на главную страницу

18 Апреля 2009 года

Страна и мир

Суббота

СЛЕДЫ В «ЧИСТОМ ПОЛЕ»

Юлиан ЧЕРНИКОВ.



В период с 6 мая по 1 июня в Грузии состоятся многонациональные учения НАТО Cooperative Longbow 09/Cooperative Lancer 09, участие в которых примут 1.300 военнослужащих из 19 стран. Руководить учениями будет начальник главного штаба командования сухопутных сил НАТО в Мадриде генерал-полковник Каетано Миро Вальс. Цель маневров - улучшение оперативной совместимости между НАТО и странами-партнерами, говорится в официальном заявлении штаб-квартиры альянса.

     В этой связи складывается впечатление, что Тбилиси снова получает поощрительные сигналы от США и НАТО, подталкивающие его к новым действиям авантюрного характера в регионе. Россия рассчитывает, что НАТО и США в рамках взаимодействия с Грузией будут избегать шагов, которые приведут к возникновению в Тбилиси ощущения вседозволенности и безнаказанности, заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров. «Мы рассчитываем, что из событий августа прошлого года будут сделаны правильные выводы, - отметил он. - Необходимо понять, что обучать и вооружать Грузию опасно».
     Напомним, что в прошлом году всего за неделю до нападения Грузии на Южную Осетию на военной базе Вазиани в окрестностях Тбилиси также проходили учения, в которых приняла участие 1.000 американских военнослужащих. Их целью также было заявлено «улучшение оперативной совместимости между войсками США и Грузии на случай потенциальных боевых ситуаций».
     И как сейчас абсолютно ясно, эти учения стали заключительным этапом в подготовке Грузией специальной операции «Чистое поле» в Южной Осетии. Им же предшествовал комплекс других мероприятий, проведенных США и НАТО в целях повышения боеспособности грузинской армии.
     Первое - военный бюджет Грузии в период с 2003 по 2008 год был увеличен более чем в 30 раз - с 27,9 млн. долларов (60,9 млн. лари) до 900 млн. долларов (1,395 млрд. лари). Это стало возможным в первую очередь благодаря поддержке со стороны международных финансовых структур, контролируемых США и Европейским союзом.
     В частности, американское руководство субсидировало на безвозмездной основе деятельность министерства обороны Грузии по программам «Финансирование закупок вооружения иностранными государствами» (Foreign Military Financing) и «Обучение и подготовка иностранных специалистов» (International Military Education and Training), по которым в период с 2003 по 2008 год США выделили грузинскому правительству около 60 млн. долларов.
     Кроме того, в рамках «Закона о поддержке свободы», принятого конгрессом США 24 октября 1992 года, в Грузии были созданы специальные фонды, через которые осуществлялось финансирование деятельности по реформированию правоохранительных органов, усилению безопасности границ и ряд других военных программ Грузии. Общая сумма выделенных через эти фонды средств составляет более 366 млн. долларов.
     Второе - увеличение закупок наступательных видов вооружения и военной техники. По данным Министерства обороны России, США за последние годы поставили в Грузию следующие виды вооружения и военной техники: 10 вертолетов UH-1H «Ирокез»; 2 патрульных катера типа «Пойнт» и запчасти к ним; 230 единиц автомобильной техники различного назначения, включая 15 автомобилей «Хаммер»; 101 радиостанцию, технические средства поиска и разминирования взрывных устройств, аппаратуру для обнаружения скрытых камер и подслушивающих систем.
     Третье - обучение личного состава ВС Грузии по военным программам США. Американские инструкторы в 2002-2004 годах в рамках программы «Обучи и оснасти» (Train and Equip Program) подготовили 1 пехотную бригаду (четыре батальона по 560 военнослужащих и механизированную роту - 180 человек). Стоимость программы - 64 млн. долларов. С 2005 по 2007 год по программе «Операция по сохранению стабильности» (Sustainment and Stability Operations Program), стоимость которой составила более 60 млн. долларов, подготовлены 2 и 3 пехотные бригады.
     Активное участие в этих целях принимали и некоторые зарубежные частные военные компании. Так, Американская частная военная компания «Cubic Application International» производила консультации министерства обороны и объединенного штаба вооруженных сил Грузии, участвовала в разработке плана реформ и военной доктрины Грузии.
     Американская частная военно-строительная компания «Kellog, Brown and Root», которая является дочерней компанией «Халлибертон» (руководитель - бывший в то время вице-президентом США Д. Чейни), занималась логистикой, модернизацией объектов инфраструктуры и управляла полигоном Яглуджа.
     Американская частная военная компания «Military Professional Resources Inc» (MPRI), основанная в 1987 году отставным генералом В. Люисом, осуществляла подбор вооружения и его закупку, подготовку личного состава вооруженных сил Грузии (в т.ч. и на базе «Camp Yankee» в Кувейте), участвовала в разработке концепций и доктрин, организации военных учений.
     Израильская частная военная компания «Defensive Shield», созданная бригадным генералом Г. Гиршем, отвечала за обучение грузинских офицеров в рамках специально организованных девятимесячных курсов.
Обучением грузинских военнослужащих минно-взрывному делу, диверсионным операциям, ведению инженерной, топографической и других видов разведки занималась Британо-Американская частная военная компания HALO (Hazardous Areas Life Support Organization) TRUST. Во второй половине 1990-х годов она засветилась в Чечне, где проводила следующие мероприятия: подготовку профессиональных диверсантов-подрывников из числа чеченских боевиков, ведение разведки и создание сети местных информаторов, топогеодезическое обследование театра военных действий. По результатам активности компании в Чечне ее деятельность на территории РФ объявлена незаконной и представляющей угрозу безопасности государства, было возбуждено уголовное дело.     
Четвертое - реформирование военно-резервной системы. Грузинское командование в 2007 году приступило к реализации новой концепции подготовки и управления резервом вооруженных сил республики, которая также осуществлялась при прямой поддержке американских военных специалистов.
     К моменту начала боевых действий против Южной Осетии в вооруженных силах Грузии действовало четыре базы подготовки резервистов:
     - Телави - в восточной части Грузии (в регионе Кахети);
     - Мухровани - пункт дислокации 4-й легкой пехотной бригады (Тбилиси);
     - Сенаки - пункт дислокации 2-й легкой пехотной бригады (регионы Самегрело Верхняя Сванети, Имерети, Гурия и Аджария);
     - Коджори - пункт дислокации 1-й легкой пехотной бригады (регион Шида Картли).
     На любой из этих баз можно за 50 дней подготовить два резервных батальона (около одной тысячи человек).
     Пятое - реорганизация системы военной разведки Грузии. В начале 2008 года по требованию американского военного руководства на пост начальника военной разведки назначен «проверенный в деле» бывший министр иностранных дел Грузии Г. Бежуашвили, перед которым была поставлена задача в кратчайший срок реформировать эту организацию, приспособив ее к требованиям и задачам ЦРУ США. Первоочередными объектами разведки Грузии определены элементы военной инфраструктуры, энергетики и транспортных коммуникаций Абхазии, Южной Осетии и южных регионов России. К началу агрессии против непризнанной республики Южная Осетия объединенный штаб вооруженных сил Грузии обладал данными от различных видов военной разведки.
     В Гори американцы развернули центр радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы, а в Кехви - центр радиолокационной разведки войсковой противовоздушной обороны (ПВО). Грузия приняла самое активное участие в американской программе «Региональная аэрокосмическая инициатива» (Regional Airspace Initiative - RAI), которая предусматривала строительство и оборудование национальных центров контроля воздушного пространства. К началу боевых действий такой центр функционировал в районе Тбилиси, что позволяло осуществлять контроль воздушного пространства на Северном Кавказе, в том числе и на территории Чеченской Республики. Планами реализации RAI было предусмотрено включение центров контроля воздушного пространства Грузии в общую архитектуру Объединенной системы ПВО стран НАТО.
Особое внимание было уделено становлению агентурной и специальной разведки. За несколько дней до начала боевых действий грузинское командование интересовала информация по системе охраны Рокского туннеля - единственного пути из Северной Осетии в Южную. Организация «HALO TRUST» получила задание срочно подготовить специальную группу для проведения диверсионных акций против миротворческих сил и гражданского населения с имитацией ракетно-бомбовых ударов по объектам жизнеобеспечения и транспортным коммуникациям.     Для получения достоверной информации о местах дислокации и передвижении бронетехники вооруженных сил Абхазии и Южной Осетии в распоряжение грузинских спецподразделений были переданы автономные разведывательно-сигнализационные приборы типа Rembass, Irembass, Remote, Sentry, Per Sid-4A и др. Эти системы маскировались в районах транспортных коммуникаций или местах дислокации войск, снимали нужную информацию с источника разведки и в зашифрованном виде в реальном масштабе времени передавались на расстояние более 500 км в виде радиосигнала конкретному потребителю.
     Вся деятельность военной разведки ВС Грузии в ходе подготовки и проведения операции «Чистое поле» осуществлялась под непосредственным руководством специалистов из ЦРУ США.
     Шестое - подготовка и использование руководством Грузии «Пятой колонны». В 2005 году министерство внутренних дел Грузии официально выдало осетинским грузинам, проживающим в районах, неподконтрольных Цхинвалу, порядка 2.000 единиц автоматического стрелкового оружия.
     В 2006 году стартовал план дипломатического захвата Цхинвала. После того как осетины своим президентом выбрали неугодного официальному Тбилиси Эдуарда Кокойты, в деревне Курта на американские средства были проведены альтернативные выборы президента непризнанной республики Южная Осетия, которым стал бывший министр обороны Южной Осетии Дмитрий Санакоев.
     Особое место в администрации Санакоева отводилось Центру антитеррора, который в действительности занимался подготовкой и проведением террористических актов. Отдельные сотрудники ЦАТ были участниками боевых действий в Косово в составе KFOR и прошли специальную подготовку в разведывательных школах стран НАТО, практически все сотрудники в свое время посещали центры подготовки боевиков в Панкийском и Кодорском ущельях.
     Таким образом, можно сделать закономерный вывод - без США, без прямой финансовой помощи со стороны Вашингтона, без его поставок военного назначения Тбилиси никогда бы не рискнул предпринять попытку силового решения грузино-осетинского конфликта. Тем не менее США вновь обещают Грузии всемерную военную поддержку.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex