вся палуба корабля была покрыта телами его защитников, японцы решили взять судно на буксир и увести с собой. К миноносцу устремились шлюпки. Тяжелый металлический трос протянулся от носа «Стерегущего» к одному из вражеских кораблей. И тут японцы почувствовали, что палуба уходит из-под ног. «Стерегущий» погружался в морскую пучину. Это задраившиеся в машинном отделении старшина Иван Бухарев и кочегар Василий Новиков, исполняя последнюю волю своего командира, открыли кингстоны – клапаны затопления. Взломать переборку японцам не удалось, и оба героя так и ушли на дно вместе со своим кораблем...
Даже японский адмирал Того, докладывая своему императору об этом сражении, высоко оценил героизм экипажа «Стерегущего». В Александровском парке близ Каменноостровского проспекта в Санкт-Петербурге в мае 1911 года был открыт памятник экипажу миноносца. Создал этот монумент, на котором высечены все имена погибших моряков «Стерегущего», начиная с командира лейтенанта Александра Сергеева, скульптор Константин Васильевич Изенберг. Открытие памятника было весьма торжественным. В почетном карауле стоял кочегар 1-й статьи Алексей Осинин – один из нескольких выживших при тех событиях матросов. На церемонии присутствовали сам император Николай II, председатель совета министров П.А. Столыпин, высшие чины армии и флота...
О героической истории экипажа миноносца хорошо знают ребята, обучающиеся военно-морскому делу в курской школе № 18, которая носит имя командира первого «Стерегущего» Александра Сергеева. Гостями этого учебного заведения были моряки и современного «Стерегущего». Хотя у корвета еще нет такой истории, но и этот корабль по-своему уникален. Он насыщен самым разнообразным вооружением. 100-мм универсальные артиллерийские комплексы, зенитно-ракетные артиллерийские комплексы «Каштан», сверхзвуковые ракеты, способные поражать низколетящие цели на расстоянии до 10 километров, автоматические артиллерийские установки АК-630... При строительстве корабля была использована технология «стелс». Корабль, оснащенный новыми образцами радиоэлектронного гидроакустического вооружения, способен нести палубный вертолет Ка-27.
В создании корабля, имеющего водоизмещение около 2 тысяч тонн, длину – 105 метров, максимальную скорость – 27 узлов и дальность автономного плавания на скорости 14 узлов – 4.000 морских миль, приняли участие свыше 70 российских научно-исследовательских, проектных и промышленных предприятий. Были использованы новейшие решения по уменьшению физических полей корабля.
Будущим морякам из школы № 18 доводилось бывать на борту этого корабля. На июнь запланирована новая поездка. Неудивительно, что многие ребята решают связать свою жизнь с флотом. В настоящее время более сорока выпускников школы – курсанты военно-морских вузов. Возможно, в скором времени кто-нибудь из них, став офицером, займет свое место и в экипаже корвета.
На снимке: корвет «Стерегущий».