Доводилось ли вам когда-нибудь видеть, как буквально из ничего на пустом месте появляется вдруг боевая машина? Причем в голом поле, где люди проваливаются в еще не растаявший весенний снег по колено. Думаю, что вряд ли. А вот мне довелось. Два непонятных свертка, одну маскировочную сеть и один двигатель несколько солдат в считаные минуты превращают в зенитный комплекс С-300. Как, спросите вы? Очень просто, его надувают...
Что скрывать, впервые увидев это, я был поражен. Вот бойцы споро растаскивают два свертка, вытягивая их в длину и расправляя на снегу. Вот покрывают их сверху маскировочной сетью. Вот подключают двигатель. Движок начинает работать, нагнетая воздух в гигантский воздушный шар в форме огромной боевой машины. Именно такая махина и вырастала передо мной. Вырастала, превращаясь в хорошо знакомый силуэт зенитного комплекса. Когда ее облик сформировался, солдаты инженерно-маскировочного полка, разбежавшись от нее во все стороны, начали закреплять маскировочную сеть, укрепляя в снегу колышки. И вот за несколько минут в снегу, в чистом поле, буквально из ничего появился передо мной зенитный комплекс. И видно вроде бы, что ненастоящий он... Но стоит отойти чуть подальше, как впечатление резко меняется – кажется, что в небо нацелены самые что ни на есть настоящие ракеты, готовые покарать любого нарушителя воздушного пространства.
Мое впечатление подтвердил и командир взвода инженерной техники старший лейтенант Илья Гусев, чьи подчиненные несколько минут назад на моих глазах произвели это маленькое рукотворное чудо:
- Не так давно мы вернулись с учений в Юрге. Показывали там, кроме уже знакомого вам ложного зенитного комплекса ЛЗК-1, и другие макеты – танки Т-72 и Т-80, самолеты, созданные по тому же принципу. Комплекс этот на данный момент стоит на вооружении только в нашем полку, потому привлек большое внимание со стороны генералов и офицеров. Многие, подходя к нашей позиции, даже не понимали сначала, что перед ними стоит ненастоящая военная техника.
Интересно, что комплекс для имитации жизнедеятельности ЛЗК-1 способен обмануть не только случайного зрителя, но и самого технически оснащенного. Ведь отличить изображаемую им технику от настоящей нельзя не только визуально с более-менее приличного расстояния, но также благодаря постоянно работающему двигателю и в тепловом диапазоне. Не справится с такой задачей и радиоразведка – внутри макета есть специальный отражающий слой. А для полной схожести с настоящей боевой машиной за каждым макетом закреплены несколько военнослужащих, изображающих постоянную деятельность. Так что и самый внимательный наблюдатель с биноклем в руках не сможет понять – настоящая перед ним техника или надувная.
Нужно отметить, что разработка эта хоть и стоит сейчас на вооружении в единственном полку, полностью себе оправдала, так что в скором времени она начнет поступать во все части, где положено ей быть по штату.
Наблюдая за развертыванием макета и слушая рассказ моего собеседника, я поймал себя на мысли, что столь легко и непринужденно справляться с такой задачей могут только настоящие профессионалы. Однако при этом все военнослужащие (кроме командира, естественно), работающие с этой чудо-техникой, проходят военную службу по призыву. Хотя большинство из тех, кто разворачивал макет на моих глазах, готовился в скором времени к увольнению в запас, отслужив по полтора года, но были среди них и те, кто призван на военную службу лишь недавно. Делается это в рамках особой системы подготовки военнослужащих, применяемой в части.
- За каждым молодым солдатом мы закрепляем старослужащего, чтобы тот его обучал и натаскивал, – рассказывает старший лейтенант Гусев. – К примеру, был у нас маскировщик – рядовой Иванов. Обучен он был развертыванию ЛЗК. Есть и молодой солдат – Петров. И Иванов, перед тем как уволиться, на общем занятии показывает Петрову, что и как нужно ему делать в рамках своей должности при выполнении поставленной задачи. То есть занимается непосредственным обучением одного конкретного человека. Сделано это для того, чтобы не вся работа ложилась на командира, но и сами солдаты принимали в ней непосредственное участие. А командиры, видя, что солдат работает, занимается обучением молодого пополнения, не оставляют это без внимания, то есть всячески поощряют подобный обмен опытом.
Нужно отметить, что инженерно-маскировочный полк, в котором я побывал, – единственный в России. При этом развертывание подобных «надувных» позиций вовсе не единственная его задача. Занимается он имитацией, оборудованием ложных районов позиций войск. Думаю, с более традиционными средствами маскировки доводилось сталкиваться в жизни всем нашим читателям. Маскировочные сети, покраска техники под цвет местности, ложные окопы и командные пункты... Множество способов придумано для того, чтобы сберечь жизни солдат, не допустить вражеских ударов по позициям наших войск. Пусть лучше тратит враг свои боеприпасы на надувные танки, а от настоящих в ответ получает сам. Именно эти задачи и выполняют военнослужащие полка.
Естественно, не выходя из учебных классов, освоить такую науку невозможно, потому и обучение военнослужащих построено таким образом, чтобы имели они возможность получить максимум практики. То есть теоретические занятия по каждому предмету могут быть за весь период обучения один – максимум два раза. И объясняется на них самая суть предмета – для чего, к примеру, предназначена маскировка или техническая подготовка, что они в себя включают. Затем идет чистая практика, благо богатая материальная база полка это позволяет. Видимо, не зря летом этот уникальный полк получит статус части постоянной боевой готовности.