на главную страницу

21 Апреля 2009 года

История Отечества

Вторник

КОРРОЗИЯ ПАМЯТИ

Владимир МОХОВ, «Красная звезда».



За три недели до очередной годовщины Великой Победы в это даже не верится. Кажется каким-то наваждением, чушью. Однако это правда. Горькая правда. И прилетела она на сей раз по каналам информагентств не с Западной Украины и не из Прибалтики. Из самой что ни на есть русской глубинки...

     Есть в Нижегородской области село Ломакино. Обычное, каких по России тысячи. Ничем особенным не примечательное. В меру пьющее. Как принято нынче говорить, депрессивное. Без нормальных дорог и нормального соцкультбыта. Но дающее, несмотря на безнадегу, в общую копилку страны свой процент валового сельскохозяйственного продукта.
     И вот нынешней весной ославилось это село на всю Россию-матушку. Ибо здесь чуть было не открыли музей... генерала Андрея Власова. Того самого, который из таких же, как он, предателей формировал в годы Великой Отечественной войны «русскую освободительную армию». Оказывается, Ломакино - его малая родина. И даже дом сохранился, в котором он когда-то появился на свет. В советские годы не спалили его, видать, только потому, что жили в нем совершенно другие люди. А теперь живет пенсионерка Александра Федоровна Кузнецова.
     Нет, ни у кого из сельчан и в мыслях не было «пропиариться» таким вот омерзительным образом. Предателей на Руси не жаловали никогда. А уж память о таком земляке если и хранили, то не выставляли напоказ. Хотя жители соседних сел иногда - не по злобе, а хохмы ради - называли их «власовцами». В семье, как говорится, не без урода. А уродов лелеять опасно. Потому и предпочитали ломакинцы даже не вспоминать об этом человеке. Причем не по указке обкома. Сердце так подсказывало.
     И вот - нате вам! Кому же пришел в голову подобный «креатив»?
     Фронтовики из Нижегородской области недавно обратились к Президенту России Дмитрию Медведеву с просьбой разобраться с провокаторами. В письме главе государства ветераны поименно назвали столичных предпринимателей, купивших за бесценок отжившую свой век развалюху (пообещав не выгонять из нее старуху-хозяйку до самой смерти) и решивших вдохнуть в нее «новую жизнь». С какой только целью?
     Создание музея, сказано в обращении участников войны, не только оскорбляет память советских солдат, но и искажает отечественную историю. Ставит все с ног на голову. Это ведь где-нибудь на Львовщине запросто можно вещать, что бандеровцы или власовцы боролись против сталинизма. И то не всегда срабатывает. На Нижегородчине же ветераны говорят: «Стреляли-то они в нас, а не в Сталина!» Для многих сама дискуссия на тему «Появится ли в Нижегородской области музей генерала-предателя?» - словно нож в сердце...
     Как выясняется, дом, в котором родился и вырос генерал Власов, зачем-то понадобился местному заводу, входящему в крупный московский холдинг. Сначала там заявляли, что хотят подобным образом завлечь в Ломакино туристов. Потом, смекнув, что явно перегнули, дали обратный ход. Стали говорить, что, дескать, без учета общественного мнения ничего такого и делать не собирались.
     Мы далеки от мысли, что в Нижегородской области на официальном уровне таким вот превратным образом понимают вопросы охраны культурных и исторических ценностей. Скорее всего, это чья-то скоропалительная и не отягощенная нравственностью попытка подзаработать. Может, услышали, что в каком-то российском селе организовали музей Бабы-яги да и замыслили сварганить свою кунсткамеру районного масштаба. В наши рыночные времена каждый норовит запатентовать свой бренд, невзирая на его идеологическую окраску. Деньги, как известно, не пахнут.
     Но раз кому-то - даже на уровне бизнес-идеи - пришло в голову увековечить память одного из самых одиозных персонажей отечественной истории, значит, наша общая историческая память тоже подвержена коррозии. Ведь ничуть не меньше во всей этой истории поражает реакция на возможность появления музея генерала-предателя со стороны его нынешних земляков. Особенно тех, кто помоложе. Одни из них говорят, что, дескать, нет ничего зазорного в том, если здесь разобьют аллейки, высадят газон, установят мемориальную доску - хоть какое-то благоустройство! Другие призывают не стесняться истории своего села - «какой бы она ни была». Глава сельской администрации и вовсе проявляет чудеса изобретательности, призывая «не воспитывать молодежь на предательстве» и в то же самое время полагая, что факт нахождения подобного музея в Ломакино будет всем показывать, что это самое предательство «ни к чему хорошему не приведет». Следуя этой логике, на родине Адольфа Гитлера в маленьком городке Браунау, расположенном в 120 километрах восточнее Вены, давно пора отгрохать мемориальный комплекс и возить туда туристов для антифашистской прививки.
     ...Хуже всего, если в хибару, где доживает свой век 85-летняя пенсионерка, кто-нибудь запустит «красного петуха». Такие угрозы сегодня уже звучат. Ведь пока все гадают, появится ли в ста метрах от обелиска павшим за Родину жителям села Ломакино мемориальная доска тому, кто эту Родину предал, пока в высокие инстанции летят гневные письма, а некоторые партии клеймят позором «политических перевертышей», никто не говорит о главном.
     О том, что в Ломакино должно быть комфортно жить. Когда там будут нормальные дома, дороги, магазины, больницы, когда село будет развиваться, а не вымирать, никому, уверен, в голову не придет «пиарить» его при помощи земляка-предателя. Вот о чем не худо бы задуматься и районному, и областному начальству...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex