на главную страницу

24 Апреля 2009 года

Армия и общество

Пятница

ЖИЗНЬ НА ФОРСАЖЕ

Марина ЕЛИСЕЕВА, «Красная звезда». Фото Юрия ШИПИЛОВА.



     О полетах на боевых самолетах пилот первого класса Сергей Ротару мечтал даже не с детства - с младенчества. По рассказам матери, еще лежа в коляске, показывал пальчиком на взлетающие в небо серебристые машины. Как будто чувствовал, что одной из этих грозных птиц управляет его отец - летчик-истребитель, служивший в ту пору на аэродроме Ханабад в Узбекистане.
     Как же было ему не рваться ввысь, в манящую голубую даль, ведь сколько себя помнит, в школьные годы пропадал с друзьями на аэродромах, которые периодически менял по службе отец. А провожая его в полеты, слышал неизменное: у тебя, сынок, все еще впереди...
     После окончания школы выбор профессии был очевиден - в 1987 году Сергей поступил в Черниговское высшее авиационное училище летчиков им. Ленинского комсомола. Сердце выпрыгивало из груди, когда впервые с инструктором Сергей поднялся в небо на учебной «Элке» (Л-39), а спустя несколько лет самостоятельно вылетел на фронтовом истребителе МиГ-29. Не сравнимые по остроте ни с чем ощущения тогда казались вечными, но с началом 1990-х, после развала Советского Союза, за небо пришлось бороться, доказывая, что ты имеешь право летать. Ведь топливный краник тогда для военной авиации оказался перекрыт надолго.
     - Толком в то лихое время и не летали, - вспоминает Сергей Ротару. В авиаполку, который дислоцировался на аэродроме Шайковка, нас было 120 пилотов. Топлива практически не поступало. Поэтому каждый полет, в который удавалось подняться в лучшем случае раз в месяц, воспринимался как долгожданный и очень ценный подарок.
     Бороться Сергею приходилось не только за небо, но и за свою репутацию, рискуя при этом даже жизнью. Малейшая ошибка в летной работе могла вылиться в трагедию. Поэтому, когда в 1994 году в полете у его МиГа лопнул трубопровод, Сергей решил любой ценой спасать дорогостоящую машину. Повезло тогда отважному летчику, а может, так было угодно судьбе, но только когда после удачной посадки техники проверили уровень топлива, оказалось, что керосин был израсходован весь до последней капли. Лишние секунды в воздухе могли обернуться катастрофой - с остановившимися без поступления топлива двигателями самолет рухнул бы на землю. О чем думал в тот момент Сергей? Только об удачной посадке, ведь дома его ждали жена и сын.
     Сменив, как и его отец за свою службу, несколько авиагарнизонов и налетав более тысячи часов, заместитель командира гвардейского истребительного авиационного полка по воспитательной работе майор Сергей Ротару сейчас один из самых опытных летчиков-истребителей.
     - Первоклассный пилот, - с теплотой отзывается о своем подчиненном командир авиационного полка полковник Лев Спевак. - И настоящий наставник для молодых летчиков. Ведь, помимо инструкторской летной работы, у майора Ротару много земных воспитательных дел. Когда все успевает?..
     А успевает Сергей Иванович не только поработать с молодежью в воздухе и на земле, но и показать своим примером, как порой можно выходить в полете из нештатных ситуаций.
     Буквально два месяца назад, облетывая самолет после замены двигателей, еще на взлете майор Ротару почувствовал что-то неладное. А через считанные минуты, при выполнении полупетли, МиГ начало вести в стороны от задаваемого пилотом маршрута. Отказала система автоматического управления. Доложив об этом руководителю полетов, Сергей отключил систему и повел истребитель на посадку. Сажать машину в ручном режиме, по словам летчика, не совсем приятно - самолет становится вялым и непослушным. Однако все закончилось успешно, техники быстро устранили неисправность, и буквально на следующий день Сергей удачно повторил облет.
     Каждому летчику в полете присущ особый почерк - от манеры управления машиной до ведения радиообмена. Многое зависит от темперамента и настроения. Почерк майора Ротару - взрывное ускорение, удачное выполнение задания и мягкая посадка.
     - От полета получаю непередаваемые ощущения, - рассказывает пилот. - Особый шик - взлет на форсаже. Когда самолет разбегается и, не достигнув даже половины полосы, через 10-15 секунд после старта ракетой уходит ввысь.
     Пообщавшись с майором Сергеем Ротару, я поняла, что он не только первоклассный летчик-истребитель, но и неисправимый романтик. Глядя на то, какие лихие виражи закладывает на МиГ-29 отважный пилот, замирает сердце. Но с какой теплотой он после посадки рассказывает о... своей семье.
     - У каждого летчика свои традиции, - делится сокровенным Сергей Иванович. - Кто-то не фотографируется перед вылетом, не бреется в день полета или не смотрится в зеркало. А я о каждой посадке докладываю жене: любимая, уже на земле, полет нормальный. И она, мой самый дорогой жизненный талисман, хранит меня!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex