на главную страницу

21 Апреля 2009 года

Страна и мир

Вторник

Финны дают добро

Вадим МАРКУШИН.



     В понедельник Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев прибыл с двухдневным государственным визитом в Финляндию – страну, которая двести лет назад вошла в состав Российской империи на правах автономного Великого княжества Финляндского. Этот исторический факт учтен в программе пребывания высокого российского гостя. В частности, во вторник Дмитрий Медведев и его финская коллега Тарья Халонен посетят город Порвоо, в Кафедральном соборе которого в марте 1809 года финляндский сейм принес присягу верности Александру Первому.
     Во вторник же глава Российского государства посетит мемориальное кладбище Хиетаниемик. Президент возложит венки к Кресту героев и могиле главнокомандующего финской армией, президента Финляндии Карла Маннергейма, а также цветы к могиле восьмого президента Финляндии Урхо Кекконена. Как сказал в этой связи помощник Президента РФ Сергей Приходько, это будет свидетельством «широкого и открытого взгляда на историю».
     Деловая часть визита была посвящена торгово-экономическому сотрудничеству в условиях мирового финансового кризиса. В прошлом году объем торговли вырос сразу на 42 процента, превысив 22 миллиарда долларов. Жизнь, однако, выдвинула новые задачи, обставив их известными трудностями исторического момента.
     И не только финансовыми. Требует своего решения проблема европейской безопасности. Тут, кстати, тоже близится юбилей: в будущем году исполняется 35 лет подписанию Хельсинкского Заключительного акта, который в годы «холодной войны» явился воистину прорывом в отношениях между Востоком и Западом. В общем, отдельная тема российско-финских переговоров на высшем уровне и бесед с представителями финской общественности – разработка фундаментального договора о европейской безопасности. Как сообщают, Медведев представил финской стороне более конкретные предложения по подготовке этого стратегического документа.
     Одна из злободневных европейских проблем – энергобезопасность. Москва и Хельсинки призваны ее решать прежде всего на балтийском участке строительства газопровода «Северный поток». Сейчас, судя по всему, происходит важный позитивный сдвиг – руководители двух стран пришли к согласованной позиции в отношении прокладки трубы по дну Балтийского моря.
     Сухопутную российскую часть артерии протяженностью более 900 километров «Газпром» начал строить в конце 2005 года, напоминает ИТАР-ТАСС. Морской участок (1.220 км) построит международная корпорация Nord Stream, в которую входят «Газпром», немецкие концерны BASF и E.ON, голландская Gasunie. Подводный маршрут изучался несколько лет и корректировался, чтобы не нанести ущерба экологически чувствительным районам. Были учтены места захоронения боеприпасов времен Второй мировой войны, другие особые зоны. Первую очередь газопровода предполагается ввести в эксплуатацию в 2011 году, вторую – в 2012 году. Прокладка по дну начнется в начале 2010 года, после утверждения оценок экологов соответствующими госорганами России, Финляндии, Швеции, Дании и ФРГ.
     Топливно-энергетическая сфера и в более широком контексте представляет для Москвы и Хельсинки предмет особого внимания, отметил в беседе с журналистами Сергей Приходько. По его словам, Россия на 100 процентов обеспечивает потребности Финляндии в природном газе, почти на 70 процентов – в сырой нефти, на треть – в каменном угле, на 10 процентов – в электроэнергии. Но, как бы то ни было, главный обсуждаемый сегодня вопрос – проект прокладки трубы по морскому дну через экономическую зону Финляндии. А здесь финны предъявляют самые жесткие требования экологического порядка.
     В числе обсуждаемых тем – сотрудничество в лесном хозяйстве. И хотя это отдельный вопрос, в переговорной тактике он может сыграть существенную роль. В этом плане следует учитывать, что работа многих финских целлюлозно-бумажных комбинатов ориентирована на поставки российского сырья. Соответственно тут могут быть определенные преференции, таможенные послабления и т.п.
     Важное место на встрече глав России и Финляндии, кроме того, занимают вопросы эффективного функционирования российско-финской границы, развития ее инфраструктуры, совершенствования процедур таможенного и пограничного контроля. На переговорах обсуждался проект создания скоростного пассажирского железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Ожидается, что первый скоростной пассажирский состав на этом маршруте появится уже в конце 2010 года. Кроме того, принимаются меры по повышению экономической привлекательности грузовых перевозок по железной дороге.
     Уже становятся традиционными выступления Медведева в студенческих аудиториях. На этот раз он пообщался со студентами и преподавателями Хельсинкского университета. Президент РФ также встречался с лидерами парламентских фракций.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex