на главную страницу

18 Апреля 2009 года

Страна и мир

Суббота

ПОГРАНИЧНОЕ СОСТОЯНИЕ

Михаил НЕЧАЙ.



     В ходе работы совета министров иностранных дел стран Организации черноморского экономического сотрудничества, проведшего в четверг в Ереване свое заседание, документ об открытии границы между Арменией и Турцией, как предполагалось ранее, подписан так и не был. Таким образом, распространенная рядом СМИ информация о том, что 16 апреля в Ереване «турецкое и армянское правительства согласуют условия открытия формальных переговоров в трех направлениях: открытия и «фиксации» границ, возобновления дипломатических отношений и создания комиссий для рассмотрения спорных вопросов, включая вопросы, связанные с историей двух народов», оказалась поспешной.
     Впрочем, переговоры по вопросу демаркации армяно-турецкой границы протяженностью в 330 км будут продолжены, и в этом процессе есть определенный прогресс. Об этом заявил глава МИД Армении Эдвард Налбандян, выразивший надежду, что стороны смогут сблизить позиции в будущем. А его турецкий коллега Али Бабаджан подчеркнул, что Анкара стремится «достичь всеобъемлющего решения проблем и полной нормализации» отношений с Арменией.
     Не исключает этого и президент Армении. По мнению Сержа Саргсяна, к его ответному визиту в Анкару в октябре этого года армяно-турецкая граница будет открыта. «У нас трудный, но полезный путь к переговорам, и я думаю, мы приближаемся к завершению этих переговоров...» - заявил армянский лидер. В этом же духе не раз высказывались и турецкие высшие должностные лица. А осенью прошлого года президент Турции Абдулла Гюль по приглашению своего армянского коллеги совершил неожиданный визит в Ереван и вместе с ним присутствовал на первом матче между сборными по футболу двух стран в рамках отборочного тура чемпионата мира, в ходе которого и была обсуждена возможность подобного шага.
     Затем последовал всплеск чрезвычайной политической активности на Южном Кавказе, мощнейшей волной накрывший ноябрь прошлого года и апрель нынешнего: подписание Майендорфской декларации президентами России, Армении и Азербайджана; встреча президента Саргсяна с турецким премьером Эрдоганом; визит президента Турции в Москву; посещение Анкары госсекретарем США Хиллари Клинтон; встреча между президентом США Бараком Обамой и министрами иностранных дел Армении и Турции Эдвардом Налбандяном и Али Бабаджаном; визит президента Армении в Иран и т. д. В ходе всех этих визитов и переговоров участвующие в них стороны выражали искреннюю заинтересованность в урегулировании взаимоотношений между Арменией и Турцией. При этом каждая из сторон переговоров рассчитывала и рассчитывает на получение собственных дивидендов.
     Так, к примеру, США, выводя Турцию в инициаторы потепления отношений с Арменией, а также путем уступок по курдскому вопросу, киприотской проблеме, проталкиванием этой страны в ЕС, несомненно, стремятся к возвращению в круг своего активного влияния Анкары, ведущей в последнее время в регионе достаточно независимую от Вашингтона и Брюсселя политику. А главное, разыграв позитивную идею турецко-армянского примирения, Соединенные Штаты значительно бы усилили свою роль на Кавказе.
     Анкара в свою очередь, вероятно, рассчитывает на закрепление за собой статус регионального лидера, получение дополнительных возможностей для влияния на процесс карабахского урегулирования, ускорение экономического развития своих северных областей и, скорее всего, усилила бы свой авторитет как в мусульманском, так и христианском мире.
     Армения, которая, по оценке экспертов, из-за закрытости границы и непрямого грузооборота с Турцией ежегодно несет убытки в 300—400 млн. долларов, значительно бы улучшила свои позиции в этой области. Тем более что получила бы выход через Турцию на ближневосточные и даже европейские рынки. Смогла бы она, по всей видимости, поучаствовать в энергетических и транспортных проектах, так активно развивающихся в регионе в последнее время.
     Улучшение отношений между Турцией и Арменией может позволить России вести более сбалансированную политику на Кавказе, так этот шаг еще заметнее сблизит позиции Москвы и Анкары по самому широкому спектру вопросов. Несмотря на то что Турция является членом НАТО, между нашими двумя странами нет недопонимания. А предложенные Турцией планы по обеспечению безопасности и стабилизации обстановки в Черноморском регионе были приняты Россией. Кроме того, значительно упрощались бы вопросы обеспечения российских воинских соединений, дислоцирующихся в Армении.
     Для Азербайджана это давало бы возможность активизировать переговорный процесс по урегулированию карабахской проблемы, подключить через Анкару новые рычаги воздействия на Ереван.
     Вместе с тем мы все прекрасно понимаем, что одновременного удовлетворения интересов всех и вся не бывает. Ведь статус-кво в этом регионе поддерживается благодаря не столько военному паритету между Арменией и Азербайджаном, сколько весьма сложной системе баланса с участием России, США, ЕС, Турции и Ирана. Нарушение этой системы на любом участке обязательно приведет к его срыву, причем по всем направлениям, как военно-политическом, так и торгово-экономическом. Возможно, что этого и можно избежать, но только в случае отсутствия предусловий у непосредственно договаривающихся сторон. А они существуют.
     Уже 10 апреля, сразу же после визита американского президента в Турцию, премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган публично подчеркнул, что нормализация турецко-армянских отношений привязана к политическому урегулированию карабахского вопроса. «Мы не подпишем договора о нормализации отношений с Арменией, если Армения и Азербайджан не достигнут соглашения по Нагорному Карабаху», - отметил Эрдоган. Хотя до этого озвучивалось мнение, что открытие границы с Арменией является шагом к окончанию конфликта, а не отказом от решения проблемы Нагорного Карабаха. Ереван же ответил тем, что, по словам министра иностранных дел Армении Эдварда Налбандяна, Анкара не будет исполнять роль посредника в процессе карабахского урегулирования. Кроме того, у Армении есть существенные претензии к Турции по вопросу признания геноцида армянского народа.
     Так что ситуация далеко не проста. Тем не менее можно смело предположить, что разгоревшаяся полемика вокруг открытия армяно-турецкой границы - это только начало длительного процесса по урегулированию взаимоотношений в триаде Ереван - Баку - Анкара. А полярность мнений сторон по указанному вопросу - обкатка точек зрения и зондирование возможной реакции на планирующиеся события со стороны партнеров по региону и мирового сообщества в целом, представители которого ведут политику закрепления в регионе согласно своему стратегическому плану и в соответствии со своими национальными и геополитическими интересами.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex