на главную страницу

18 Апреля 2009 года

Армия и общество

Суббота

Вторая жизнь «Сатурна»

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».



Правительство России реализует различные меры по ликвидации негативных последствий мирового экономического кризиса и стабилизации отечественной экономики. В первую очередь помощь оказывается градообразующим, высокотехнологичным предприятиям, имеющим приоритетное значение для страны, так как реализуемые ими программы - это будущее отечественной промышленности.

     Одной из таких знаковых программ считается создание регионального самолета «Сухой Суперджет-100» (Sukhoi SuperJet 100). Принимавший участие в работе экономического форума «Италия - Россия» председатель Правительства РФ Владимир Путин заявил: «Мы ожидаем, что машина пройдет сертификацию уже в самое ближайшее время в текущем году».
     Параллельно с новым авиалайнером реализуется программа SaM 146 - это равноправное сотрудничество российского НПО «Сатурн» и французской компании «Снекма» (Snecma) по разработке, производству и продвижению на рынок новой силовой установки SaM 146 для применения на регионально-магистральных самолетах нового поколения.
     В конце прошлого года НПО «Сатурн» попал в сложную финансовую ситуацию. Государство выкупило акции предприятия у частных лиц и тем самым национализировало фирму. Как сообщил генеральный директор компании Юрий Ласточкин, государство выполняет взятые на себя обязательства. Вместе с тем только для завершения сертификационных испытаний двигателя SaM 146 необходимо дополнительное финансирование в размере 4 млрд. рублей. «Все расписано до последнего двигателя, до последней тонны керосина», - заявил гендиректор. Программа сертификационных испытаний прошла защиту во всех заинтересованных ведомствах. Аналогичный объем инвестиций будет внесен французской компанией Snecma.
     Предприятие претендует на получение государственных гарантий в размере 10 млрд. рублей на рефинансирование краткосрочных кредитов в размере 18 млрд. рублей, а также на субсидирование процентных ставок по привлекаемым кредитам в размере 1,5 млрд. рублей. Фирма предложила направить 8 млрд. рублей на увеличение уставного капитала. Поступление первого транша государственных средств возможно уже во втором квартале 2009 года. Конечно, процесс согласования идет медленно, но движется.
     Что касается российско-французского сотрудничества, то совместное предприятие «ВолгАэро» оснащено современным оборудованием, закупленным у ведущих станкостроительных фирм мира. Оно рассчитано на выпуск 15 двигателей в месяц, при повышении спроса объем производства может быть увеличен. В настоящее время на предприятии на разных стадиях сборки находятся десять двигателей SаМ 146 (два на завершающей стадии сборки) для нового регионального самолета.
     Мировым конкурентом России в создании двигателей подобного класса, по мнению экспертов, считается Китай. «Отставание Китая составляет один год, но он способен направить на реализацию собственного проекта всю свою мощь, - отметил Ю. Ласточкин. - Эта годовая фора может исчезнуть очень быстро». Именно поэтому у российских программ по созданию и запуску в серийное производство SSJ 100 и SаМ 146 жесткие временные рамки.
     Начало серийного производства возможно только после проведения сертификационных испытаний. Поэтому на фирме создана испытательная база, отвечающая требованиям российской, европейской и американской сертификации и обеспечивающая проведение испытаний любых опытных и серийных двигателей с тягой до 23.000 кгс.
     Опытные образцы двигателя SaM 146 показали хорошие результаты при стендовых и летных испытаниях. Расход топлива по сравнению с аналогами меньше на 20 процентов. Кроме этого, отличительными особенностями двигателя эксперты называют высокий уровень надежности, низкие затраты на техническое обслуживание, а также полное соответствие существующим и перспективным экологическим требованиям ICAO. Сертификация двигательной установки будет проведена по европейским, российским и американским авиационным правилам. Это позволит эксплуатировать самолет SSJ 100 без ограничений во всех странах.
     «По сертификационным испытаниям нового авиадвигателя, подтверждающим его заявленные технические характеристики, выполнено более 70 процентов работ», - сообщил технический директор - генеральный конструктор НПО «Сатурн» Михаил Кузменко. Наиболее сложные и ответственные испытания будут проведены в июле - августе. В четвертом квартале 2009 года планируется завершить сертификацию двигателя SаМ 146.
     В местечке Полуево, расположенном в 24 км от Рыбинска, построен открытый испытательный стенд (ОИС). Именно на нем проводятся сертификационные испытания, при проведении которых существует опасность разрушения и возгорания проверяемой силовой установки.
     Такими стендами во всем мире обладают только США, ведется строительство аналогичного комплекса в Канаде. В Англии такой стенд закрыт, потому что он со временем оказался в черте города.
     Вскоре двигатель SаМ 146 на ОИС пройдет сертификационные испытания на попадание града и льда. Рыбинским специалистам предстоит из дистиллированной воды изготовить 5 млн. градин определенного диаметра. С использованием специальной «пушки» на несколько десятков секунд будет сформировано градовое «облако», которое «поразит» двигатель при испытании.
     Не менее важными будут испытания по забросу птицы в двигатель. Как известно, европейские требования по данному вопросу стали более жесткими. Даже одна такая проверка в прямом смысле слова не проходит бесследно для двигателя. Полученные повреждения изучаются специалистами, проводится дефектация и переборка мотора.
     В заключение остается добавить, что в проведении испытаний двигателя активно участвует Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ) им. П.И. Баранова. В государственном научном центре моделируются высотные условия в разном диапазоне температур.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex