на главную страницу

22 Апреля 2009 года

Большая игра

Среда

Стабильность или хаос?

Андрей ДИЕВ,
  эксперт Института геополитической информации «Энергия».



     В НОЧЬ на 9 апреля на туркменском газопроводе Давлетобат – Дарьялык, вблизи границы с Узбекистаном, произошел разрыв с возгоранием. В результате были прекращены поставки туркменского газа в Россию по трубопроводу САЦ-4 (Средняя Азия – Центр-4). Это происшествие, само по себе не столь значительное в практике транспортировки «голубого топлива», оказалось тем не менее в центре внимания мировых СМИ и даже вызвало заявления МИД Туркменистана.
     Туркменская сторона выступила с упреками в адрес российских газовиков, считая причиной аварии одностороннее нарушение российской компанией «Газпромэкспорт» норм и правил закупки природного газа. По версии Ашхабада, 8 апреля в 11 часов утра российская компания без предварительного уведомления туркменской стороны начала резко сокращать объемы отбираемого туркменского газа, в результате чего на газопроводе на территории Туркменистана произошел разрыв. Правда, позднее эта версия была уточнена: «Газпромэкспорт» обязан был оповестить партнеров об изменении объемов пропуска газа минимум за неделю, а письмо от него пришло, якобы, только накануне аварии – к концу дня 7 апреля.
     В связи с этим у туркменских газовиков, видимо, не хватило времени для подготовки газовых скважин и других элементов газотранспортной инфраструктуры к изменению технологического режима работы. Но есть и другая точка зрения. Ее придерживается не только российский «Газпромэкспорт», но и независимые аналитики. Трубопроводная система на территории Туркменистана создавалась еще в советское время и в последующем существенно не модернизировалась. Поэтому изношенные трубы газопровода могли лопнуть, не выдержав повышения давления газа. По словам заведующего отделом Средней Азии и Казахстана московского Института стран СНГ Андрея Грозина, взрыв случился из-за аварии, ставшей результатом плохого обслуживания и ремонта. Взрывы, как утверждается в СМИ, происходили на туркменской территории и раньше, но о них не сообщалось.
     Инцидент, конечно, досаден и не способствует укреплению доверия между компаниями двух стран, не первый год взаимодействующими в поставках туркменского газа в Россию. И очевидно, что выяснение причин аварии целесообразно вести не на дипломатическом уровне, а в плоскости газовых технологий, чтобы выработать механизм предотвращения подобного рода происшествий в будущем.
     Болезненность произошедшего на туркменском газопроводе усугублена тем, что спрос на туркменское «голубое топливо» со стороны «Газпрома» резко уменьшился. Потребление туркменского газа сократилось, как сообщали СМИ, на 90 процентов. И после ремонта газопровода это снижение закупок остается в силе. Между тем Туркмения – крупнейший поставщик среднеазиатского газа «Газпрому».
     

     Наша справка. В 2008 году «Туркменгаз» добыл 70,5 млрд. кубометров природного газа, из которых экспортировал, по официальным данным, свыше 47 млрд. кубометров. В 2009 году было намечено добыть более 75 млрд. кубометров газа (экспорт в РФ ожидался в объеме до 47 млрд. кубометров, в Иран – до 8 млрд.).
     

     Аналитики считают, что длительное ограничение «Газпромом» закупок газа может вызвать серьезные финансовые проблемы у Ашхабада. Продажа газа – основной источник экспортных доходов республики, и теперь ей придется консервировать значительную часть своих газовых скважин. Продать излишки газа другим странам невозможно из-за отсутствия альтернативных маршрутов, а крупные подземные хранилища газа в Туркменистане отсутствуют.
     В ПОСЛЕДНИЕ годы туркменское «голубое топливо» играло важную роль в газовом балансе России. В условиях экономического роста в странах Евросоюза их спрос на газ постоянно увеличивался, поэтому значительные объемы добываемого в России топлива шли именно для удовлетворения энергетических потребностей ЕС, а также Украины и Белоруссии. Чтобы обеспечить в необходимых объемах внутреннее потребление в самой Российской Федерации, «Газпрому» приходилось закупать природный газ в постсоветских республиках Центральной Азии (Туркменистан, Узбекистан, Казахстан).
     Еще год назад многие аналитики предрекали, что России скоро будет затруднительно выполнять свои обширные экспортные обязательства без проблем с обеспечением газом собственной экономики. Но начавшийся осенью прошлого года глобальный финансовый кризис опроверг эти прогнозы отечественных и западных экспертов. Выяснилось, что в ближайшие годы речь пойдет не о нехватке, а об избытке природного газа.
     Россия и без среднеазиатского газа ныне способна удовлетворять резко сократившиеся потребности экономик Евросоюза, Украины и Белоруссии, а также внутренний спрос. В частности, на Украине, согласно расчетам специалистов «Нафтогаза Украины», общее потребление газа на протяжении года составит около 56 млрд. кубометров, из них собственная добыча даст 20,6 млрд., импорт из России – 33 млрд., остальной объем будет покрыт за счет газа, который накоплен в подземных хранилищах. Первоначально же Украина планировала закупить у «Газпрома» в 2009 году 50-55 млрд. кубометров.
     В свою очередь зампред правления «Газпрома» Валерий Голубев недавно сообщил, что в результате финансового кризиса «Газпром» будет вынужден снизить добычу газа на 10 процентов в течение следующих четырех-пяти лет. В абсолютном выражении это снижение составит 60-70 млрд. кубометров в год, что превышает нынешние закупки «Газпрома» в Туркменистане или годовое потребление газа на Украине. В 2009 году «Газпром» добудет 492 млрд. кубометров, что на 11,5 процентов ниже уровня 2008 года и даже ниже уровня 1987 года (497 млрд. кубометров). Минфин придерживается еще более пессимистических оценок, прогнозируя падение добычи по итогам года на 20 процентов.
     «Газпром» не только снизил собственную добычу «голубого топлива», но и рекомендовал сокращение другим отечественным нефтегазовым компаниям, которые используют для транспортировки газа его трубопроводную сеть. Ситуация в газовой сфере, как видим, драматическим образом меняется. На европейском рынке падает цена на «голубое топливо», соответственно падает выручка от экспорта. В этих условиях Туркменистан оказался в числе пострадавших от мирового экономического кризиса. Его газ сегодня не востребован в прежних объемах.
     НАЙТИ альтернативных покупателей газа для Ашхабада непросто. Гипотетически существует несколько вариантов маршрутов: в Китай, Иран и далее в Пакистан и Индию, газопровод «Набукко» (по имени древнего вавилонского правителя Навуходоносора) в Европу в обход России. Газопровод в Китай уже строится. Ожидается, что с будущего года туркменский газ начнет поступать в Поднебесную по трубопроводам, проложенным через территорию Узбекистана и Казахстана. Это – до 30 млрд. кубометров в год (правда, цена, как предполагают аналитики, будет значительно ниже европейской).
     С Ираном Туркменистан уже связывает газопровод, но пропускная способность у него небольшая. Сейчас иранцы покупают 7-8 млрд. кубометров природного газа, и существуют договоренности увеличить объем импорта из Туркменистана до 10 млрд. куб. м в год.
     Сложнее обстоит дело с «Набукко» (проектная мощность – 31 млрд. кубометров). Для Ашхабада очевидно, что лоббируемый Вашингтоном и некоторыми проамериканскими кругами в штаб-квартире Евросоюза газопровод через турецкую территорию в Европу имеет антироссийский геополитический контекст. Да и времени на его сооружение потребуется немало. К тому же в условиях ожидаемой «второй волны» глобального финансового кризиса вряд ли найдутся серьезные инвесторы для его финансирования.
     Объективно, с экономической точки зрения, европейской экономике выгоднее реализация предлагаемого Россией проекта газопровода «Южный поток» (South Stream), гарантирующего поставки топлива в страны Южной и Центральной Европы. Его пропускная способность составит
     31 млрд. кубометров с возможностью увеличения на 16 млрд. кубометров. Кроме того, трубопроводный проект «Северный поток» (Nord Stream) может доставить в Германию еще
     55 млрд. кубометров газа. В общей сложности в случае реализации обоих проектов страны Евросоюза получат дополнительно более 100 млрд. кубометров «голубого топлива».
     

     Наша справка. Существует опасность блокирования некоторыми балтийскими странами прокладки подводной части газопровода до Германии. Но современные технологии предоставляют альтернативный вариант транспортировки – сжиженный природный газ (СПГ). Проект «Балтийский СПГ» уже стоял на повестке дня, но в прошлом году было решено, что строительство газопровода «Северный поток» и освоение Штокмановского месторождения, в рамках которого также планируется производство СПГ, являются более конкурентоспособными проектами. На днях стало известно, что в связи с изменившейся ситуацией на газовом рынке «Газпром» может вернуться к проекту строительства Балтийского завода по производству СПГ.
     

     

     16 апреля 2009 года энергетическая компания RWE (Германия) заключила с правительством Туркмении предварительный договор о поставках природного газа из Центральной Азии в Европу. По словам исполнительного директора RWE Юргена Гроссмана, соглашение также предполагает разработку 23-го блока туркменского месторождения нефти и газа на шельфе в Каспийском море. RWE является членом консорциума, занимающегося строительством европейского газопровода «Набукко», по которому, как ожидается, топливо будет поставляться в Европу в обход России.
     
Из сообщений информационных агентств.

     

     ПЛАМЯ взрыва газа на лопнувшей туркменской трубе высветило продолжающуюся борьбу за энергоресурсы Центральноазиатского региона, геополитический баланс сил в котором меняется. Основные участники «большой игры» в Центральной Азии вынуждены делать ходы в обстановке общемировой неопределенности и изменившегося соотношения сил. Китай, который еще десять лет назад рассматривался как аутсайдер, сегодня проявляет себя все больше как один из основных центров силы, без которого невозможно создать новую архитектуру мировой финансовой системы.
     Как отмечает политический обозреватель ИТАР-ТАСС Марат Абулхатин, если проследить политику Китая в отношении новых субъектов международного права – независимых государств в Центральной Азии, возникших в результате распада СССР, то поначалу Пекин основное внимание уделял решению погранично-территориальных проблем. Именно это направление во внешней политике Китая стало определяющим в начале 1990-х годов. Решение пограничных проблем позволило КНР и странам Центральной Азии создать основы архитектуры своих отношений, которые на сегодняшний день характеризуются стабильностью и многоплановым сотрудничеством.
     Повышение роли в Центральной Азии продолжает оставаться одним из приоритетных направлений внешней политики Пекина, для которого в этом регионе существуют две сферы обеспечения своих стратегических интересов – это вопросы безопасности и экономического сотрудничества. Что касается безопасности, то речь идет о нейтрализации ряда взаимосвязанных угроз – наркотрафика, уйгурского сепаратизма, религиозного экстремизма, прибегающего к террористическим методам.
     В области экономического сотрудничества для Пекина особенно важны энергоресурсы. По существовавшим до начала мирового кризиса прогнозам, к 2020 году потребность азиатской державы в нефти составит порядка 380 – 400 млн. тонн в год при собственной нефтедобыче 170 – 180 млн. тонн. Растет потребность Китая и в природном газе. Ведущими партнерами Пекина в энергетической сфере являются Казахстан и Туркменистан. Общий объем китайских капиталовложений в строительство газопровода «Центральная Азия – Китай» превысит 7 млрд. долларов. Пекин заинтересован придать экспортным потокам среднеазиатских углеводородов восточный вектор.
     Значительные усилия прилагает Китай и для развития инфраструктуры стран Центральной Азии. К 2010 году планируется построить китайско-киргизско-узбекскую железную дорогу. Сотрудничество с постсоветскими республиками Средней Азии важно для Пекина и с точки зрения реализации стратегического плана освоения своих западных районов. Для этого необходимы огромные сырьевые ресурсы, которыми как раз и располагают центральноазиатские государства. Бизнес западных провинций Китая не в состоянии конкурировать с приморскими районами России ориентированными на экспорт в США и Европу, но торговля со странами Центральной Азии позволяет ему обеспечить интенсификацию экономического развития обширных пространств западной части КНР.
     АКТИВНЫв Центральной Азии и США. Их козырь – новые технологии, в том числе в добыче полезных ископаемых, а также (до начала мирового кризиса) огромные финансовые ресурсы. Вашингтон стремится использовать для закрепления в Центральной Азии и нестабильную ситуацию в Афганистане. Под предлогом стабилизации положения в этой стране и противодействия «международному терроризму» американцы по-прежнему пытаются вовлечь в свою орбиту бывшие республики СССР, превратив их в тыловой район для Международных сил содействия безопасности (International Security Assistance Force – ISAF) в Афганистане.
     

     Наша справка. В настоящее время силы ISAF в Афганистане насчитывают порядка 70 тыс. военнослужащих. Вскоре их численность возрастет до 87 тысяч за счет переброски туда 17 тыс. американских военнослужащих (в стране уже около 30 тыс. солдат и офицеров из США). 27 марта президент США Барак Обама объявил о новой афганской стратегии США, предполагающей интенсификацию «замирения» Афганистана. Усилить свои воинские контингенты могут и некоторые страны Евросоюза, в том числе Германия. Натовские страны уже располагают на афганской территории 28 базами, из них 13 – авиабазы.
     

     Втягивание в афганский конфликт может осуществляться и через организацию транзита грузов для натовского контингента. Один из возможных маршрутов: черноморские порты Грузии – Азербайджан – Каспий – Туркменистан. В связи с этим нелишне будет напомнить, что новейшая история уже показала: там, где на территории стран СНГ создаются американские опорные пункты, появляются сотрудники спецслужб США, организующие подпитку «цветных революций».
     Симптоматично и то, что любая трещина в отношениях РФ с ее постсоветскими республиками Средней Азии сразу же становится темой комментариев западных СМИ. Та же авария на туркменском газопроводе немедленно породила публикации, авторы которых проталкивали идею диверсификации Туркменистаном своего газового экспорта. Так, британская «Файнэншл таймс» писала: «Данный инцидент продемонстрировал зависимость Туркменистана от российских экспортных маршрутов. Это может привести к активизации усилий Европейского Союза по налаживанию импорта туркменского газа через каспийский трубопровод, который должен пройти в обход России».
     Конечная цель усилий западных центров силы, видимо, та же – вытеснение России из Центральной Азии или по крайней мере максимальное уменьшение ее экономического и политического влияния в регионе. По сути, это – следование британской политике второй половины XIX века, когда две империи – Британская и Российская – вели соперничество за контроль над Центральной Азией. Думается, что в данном случае сказывается инерция геополитического мышления, сохраняется иллюзия способности поставить под военно-политический контроль регион, который в новой исторической ситуации – начавшемся мировом экономическом кризисе – Западу не «вестернизировать». Его вмешательство в политические процессы в среднеазиатских республиках чреваты лишь активизацией религиозного экстремизма и сил, отвергающих светскую модель государства. В конечном счете, это создает в регионе воронку нестабильности и социального хаоса, в которую могут оказаться втянуты многие государства Евразии.
     Если Запад действительно стремится к сохранению стабильности в регионе, то куда разумнее отказ от прежней стратегии вытеснения России. Ведь на данный момент РФ остается там наиболее сильным игроком, способным невоенными средствами препятствовать распространению религиозного экстремизма. В странах постсоветской Центральной Азии, как отмечают эксперты, по-прежнему сохраняется сильное российское влияние – традиционные многогранные культурные и экономические связи с Россией, наличие общего информационного пространства, русскоязычной диаспоры и пророссийских национальных элит.
     Весь вопрос в том, к чему стремятся за океаном: к стабильности в Центральной Азии или к региональному хаосу, который надолго лишит энергоресурсов и Россию, и Китай, и Евросоюз.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex