на главную страницу

29 Апреля 2009 года

Армия и общество

Среда

Стратегия социального развития: военное образование

Подготовил Андрей ГАВРИЛЕНКО,«Красная звезда».



Продолжаем знакомить читателей «Красной звезды» с составляющими стратегии социального развития Вооруженных Сил. Сегодня речь о совершенствовании системы профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных гражданских служащих.

     Выход на новое качество военного образования - это не очередной лозунг, а объективная необходимость нормального функционирования Вооруженных Сил.
     Применительно к военному образованию качество - это востребованность полученных знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности военных кадров. Именно высокое качество образования призвано обеспечить его престижность и привлекательность, эффективное выполнение военнослужащими должностных обязанностей и перспективу их служебного роста. Необходимо существенно обновить содержание, организацию и методику обучения слушателей и курсантов. Здесь целесообразно построить работу по следующим направлениям:
     первое - разработка модели будущего военного специалиста. Иными словами, заказчики военных кадров должны определиться, какие военно-профессиональные качества необходимо сформировать в военно-учебном заведении, чтобы они позволили выпускнику успешно выполнять обязанности по должностному предназначению;
     второе - обеспечение опережающего характера военного образования. Поступившему сегодня в военно-учебное заведение важно быть готовым к тем изменениям, которые произойдут в Вооруженных Силах через 4-5 лет;
     третье - введение компетентностного подхода в подготовке слушателей и курсантов.
     Сегодня традиционная подготовка специалиста сводится к усвоению более или менее стандартного набора знаний, умений и навыков. Компетентностный подход предполагает развитие способности ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых ситуаций, иметь представления о последствиях своей деятельности, а также нести за них ответственность. Это ориентирует образовательный процесс на конечный результат обучения, для чего в учебные программы изначально закладываются отчетливые и сопоставимые параметры того, что выпускник будет знать и уметь «на выходе».
     четвертое направление - переход в методике обучения от передачи учебного материала преподавателем обучающемуся к их совместной работе по овладению новыми знаниям, умениями и навыками.
     Работа по каждому из этих направлений уже организована и проводится. При этом учитывается, что в соответствии с федеральным законодательством высшая школа России переходит на новые федеральные государственные образовательные стандарты, предусматривающие двухуровневую структуру высшего профессионального образования, включающую бакалавриат и специалитет или магистратуру.
     В связи с этим предлагается следующий порядок вхождения военного образования в новую структуру:
     по программам бакалавриата готовить офицеров преимущественно командного профиля для замещения первичных должностей с перспективой выдвижения до заместителя командира батальона. Срок обучения 4 года;
     по программам специалитета готовить офицеров командно-инженерного и инженерного профиля для замещения первичных и последующих должностей, связанных с эксплуатацией высокотехнологичных вооружений и военной техники. Срок обучения 5 лет;
     программы магистратуры реализовывать при подготовке офицеров оперативно-тактического и оперативно-стратегического звена. Срок обучения 2 года.
     Новые федеральные госстандарты позволяют при сохранении фундаментальности образования установить оптимальное соотношение теоретического и практического обучения, а также обеспечить необходимую военно-профессиональную составляющую в подготовке офицеров.
     Ключевая фигура в обучении и воспитании слушателей и курсантов - преподаватель. Вместе с тем отбор офицеров на профессорско-преподавательские должности осуществляется в ряде случаев по остаточному принципу, в их подготовке и повышении квалификации много формализма. В вузах увеличивается доля «слабых» педагогов, налицо процесс старения преподавательского состава. Рост уровня укомплектованности вузов учеными не приводит к повышению военно-профессиональной подготовки выпускников.
     Чтобы решить эти проблемы, предлагается:
     1) изменение системы отбора офицеров на преподавательские должности, их периодической и внеплановой аттестации;
     2) совершенствование педагогического мастерства преподавателей;
     3) повышение эффективности системы послевузовского и дополнительного профессионального образования;
     4) поиск и внедрение новых форм адресной поддержки лучших преподавателей, стимулирования их научной работы и на фоне этого повышения требовательности к ним.
     В числе приоритетных задач:
     * введение ротации офицеров с преподавательских должностей на командно-штабные должности в войска и наоборот;
     * создание в системообразующих вузах постоянно действующих центров новых педагогических технологий, обеспечивающих не только сбор, обобщение и распространение передового педагогического опыта, но и осуществляющих обучение преподавателей;
     * внедрение в педагогическую практику методов игротехники и «мозгового штурма», тренингов и деловых игр, лекций и семинаров-дискуссий, а также других видов занятий, активизирующих познавательную деятельность обучающихся;
     * проведение ежегодного конкурса среди военно-учебных заведений, внедряющих инновационные образовательные программы;
     * повышение востребованности результатов вузовских научных исследований в практике войск и сил флота, в развитии военного образования.
     Прогноз демографической ситуации в стране на ближайшую перспективу показывает, что военно-учебные заведения могут столкнуться с определенными трудностями в комплектовании первых курсов. Это требует совершенствования системы военно-профессиональной ориентации и отбора кандидатов на учебу. Стратегическим планом в этой части предусмотрен ряд мер. Основные из них:
     * вовлечение в сферу военно-профессиональной ориентации общеобразовательных учреждений, муниципальных кадетских школ и школ-интернатов;
     * совершенствование методик профессионального психологического отбора и их унификация, подготовка, переподготовка и повышение квалификации соответствующих специалистов;
     * создание единого координационного центра по военно-профессиональной ориентации в Вооруженных Силах, в задачи которого будут входить контроль, научно-методическое руководство мероприятиями военно-профессиональной ориентации, а также непосредственная реализация мероприятий по повышению привлекательности военной службы в целом.
     Данный комплекс мероприятий позволит в обозримом будущем довести конкурс в военно-учебные заведения до 3 человек на одно место. В результате можно будет «поштучно» отбирать на учебу наиболее достойных кандидатов с высокой степенью мотивации на овладение профессией офицера.
     Целесообразно также возложить ответственность за комплектование первых курсов на руководителей, в интересах которых осуществляется подготовка офицеров. Сегодня они располагают гораздо большими по сравнению с начальниками вузов возможностями, чтобы влиять на этот процесс и обеспечивать качественный состав обучающихся.
     Важным фактором повышения качества образования является сеть военно-учебных заведений и состояние их учебно-материальной базы. Несмотря на ряд мер по сокращению и реорганизации военно-учебных заведений, сеть вузов пока еще остается громоздкой, трудноуправляемой и высокозатратной. В результате работы, проведенной совместно с органами военного управления, определен и Президентом Российской Федерации одобрен перспективный облик сети вузов к 2013 году. Он включает 10 системообразующих вузов: три военных учебно-научных центра, шесть военных академий и военный университет.
     В качестве одного из примеров системообразующего вуза можно привести Военный учебно-научный центр Военно-морского флота. Центр создается на базе Военно-морской академии и будет объединять пять военно-морских институтов; Высшие специальные офицерские классы как учреждение дополнительного профессионального образования, учреждения начального и среднего профессионального образования (подготовка военнослужащих-контрактников и гражданских специалистов для вспомогательного флота); учреждения довузовской военной подготовки - Нахимовское военно-морское училище и Морской кадетский корпус; три научно-исследовательских института. Таким образом, впервые под единым руководством концентрируются подготовка, переподготовка и повышение квалификации практически всех специалистов для Военно-морского флота, а также объединяются усилия научно-исследовательских организаций и военно-учебных заведений. Для размещения центра в г. Кронштадте планируется создание современной учебно-материальной базы и всей необходимой инфраструктуры.
     Одновременно с оптимизацией сети военно-учебных заведений предстоит решить вопрос совершенствования их учебно-материальной базы. Это планируется осуществлять комплексно по следующим направлениям:
     * переработка норм снабжения вооружением и военной техникой, тренажерами, вычислительной техникой, оборудованием и другим военно-техническим имуществом;
     * поставка в вузы нового вооружения и военной техники из первых серийных образцов, а также тренажеров к ним, современного лабораторного оборудования, технических средств обучения, вычислительной техники, типографского оборудования;
     * оснащение полевой учебной базы объектами и комплексами боевой подготовки, полигонным оборудованием, средствами связи, управления и контроля, соответствующими требованиям войск и сил флота.
     Основные усилия и финансовые средства будут сосредоточены на создаваемых системообразующих вузах.
     К 2020 году все военно-учебные заведения должны быть обеспечены элементами учебно-материальной базы, отвечающими современным требованиям.
     Говоря о качестве образования, нельзя забывать, что процесс получения новых знаний, умений и навыков должен осуществляться постоянно, на протяжении всей службы военнослужащего. Иными словами, речь идет о непрерывном военном образовании. Система непрерывного военного образования включает сеть образовательных учреждений различных уровней, обучение в которых обязан последовательно проходить каждый военнослужащий. Это позволяет ему адаптироваться к изменяющимся условиям прохождения военной службы, осваивать новые образцы вооружения и военной техники, получать другие необходимые знания. Вместе с тем, как показывает анализ, сегодня ее потенциал в полном объеме не используется. Основные причины этого таковы:
     1) отсутствие преемственности образовательных программ на всех ступенях непрерывного военного образования. Зачастую их содержание оторвано от реальных потребностей войск;
     2) регулярное повышение квалификации не стало потребностью для военнослужащих и обязанностью их командиров и начальников;
     3) повышение квалификации не является обязательной нормой в карьерном росте военнослужащих.
     Стратегическим планом предусмотрен ряд мероприятий по разрешению перечисленных выше проблем:
     * использование потенциала системообразующих вузов для реализации принципа непрерывности военного образования, в том числе путем включения в их состав учреждений дополнительного профессионального образования;
     * разработка преемственных образовательных программ на всех этапах подготовки, переподготовки и повышения квалификации военнослужащих;
     * законодательное установление периодичности прохождения переподготовки и повышения квалификации военнослужащих - не реже одного раза в три года, как это предусмотрено для государственных гражданских служащих;
     * приобретение актуальных компетенций должно стать нормой перед каждым назначением военнослужащего на новую должность.
     Совершенствуя систему военного образования, необходимо обеспечить его доступность и привлекательность.
     Доступность образования определяется тремя основными факторами: юридическим, финансовым и территориальным.
     Что касается первых двух факторов, то действующее законодательство предоставляет самые широкие права всем категориям военнослужащих и государственным гражданским служащим на бесплатное образование. Порядок его получения регламентирован нормативными актами Минобороны России.
     Вместе с тем право на получение образования в ряде случаев ограничено территориальной удаленностью образовательных учреждений. В сложившихся условиях одно из направлений работы - широкое внедрение технологий дистанционного обучения. Это позволит военнослужащим без отрыва от службы получить новое или повысить уровень имеющегося образования, оперативно обновлять знания, необходимые для выполнения должностных обязанностей, пройти переподготовку по гражданский специальности перед увольнением с военной службы и т.д. К организации дистанционного обучения могут привлекаться как военные, так и гражданские образовательные учреждения, имеющие соответствующие лицензии.
     Меры, предусмотренные в целом Стратегией социального развития Вооруженных Сил на период до 2020 года, изменят к лучшему материальное положение военнослужащих, поднимут их социальный статус. Профессия офицера займет достойное место в ряду престижных сегодня специальностей, а обучение в военно-учебных заведениях станет привлекательным для молодежи.
     Реализация представленного Стратегического плана создаст образовательную систему, отвечающую современным требованиям, гибко реагирующую на изменение условий функционирования, отвечающую принципам непрерывности, доступности, привлекательности и гарантирующую:
     1. Достижение всеми военнослужащими и государственными гражданскими служащими полного соответствия квалификационным требованиям к занимаемой должности;
     2. Удовлетворенность подавляющего большинства военнослужащих и государственных гражданских служащих качеством и доступностью образовательных услуг, а командиров и начальников - уровнем профессиональной подготовки подчиненных.
     С целью организации более качественного и глубокого мониторинга за состоянием образовательной системы сформулирован ряд частных показателей, достижение этих показателей позволит войти в число лучших армий мира в сфере предоставления образовательных услуг.
     Выполнение Стратегического плана предполагается осуществить в три этапа. Итогом первого этапа (2008 - 2012 гг.) станет формирование 10 системообразующих вузов, переход военно-учебных заведений на обучение по новым федеральным государственным образовательным стандартам. Главная задача этапа - не допустить снижения уровня военно-профессиональной подготовки обучающихся в ходе организационных мероприятий, сохранить накопленный научно-педагогический потенциал.
     На втором этапе (2013 - 2017 гг.) реализация комплекса мер по совершенствованию деятельности военно-учебных заведений повысит качество предоставляемых образовательных услуг и выведет военно-учебные заведения в число 50 лучших высших учебных заведений России;
     В результате третьего этапа (2018 - 2020 гг.) будет осуществлен выход на конечные результаты, определенные Стратегическим планом. Качественные параметры системы военного образования достигнут показателей, сравнимых с пятью ведущими армиями мира.
     Учитывая продолжительность реализации плана, предусмотрена возможность его корректировки на каждом из этапов. Спрогнозированы возможные риски и оптимальные пути их минимизации. Предусмотрено взаимодействие как с внутренними, так и с внешними стратегическими партнерами. Определены механизмы управления и мониторинга плана, контроля за достижением стратегической цели и задач. Для этого в органах военного управления созданы специальные рабочие группы.
     
Статья с графиками в формате pdf:
     


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex