на главную страницу

24 Апреля 2009 года

Армия и общество

Пятница

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Михаил СОРОКИН:
ТРАДИЦИИ В ЗАПАС НЕ УХОДЯТ

Подготовил Виталий ДЕНИСОВ, «Красная звезда».



В Вооруженных Силах Российской Федерации начался новый этап реформирования, при котором особое значение будет придаваться переходу на новую организационно-штатную структуру войск и сил флота. В этот период времени значительное число прославленных объединений, соединений, воинских частей (кораблей) и организаций, имеющих почетные наименования, боевые знамена и государственные награды, будут расформированы.
  В целях сохранения боевых традиций, воспитания военнослужащих в духе преданности Отечеству, верности воинскому долгу и Военной присяге необходим федеральный закон, предусматривающий передачу почетных наименований, боевых знамен и государственных наград другим объединениям, соединениям, воинским частям (кораблям) и организациям Вооруженных Сил Российской Федерации или других войск, воинских формирований и органов.

     В чем же смысл предложенного мной законопроекта и почему его принятие, на мой взгляд, столь необходимо?
     Предметом регулирования законопроекта являются правоотношения в области государственного и военного строительства, которые направлены на реализацию Конституции Российской Федерации, федеральных законов, государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации по сохранению боевых традиций, воспитанию военнослужащих в духе преданности Отечеству и верности воинскому долгу, а также укреплению войскового товарищества.
     Людям, прослужившим в армии и на флоте не один год, отдавшим Вооруженным Силам значительную и часто лучшую часть своей жизни, не надо объяснять значение боевых традиций. Гордость охватывала большинство из нас, носивших погоны, когда мы знали, что служим в прославленной части, прошедшей с победными боями по дорогам войны от Сталинграда до Берлина или от стен Москвы до Кенигсберга. И это накладывало определенную ответственность на солдата, прапорщика и офицера за причастность к славной боевой истории родного полка или дивизии.
     Увы, как оказалось, эти высокие патриотические чувства для некоторых мало что значат. Во время вывода наших войск из Германии, Чехословакии, Польши, Венгрии, Монголии, Прибалтики, Закавказья и Центральной Азии многие прославленные части Советской, а затем и Российской армии были расформированы, их боевые знамена, исторические формуляры и государственные награды сданы в архив. Музеи и комнаты боевой славы воинских частей оказались попросту разрушены и разграблены.
     

     
Визитная карточка

     Сорокин Михаил Михайлович родился 22 июня 1946 года в г. Темрюк Краснодарского края. Окончил Бакинское высшее общевойсковое училище, Военно-политическую академию им.
     В.И. Ленина, Российскую академию государственной службы при Президенте РФ.
     Проходил службу в Группе советских войск в Германии, в Закавказском военном округе. С 1992 по 1996 год - военный комиссар Костромской области. С 1996 по 2000 год - военный комиссар города Москвы. В 2001 году занимал должность заместителя начальника Управления кадров и государственной службы Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ. С 2006 года - представитель от Новгородской областной думы в Совете Федерации.
     Награжден орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, Красной Звезды, «За военные заслуги», Почета. Генерал-лейтенант запаса. Кандидат военных наук.

     

     Приведу только один подобный пример. В столице Эстонии дислоцировалась 144-я гвардейская Ельнинская мотострелковая дивизия - одна из самых прославленных в Вооруженных Силах СССР. Созданная в далеком 1922 году, она громила японцев в 1938-м у озера Хасан, защищала Москву на Бородинском поле в 1941-м, потом освобождала Ельню, за что и получила почетное наименование Ельнинской. Но главное - в состав этой дивизии входил 254-й гвардейский мотострелковый полк имени Героя Советского Союза рядового Александра Матросова.
     В начале 90-х годов прошлого века дивизию вывели из Эстонии и разместили в городе, который она освобождала. Построили для нее на немецкие деньги прекрасный жилой городок со всей положенной для него и невиданной в этих краях инфраструктурой: 24 пятиэтажных дома на тысячу квартир, спортзал с бассейном, магазины, больницу, детский сад, школу и даже телецентр. Офицеры, их жены и дети не могли нарадоваться на свою, как казалось, замечательную судьбу. Но потом соединение расформировали, превратили его в базу хранения боевой техники. Штат сократили - кого-то уволили, кого-то перевели к новому месту службы. Затем прикрыли и саму базу. Полк имени Александра Матросова тоже прекратил свое существование. Где теперь находится уголок Героя, в какой части на вечерней поверке называют его имя, навечно зачисленное в списки полка? На эти вопросы вряд ли ответит и самый дотошный военный исследователь.
     Для того чтобы в будущем подобное не случилось с другими героями, навечно зачисленными в списки подлежащих расформированию или переформированию воинских частей, да и с самими прославленными дивизиями и полками, и предлагается законодательно закрепить требование о передаче почетных регалий и боевых знамен уходящих в историю воинских частей новым воинским формированиям - бригадам и батальонам. Как оказалось, предыдущие законодательные акты такого порядка не предусматривали, а некоторые даже запрещали подобный процесс.
     А ведь традиции передачи почетных наименований и наград имеют исторические корни. Например, в советское время спущенному на воду ракетному крейсеру было присвоено имя «Варяг» в честь бронепалубного крейсера, чей экипаж совершил геройский подвиг во время русско-японской войны 1904-1905 годов. В Вооруженных Силах Российской Федерации также имели место случаи передачи почетных наименований и наград расформированных прославленных объединений, соединений и частей вновь сформированным. Например, указами Президента Российской Федерации почетные наименования, боевые знамена и государственные награды расформированной 2-й гвардейской танковой Краснознаменной армии переданы во 2-ю общевойсковую армию, расформированного 54-го гвардейского истребительного авиационного Керченского Краснознаменного полка - 3958-й авиационной базе.
     Однако это скорее исключение из правил. Дело в том, что имеющаяся нормативная правовая база не предусматривает осуществления передачи почетных наименований, боевых знамен и государственных наград. После расформирования они должны сдаваться в музей соответствующего федерального органа.
     Так, в январе 2008 года руководство Минобороны России в целях сохранения боевых традиций воинов-автомобилистов, сложившихся в годы Великой Отечественной войны, обратилось к Президенту Российской Федерации с просьбой о передаче почетных наименований, Боевого Знамени и государственной награды расформированной 22-й ордена Красной Звезды автомобильной Одесской бригады 22-й автомобильной бригаде сокращенного состава. Однако обращение и проект указа поддержаны не были, так как в случае расформирования объединения, соединения, воинской части передача имеющегося почетного наименования другому объединению, соединению, воинской части пунктом 3 Положения о почетных наименованиях воинских частей (кораблей) и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 12 июля 2000 года № 1292, не предусматривается.
     В свою очередь при расформировании воинской части передача ее Боевого Знамени другому воинскому формированию не предусматривается Положением о Боевом Знамени воинской части, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 1422. В соответствии с этим указом при расформировании воинской части Боевое Знамя, Грамота Президента Российской Федерации и государственные знаки отличия, находящиеся на хранении в воинской части как реликвии, сдаются в музей соответствующего федерального органа.
     Исключения из этих правил, конечно, были, но вместе с тем имеющаяся нормативная правовая база не предусматривает четко регламентированное осуществление этого процесса.
     Исправить ситуацию и был призван проект федерального закона о передаче почетных наименований, боевых знамен и государственных наград расформированных объединений, соединений, воинских частей (кораблей) и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов другим объединениям, соединениям, воинским частям (кораблям) и организациям Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Принятие такого закона не предусматривало расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, и не требовало принятия, изменения или признания утратившими силу иных нормативных правовых актов федерального законодательства.
     К сожалению, представленный законопроект исполнительными органами власти поддержан не был. В официальном отзыве Правительства РФ на представленный проект федерального закона отмечено, что «Боевое Знамя воинской части является официальным символом и воинской реликвией воинской части, олицетворяет ее честь, доблесть, славу и боевые традиции. При этом передача Боевого Знамени, а также почетных наименований должна производиться только при наличии преемственности между воинскими частями, как правило, при переформировании одной или нескольких воинских частей в новую воинскую часть (части)». Сам законопроект, по мнению чиновников, «не в полной мере соответствует воинским традициям».
     Комитет Государственной Думы по обороне также рекомендовал палате отклонить законопроект, аргументировав это тем, что вопросы передачи почетных наименований, боевых знамен и государственных наград одних воинских частей другим, равно как и вопросы присвоения воинским частям почетных наименований и вручения им боевых знамен, в настоящее время регламентируются подзаконными правовыми актами. Учитывая это, отсутствие в таких подзаконных нормативных правовых актах норм, регламентирующих вопросы передачи почетных наименований и боевых знамен расформированных воинских частей другим воинским частям, не является следствием несовершенства законодательных актов Российской Федерации и соответственно основанием для принятия федерального закона. Депутаты посчитали, что в условиях, когда общие вопросы, касающиеся почетных наименований и боевых знамен воинских частей, регламентируются подзаконными нормативными правовыми актами, повышать юридическую силу нормативного правового акта, регламентирующего частный вопрос (передача почетных наименований и боевых знамен расформированных воинских частей другим воинским частям), с правовой точки зрения представляется некорректным.
     По мнению депутатов Госдумы, проблема при необходимости может быть решена путем принятия соответствующего указа Президента Российской Федерации. Но ведь может быть и не решена, если указа не будет?..
     В ближайшей перспективе значительное число прославленных объединений, соединений, воинских частей (кораблей) и организаций, имеющих почетные наименования, боевые знамена и государственные награды, будет расформировано. На каждый такой «частный» вопрос потребуются сотни проектов указов. Но их может и не быть вовсе, как это случилось с 22-й ордена Красной Звезды автомобильной Одесской бригадой...
     Законопроект «не в полной мере соответствует воинским традициям»... Когда-то мы уже сдали в музеи историю и регалии прославленных полков русской армии. На очереди боевая слава воинских формирований, прославившихся в советский период. Будет ли это способствовать сохранению преемственности в развитии боевых традиций? Сомневаюсь. Не в музеи надо сдавать боевые знамена! Под их сенью должно воспитываться новое поколение защитников Отечества вне зависимости от того, к какому силовому ведомству относится та или иная часть.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex