Один из крупнейших парусников мира, легендарный барк «Крузенштерн» вышел из порта Калининграда для совершения трансатлантической экспедиции, которая посвящена трем знаменательным датам: 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, 90-летию российской рыбной промышленности и 60-летию первой российской сельдяной экспедиции, отправленной из калининградского порта в Атлантику.
Первый этап плавания «Крузенштерна», общая протяженность которого составит 12 тысяч морских миль, пройдет в северной части Атлантического океана и продлится до 5 сентября этого года. Барк посетит 12 портов Нидерландов, Германии, Испании, США, Канады и Исландии. Начало экспедиции «Крузенштерна» совпало с международной парусной регатой «Вызов Атлантики парусным судам-2009», которая включает гонки крупнейших парусников мира. Российский «Крузенштерн» также примет участие в этом престижном состязании. Он пройдет от порта Виго в Испании через Канарские и Бермудские острова до Галифакса в Канаде. Кроме того, барк зайдет в Большую Ньюфаундлендскую банку и Южный Лабрадор.
В Бостоне (США) на «Крузенштерне» планируется проведение мероприятий, посвященных объединению российской и зарубежной Православных церквей. В Северо-Западной Атлантике, в районе работы первой российской сельдяной экспедиции, на борту судна состоятся митинг, посвященный памяти погибших рыбаков, и торжественное возложение венков на воду. В германском Бремерхафене, на верфях которого барк был построен в 1926 году, «Крузенштерн» примет участие в традиционном морском фестивале.
Второй этап трансатлантической экспедиции начнется 25 сентября и продлится 205 дней.
Напомним, что барк «Крузенштерн», первоначально именовавшийся «Падуя», был построен как грузовой парусник для перевозок на линиях Европа - Южная Америка. В свой первый рейс, 30 августа 1926 года, «Падуя» вышла под командованием капитана Карла Шуберга. В трюмах находился груз для одной из строительных компаний в Вальпараисо - 290 бочек карбида и извести, 7.200 мешков цемента и других материалов.
С началом Второй мировой войны трансокеанские рейсы судна прекратились. Первые месяцы после начала боевых действий «Падуя» находилась в Гамбурге, в мае 1940 года ее перевели на Балтику. После нападения Германии на Советский Союз «Падуя» долгое время была в отстое. В апреле 1943 года барк перешел в Ригу, где вместе с парусниками «Дойчланд» и «Коммодор Йонсен» служил стационарным учебным судном. В феврале 1944-го его отбуксировали в Данию, а затем во Фленсбург, где он простоял до конца войны. А в январе 1946 года «Падуя» по репарации была передана Советскому Союзу. Барк в феврале того же года получил новое имя «Крузенштерн» в честь прославленного российского мореплавателя.
Некоторое время парусник стоял на приколе в качестве плавучей казармы Военно-морского флота. А в 1959 - 1961 гг. был капитально отремонтирован и переоборудован. На нем установили главные и вспомогательные двигатели. И уже в 1961 г. под командованием капитана П.В. Власова барк снова вышел на океанские просторы. Теперь уже в качестве научно-исследовательского судна Академии наук СССР и учебного судна для курсантов.
Водоизмещение парусника при максимальной осадке - 5.825 тонн. Парусное вооружение состоит из 31 паруса общей площадью 3.900 квадратных метров. Высота мачт от ватерлинии - 56 метров. На борт барк может брать более 160 курсантов.