на главную страницу

24 Апреля 2009 года

Страна и мир

Пятница

Каспийское притяжение

Михаил НЕЧАЙ.



В Москве в четверг открылся Каспийский энергетический форум, в ходе которого его участники рассмотрят геополитические проблемы Каспия. За время работы форума ведущие ученые России и прикаспийских стран сделают специальные доклады и дадут рекомендации по расширению взаимодействия государств региона в исследовании ресурсного углеводородного потенциала Каспия. Эти вопросы неразрывно связаны с нерешенной проблемой статуса Каспийского моря. В ходе недавнего заседания рабочей группы по согласованию проекта конвенции по статусу Каспия, также состоявшегося в Москве, «пятерка» прикаспийских государств (Россия, Казахстан, Азербайджан, Туркмения и Иран) подтвердила стремление к решению этой проблемы. Одновременно было высказано намерение создать совместный орган по борьбе с вызовами и угрозами на Каспийском море.

     
«Охота» на военное присутствие

     «Важно, что есть интерес «пятерки» каспийских государств создать совместный коллективный орган по борьбе с угрозами и вызовами безопасности на Каспийском море, - подчеркнул по итогам заседания рабочей группы посол по особым поручениям МИД РФ Александр Головин. - Этому будет посвящена предстоящая встреча экспертов по вопросам безопасности в Баку, где и будет предметно обсуждаться этот вопрос».
     Необходимость создания такого органа в немалой степени продиктована стремлением ряда некаспийских государств, и прежде всего США, не только получить доступ к этому богатому углеводородами региону, но и добиться своего военного присутствия в бассейне Каспийского моря. Последнее подается как желание обеспечить безопасность транспортировки нефти и газа из этого региона на мировой рынок. Однако совершенно очевидно, что военное присутствие в районе Каспия необходимо Вашингтону на случай силового решения иранской проблемы. Кстати, помощник госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Филипп Гордон в ходе своего недавнего выступления в сенате откровенно заявил, что новая американская администрация в построении отношений со странами этого региона на первое место должна ставить усиление в них военного присутствия США, в том числе через создание военных баз. Параллельно с этим, по его мнению, должны укрепляться экономические позиции американского бизнеса в этих государствах, особенно в отраслях, связанных с добычей, переработкой и транспортировкой углеводородов.
     По мнению же профессора военного колледжа армии США Стефана Блэнка, Соединенным Штатам для этого осталось немного. «Все, что им надо сделать, - построить «Набукко», заблокировать Азербайджан и наблюдать за тем, как «умирают» энергетические амбиции Кремля», - подчеркнул американский профессор.
     Что касается других государств региона, то работа с ними идет прежде всего по проекту «Каспийская охрана», в рамках которого сделано уже достаточно много. Еще в 2004 году администрация США объявила о начале реализации данной инициативы, которая предусматривала создание систем контроля акватории Каспийского моря, а также формирование специальных сил для охраны экспортных магистральных трубопроводов. Первоначально на выполнение данной программы предусматривалось выделить в течение семи лет свыше 130 млн. долларов США. В докладе командующего ОК ВС США в Европейской зоне генерала К. Джонса, представленном 7 марта 2006 года комитету по вооруженным силам сената, «Каспийская охрана» была определена как рамочная программа, имеющая целью координацию действий Азербайджана, Казахстана, Центрального командования, министерств и ведомств Соединенных Штатов в сфере обеспечения безопасности Каспия. Отмечалось также, что в рамках этого проекта формируется система интегрированного контроля морской акватории и воздушного пространства региона, а в целом инициатива содействует повышению уровня взаимодействия оборонных ведомств Азербайджана и Казахстана в чрезвычайных обстоятельствах.
     В частности, в этих двух странах планировалось создать командно-контрольные центры, аналогичные тем, что имеет министерство внутренней безопасности США, а также центры управления операциями по обеспечению безопасности в воздухе и на море. Особо подчеркнуто, что реализация инициативы предусматривает проведение комплекса мероприятий по реформированию военно-морских сил обоих государств, что позволит им стать наиболее перспективным видом национальных ВС.
     Кроме того, по данным одного из представителей ОК ВС США в Европейской зоне, в рамках проекта американцы проводили работу по созданию специальных подразделений для охраны объектов нефтяного и газового промысла в Каспийском регионе и пресечения возможных террористических актов на них. В связи с этим следует отметить, что его реализация направлена и на оказание помощи странам-участницам (Азербайджан и Казахстан) в обеспечении безопасности и бесперебойного функционирования как уже проложенных по их территории участков экспортных магистральных трубопроводов, в первую очередь нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан и газопровода Баку - Тбилиси - Эрзурум, так и планируемых к освоению маршрутов, в частности Актау (Курык) - Баку, Туркменбаши - Баку.
     
Бакинский интерес

     В 2004 году Пентагон объявил результаты распределения военных контрактов, среди которых упоминался проект на сумму 19,6 млн. долларов по оказанию содействия в реорганизации силовых структур Азербайджана. Зарегистрированная в г. Кливленд (штат Огайо) компания «Вашингтон групп интернэшнл» получила тогда заказ стоимостью 10 млн. долларов. Первоначально речь шла о программах помощи азербайджанским морским пограничникам. Работы по контракту намечалось выполнить в Азербайджане (87 проц.) и США (13 проц.) к июлю 2005 года. Их содержание и направленность не разглашались.
     В Баку в 2005 году был создан центр управления и контроля по руководству контртеррористическими операциями в зоне Каспийского моря. Пентагон намеревался придать ему постоянный статус, а также оснастить мощной радиолокационной станцией, которая будет выполнять следующие функции: обеспечение охраны азербайджанского участка нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан.
В опубликованной в журнале «Джейнс интернэшнл дефенс ревью» статье уточняется, что в Баку развернут один из вариантов современной системы береговой охраны «Хокай» американского производства, действие которой основывается на применении РЛС, систем видеонаблюдения и других сенсорных средств, способных обнаруживать и опознавать движущиеся морские объекты в зоне ответственности, а также автоматизированной информационной системы. К этому центру в дальнейшем планировалось подключить две радиолокационные станции типа TRML-3D, размещенные в окрестностях г. Астара (вблизи границы с Ираном) и населенного пункта Хызы (на севере страны). Указанные наземные РЛС имеют дальность обнаружения от 200 до 300 км. Американской стороной не отрицается тот факт, что радиолокационные станции могут выполнять и задачи по слежению за «незаконными» перевозками грузов из Ирана в другие прикаспийские республики СНГ, а также за поставками из России в Иран и обратно ядерных компонентов. Кроме того, западные военные специалисты считают также, что с учетом складывающейся вокруг Ирана ситуации азербайджанская территория наиболее удобна для ведения эффективного наблюдения за дальними подступами к воздушному пространству этой страны, а в случае необходимости и других государств региона.     Соединенные Штаты передали Азербайджану также несколько судов береговой охраны, которые, как ожидается, должны повысить возможности национальных ВМС по выполнению задач патрулирования территориальных вод и защиты азербайджанских нефтепромыслов на Каспии. По мнению некоторых западных военных экспертов, эволюция в развитии боевой мощи военно-морских сил этой страны стала возможной только благодаря американской инициативе «Каспийская охрана». Программа предусматривает и такой важный элемент, как участие американских военнослужащих в учениях и других мероприятиях оперативной и боевой подготовки азербайджанских ВС.
     В то же время в Вашингтоне всячески опровергают периодически публикуемые в СМИ статьи, в которых указывается на наличие у США планов по размещению на азербайджанской территории американских военных сил для обеспечения безопасности на Каспии. Вместе с тем при финансовой и технической поддержке Вашингтона в республике проведена модернизация аэродромов Кюрдамир, Кала и Насосный. Всего же в интересах перебросок военных формирований из США, как считают американские эксперты, предусматривается задействовать семь объектов, включая аэродром Баку.
     
Казахстанский вектор

     Большое значение для успешной реализации своих планов США придают и Казахстану. В поддержку развития военных связей с Астаной выступал в том числе и бывший посол США в Казахстане Дж. Ордуэй, который заявил в 2006 году, что правительство Соединенных Штатов рассматривает возможность оказания содействия вооруженным силам республики в обеспечении безопасности в казахстанском секторе Каспийского моря. При этом было отмечено, что помощь будет включать поставку различных технических средств, в том числе радиоэлектронной разведки, их размещение на побережье Каспия, а также обучение персонала работе на технике.
     В 2006 году Соединенные Штаты безвозмездно передали пограничной службе республики три катера, изготовленные компанией «Сейф Боатс Интернэшнл». Их общая стоимость составляет 1,8 млн. долларов. Вашингтон оказал также содействие Астане в подготовке казахстанских моряков, которые прошли в США курс обучения по управлению данными катерами. Кроме того, в рамках подписанного в 2003 году обеими сторонами пятилетнего плана сотрудничества в военной сфере Соединенные Штаты обязались поставить для военно-морских сил Казахстана боевой корабль водоизмещением около 1.500 т.
     Казахстан является единственным государством в регионе, у которого с США был подписан план пятилетнего сотрудничества в военной области на 2003 - 2008 годы. В рамках реализации образовательной программы плана «Имет» военнослужащие ВС Казахстана получили возможность обучаться в престижных военных учебных заведениях США, в том числе в Военной академии Вест-Пойнт. В феврале 2008 года Казахстан и США подписали новый план сотрудничества в военной области до 2012 года.
     Таким образом, регион Каспийского моря стремительно превращается в стратегически важнейший перекресток геополитики XXI века. И совершенно очевидно, что его страны вынуждены кооперироваться в первую очередь с целью сохранения здесь внутренней стабильности и обеспечения необходимого уровня безопасности, защиты собственных интересов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex