на главную страницу

22 Апреля 2009 года

Армия и общество

Среда

Во имя общей безопасности

Подготовил Виктор ХУДОЛЕЕВ, «Красная звезда».



Несмотря на многочисленные высказывания в СМИ о том, что Содружество Независимых Государств якобы распадается, эта организация продолжает жить и приносить пользу странам, которые остаются ее членами. Среди основных причин, по которым Содружество продолжает, причем небезуспешно, существовать, - стремление искать и находить общие интересы там, где они объективно присутствуют. А они есть во всех сферах. В сфере безопасности, в гуманитарной, социально-экономической, финансовой, культурной и многих других областях.
  Сотрудничество по военно-политическому направлению развивается особенно продуктивно. За вопросы военной политики и военного строительства в системе СНГ отвечает отдельный орган - Совет министров обороны государств - участников СНГ, который был создан в соответствии с решением совета глав государств СНГ от 1 февраля 1992 года.
  О повседневной деятельности совета, задачах и проблемах, стоящих перед ним в нынешней непростой военно-политической обстановке, о путях их решения пойдет речь под ставшей уже традиционной рубрикой «Вопрос - ответ».

     «Какие функции сегодня возложены на Совет министров обороны государств - участников СНГ?»
     В системе СНГ есть органы, которые действуют на постоянной основе. Высшим органом Содружества является совет глав государств, который принимает важнейшие стратегические решения в политической сфере в интересах всех государств-участников. Готовят эти решения советы глав правительств, министров иностранных дел, министров обороны.
     Если же говорить о первоначальной задаче Совета министров обороны, то она заключалась в безболезненном «разводе» и разделе огромного военного потенциала (в том числе ядерного), оставшегося от Советского Союза. Эта задача была успешно решена. За более чем 15 лет деятельности советом в общей сложности принято свыше 500 важнейших решений в военной сфере.
     На нынешнем этапе главная задача Совета министров обороны СНГ - это проведение скоординированной политики в области военного строительства и обеспечения безопасности.
     Сюда входят разработка и представление на рассмотрение совета глав государств и совета глав правительств СНГ предложений по координации усилий государств - участников Содружества, направленных на предотвращение вооруженных конфликтов на территориях стран СНГ и их внешних границах, по сближению нормативно-правовых актов в области военного строительства и социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. Кроме того, Совет министров обороны согласовывает усилия военных ведомств государств - участников Содружества по вопросам реализации соглашений и других документов, принятых главами государств СНГ в области обороны и военной безопасности, создания военно-научной базы, развития систем управления войсками (силами), оборудования в оперативном отношении территорий стран Содружества, обеспечения экологической безопасности на военных объектах. Совет министров обороны также рассматривает предложения по вопросам подготовки и применения групп военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира в СНГ.
     «Нужна ли для проведения скоординированной политики в области военного строительства и обеспечения безопасности государствам - участникам СНГ единая военная доктрина?»
     В том случае когда существуют союзнические отношения, в идеале должна быть и единая военная доктрина. В СНГ же пока отношения партнерские, и они формируются на основе концепции, которая разрабатывается на 5-летний срок. Концепция утверждается советом глав государств, в ней находят отражение вопросы, которые интересны всем членам СНГ. В этом году начата разработка новой концепции развития вооруженных сил СНГ, рассчитанная на перспективу до 2015 года. Этой концепции и будут придерживаться все страны Содружества.
     «По каким направлениям и с какими государствами сотрудничество наиболее активно?»
     Сотрудничество в формате Совета министров обороны СНГ развивается по трем основным направлениям - военно-политическое, военно-техническое и собственно военное.
     Если говорить о военно-политической сфере, то это та область, где проявляется общая заинтересованность. Самый свежий пример - в прошлом году возник вопрос о нераспространении переносных зенитно-ракетных комплексов. Все страны Содружества позитивно отнеслись к нему, и соответствующее соглашение было подписано. Сейчас оно качественно развивается.
     Недавно 10 из 12 стран СНГ подписали общее соглашение в области военно-технического сотрудничества. Но по большому счету в этой области Россия наиболее интегрирована с тремя ближайшими соседями - Белоруссией, Казахстаном и Украиной.
     Военную компоненту деятельности Совета министров обороны на временной основе обеспечивают десять комитетов: комитет начальников штабов, военно-технический комитет, комитет руководителей органов связи и другие - вплоть до гидрометеослужб. Здесь наиболее убедительным примером тесного сотрудничества является создание объединенной системы ПВО, на которую выделяются значительные средства (порядка 100 млн. рублей в этом году). Сейчас мы создаем объединенную систему связи. Кроме того, ежегодно в разных точках Содружества проводятся совместные учения различного формата.
     Добавим, что страны СНГ тесно сотрудничают в противодействии терроризму и наркотрафику. В последние годы налажено тесное взаимодействие с Антитеррористическим центром СНГ, который работает под эгидой совета руководителей органов безопасности Cодружества.
     «Председательство в Совете министров обороны СНГ переходящее?»
     Формально да. Но, поскольку Россия является системообразующим государством, председателем традиционно выбирают российского министра. Сейчас это Анатолий Эдуардович Сердюков, который пользуется высоким авторитетом у коллег.
     «Вопрос о базировании в Севастополе Российского флота удастся решить или же России придется флот со временем выводить?»
     Этот вопрос касается не многостороннего военного сотрудничества, а двусторонних отношений России и Украины. Надо быть готовыми к любому развитию событий. Россия так и поступает, готовя военно-морскую базу в Новороссийске. Однако время до 2017 года еще есть, и надо работать с украинской стороной таким образом, чтобы решить этот вопрос с пользой для обеих стран в интересах общей безопасности.
     «Как решается вопрос, касающийся оперативной совместимости войск? Раньше все офицеры и генералы учились по единым программам. Сейчас же многие страны учат своих офицеров на Западе, пытаются внедрять западные модели управления войсками.»
     Сегодня страны СНГ при создании и комплектовании своих армий берут в качестве образца российские Вооруженные Силы. Кроме того, высшее военное руководство армий стран СНГ проходит подготовку в России, а конкретно в Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ - кузнице высших командных кадров для всех государств Содружества.
     Пока еще в вооруженных силах всех государств СНГ служит поколение офицеров, способное общаться на одном языке в прямом и переносном смысле. Этот язык русский, который является официальным языком Содружества.
     В перспективе подготовка кадров вооруженных сил стран СНГ, конечно, будет осуществляться в разных центрах.
     «В Молдавии вопреки соглашению о социально-правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных со службы, и членов их семей, подписанному в рамках СНГ 14 февраля 1992 года, обеспечиваются только те военные пенсионеры, которые имеют гражданство этой страны. Как можно решить проблему?»
     Упомянутое соглашение предполагает, во-первых, что все военнослужащие советских Вооруженных Сил имеют право на пенсию в любом государстве, где бы они ни оказались после завершения своей службы. Второе: при переезде из одного государства в другое им перерассчитывают пенсию исходя из таблицы приравнивания должностей одного государства к другому. Разного рода коллизии, а их достаточно много, решает экономический суд СНГ, который занимается и социальными вопросами.
     «Каковы перспективы координации военного, военно-политического, военно-технического сотрудничества в странах СНГ?»
     На своем участке деятельности Совет министров обороны СНГ призван делать все, чтобы как можно чаще встречаться в Москве, а не в Брюсселе. У министров должны быть общие темы для разговоров, точки соприкосновения взаимных интересов вне зависимости от политических предпочтений.
     Так, мы ежегодно проводим фестиваль военной песни «Виват победа!» в городе Зеленограде, спартакиаду дружественных армий, организуем сборы военных психологов, юристов, врачей и экологов. Второй год проводится конкурс «Мировой парень». Он зарождался как состязание лучших рядовых и сержантов по контракту Вооруженных Сил России, а в прошлом году первый раз прошел в формате Содружества. Первые места в разных номинациях, кроме россиян, заняли украинцы, белорусы, казахи, киргизы, армяне.
     
По материалам выступления секретаря Совета министров обороны государств - участников СНГ генерал-лейтенанта Александра СИНАЙСКОГО в программе «Военный совет» - совместного проекта телеканала «Звезда» и радиостанции «Эхо Москвы».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex