на главную страницу

29 Апреля 2009 года

Время и судьбы

Среда

Через тернии - к звездам!

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».
  Фото из архива В.Г. ГАЛАЙДЫ.



13 марта нынешнего года Валерию Герасимовичу Галайде исполнилось 82 года. Чуть ли не половину из них он, испытатель парашютной техники, в буквальном смысле испытывал судьбу. Или это она, судьба, испытывала простого мальчишку из Донбасса на прочность?
  Переступая порог его скромной квартирки недалеко от станции метро «Щелковская» в столице, я еще не осознавала, что имею честь в буквальном смысле слова прикоснуться к Истории страны. По крайней мере к истории развития авиации и космонавтики в России - точно. В этих стенах время словно бы замерло где-то на рубеже 60-70-х годов теперь уже прошлого века. И дело не в обстановке со стандартной мебелью образца тех лет. Тут на полках хранятся десятки редких фотографий, на которых наши космонавты - Юрий Гагарин, Герман Титов, Алексей Леонов, Валерий Быковский - еще только готовятся стать известными всему миру. А рядом с ними еще совсем молодой Валерий Галайда. Грамоты, благодарности. И за каждой из них - рекорды. А Валерий Герасимович к моему искреннему восторгу достает из шкафов все новые свидетельства своей интереснейшей жизни, так тесно связанной с героической историей Отечества. Вот на стол ложатся 17 свидетельств на авторские изобретения. Кстати, одно из них связано со спасательными парашютами для его товарищей - космонавтов...
  Ведущий инженер, парашютист-испытатель 1-го класса (удостоверение выдано за № 01), он 38 лет проработал в НИИ парашютостроения, который занимался разработкой почти всех многокупольных систем, бесплатформенных комплексов десантирования. Из них 26 календарных лет, как он сам говорит, «пробыл гвардейцем на передовой», будучи испытателем парашютной техники. Он совершил четыре тысячи прыжков с парашютом. Из них свыше трех с половиной тысяч - испытательных, в том числе одиннадцать способом катапультирования, два - в кабине группового десантирования на 30 человек (КГД), четыре - в кабине совместного десантирования (КСД) с боевой техникой (танком БМВ, пушкой Д-30 и др.). И три прыжка - с высоты одиннадцать тысяч метров с плаванием после приводнения со специальным снаряжением под водой (уникальный комплекс специального назначения для частей специальной разведки ВМФ).
  Валерий Галайда участвовал в испытаниях различных систем жизнеобеспечения и спасения космонавтов. В том числе благодаря этому их эффективность и надежность были подтверждены на всех этапах освоения космического пространства. В 1960-х годах Галайда участвовал в подготовке первой группы космонавтов из 17 человек, в том числе Юрия Гагарина, Германа Титова, Алексея Леонова, Валентины Терешковой, Валерия Быковского, Павла Поповича...
  Он провел испытания более двухсот опытных парашютов и парашютных систем различного назначения, а также объектов снаряжения летного состава, космонавтов, парашютистов-десантников, парашютистов-водолазов, парашютистов-пожарных, парашютистов-спортсменов... Высокое качество проведенных уникальных в мировой практике экспериментов обеспечило спасение жизней тысяч людей. В процессе заводских испытаний опытных самолетов Ту-4, Як-20, Ан-2, Ан-8, Ан-12, Ми-1 и др. Галайда выполнял экспериментальные прыжки для оценки средств спасения летных экипажей и разработки инструкции по парашютному десантированию личного состава из этих самолетов. При этом выполнял прыжки на скоростях полета до 530 км/ч при свободном отделении от самолета без катапультной установки, что находится практически на грани физических возможностей человека. В 1965 году Галайда устанавливает мировые рекорды по парашютным прыжкам с высоты 14.238 м с немедленным раскрытием парашюта и с задержкой раскрытия. При этом совершает свободное падение, не раскрывая парашюта, 13.948 м.
  В копилке мировых рекордов Галайды есть и такой. 1956 год. Три испытателя с высоты полутора тысяч метров должны с задержкой раскрытия парашюта не больше 20 секунд приземлиться в круг диаметром 50 метров. Сейчас это достаточно просто. А тогда, на неуправляемых парашютах круглой формы, эта задача было практически невыполнимой. Галайда сумел приземлиться в нескольких метрах от центра круга...

     
С земли - в небо

     А могло получиться и так, что Валерий Герасимович жизнь свою связал бы не с небом, а с морями-океанами. Он попал в последний военный призыв - 3 мая 1945 года. Их с братом-близнецом Виталием сначала определили на Тихоокеанский флот, в подводники. Там были нужны невысокие, крепкие ребята. И тут их вместе с несколькими товарищами вызвал военком: пойдете в авиацию. Сначала была Старобельская истребительная школа пилотов в Ворошиловоградской области. Как летчики братья успели сделать самостоятельный вылет на По-2 и на Як-3. Но первоначальные летные школы вскоре стали расформировывать, и они были направлены в 16-ю школу младших авиаспециалистов, расположенную в Сумской области. По окончании их ждала боевая часть - резерв главнокомандующего. А точнее, 1-я гвардейская штурмовая Сталинградская ордена Ленина дважды Краснознаменная, орденов Суворова и Кутузова дивизия. Там они начали службу механиками по электроспецоборудованию самолетов. В ведении одного механика 12 машин. Сначала это были Ил-2, позже - Ил-10. И уже тогда Валерий и Виталий проявили завидную смекалку. Когда в 1947 году переходили на новый тип самолетов, на взлете и посадке произошли две аварии, хорошо, что обошлось без жертв. Выяснилось, что причина в растормаживании хвостового колеса - «дутика», вследствие чего самолеты заносило на взлетно-посадочной полосе. И пока столичные спецы добирались в дивизию, братья предложили командованию свой вариант решения проблемы: заменить в колесе шток, обеспечивающий крепление колеса, на такой же, но большего размера. В полевой авиамастерской выточили нужную деталь и попросили разрешения самостоятельно ее испытать. Для этого надо было, забравшись в крошечное свободное пространство хвоста самолета, наблюдать, что происходит в системе стопорения хвостового колеса. Естественно, при работающем двигателе, когда самолет начинает разбег. Специалисты знают, насколько это опасно. Впервые стать испытателем тогда выпало Виталию. Забегая вперед, скажу, что позднее, уже в 1967 году, брат Валерия Герасимовича трагически погиб на испытаниях вместе с восемью товарищами...
     А тогда братьям предоставили по десять суток отпуска. История закончилась тем, что их перевели служить в Чкаловский НИИ ВВС. Там создавали новый отдел, занимающийся средствами спасения экипажей летательных аппаратов, в задачу которого входила их проверка в деле. Тогда, в начале 1950-х, в стране средств спасения практически не было. Надо было не только испытывать их образцы, но и совершать в них десантирования из всех доступных для прыжков мест. Дело было серьезное. И интересное. Чтобы им заняться, Валерию пришлось скрыть, что он до этого ни разу не спускался с небес на землю на парашюте... Но страха перед прыжком не было. Наверно, бывает так, что сама человеческая природа определяет кого-то на свершение подвигов. Так в жизнь Валерия вошло небо. На 29-м и 30-м прыжках он уже катапультировался, став четвертым по счету среди тех, кто проверял катапульту в воздухе.
     
Всем смертям назло

     Не зря год испытательной работы приравнивается к двум. В принципе каждое испытание - как маленькая жизнь. Не раз испытания сопровождались тяжелыми травмами. В 1959 году при испытании опытного парашюта Д-4 у Валерия Герасимовича случился множественный перелом левого бедра. Об «аварийных случаях» Валерий Герасимович особо вспоминать не любит. Под этим термином подразумевается полный или частичный отказ парашютной системы с угрозой для жизни. Таких отказов у Галайды было 19. В трех случаях не срабатывал и запасной парашют. Надо заметить, что разработчики далеко не сразу прислушиваются к выводам испытателей. Такая ситуация и привела однажды Валерия Герасимовича в госпиталь, он чудом спасся. Но впоследствии конструкцию системы спасения, которую он тогда испытывал, все же скорректировали в соответствии с его рекомендациями. Она до сих пор действует.
     А вот об интересных случаях Галайда рассказывает с энтузиазмом. Например о том, как испытывал уникальную систему, аналогов которой до сих пор нет в мире, - костюм и снаряжение для специальной морской разведки. Костюм позволяет не просто десантироваться с неба на воду, но и погружаться на дно. Снаряжение для космонавтов - отдельный разговор. В 1952 - 1953 годах его испытывали как снаряжение обычных летчиков, ничего при этом не объясняя. Испытателей выкидывали в пустыню, в тайгу, в открытое море. И надо было продержаться максимально возможное время на стандартном трехдневном пайке. Это две банки консервов, галеты, шоколад, порошок для опреснения воды... Видимо, предполагалось, что у космонавтов будет при себе оружие, поэтому им тоже выдавали пистолет.
     - А если были морские испытания, то нам полагались еще и... маринованные черви для ловли рыбы, - вспоминает Галайда. - На мою долю как раз выпало море, затем - тайга. Там было проще. Осень, полно кореньев, ягод, грибов. Я продержался месяц. Мог бы и больше. А в море я мог бы и не попасть. Но первый испытатель не выдержал качки. Хотя шторм в четыре балла считается небольшим. Его увезли в госпиталь, а меня в летнем снаряжении кинули в 20 км от берега вместо него. Я сообразил, что если принять вертикальное положение, а не ложиться на волны, то перенести дурноту от качки будет легче...
     Сложнее было ребятам в пустыне. Двоим из четырех испытателей тогда вообще потребовалась помощь психиатров.
     
Знаете, каким он парнем был!

     Именно так говорит Валерий Герасимович об одном из своих подопечных космонавтов - о Юрии Гагарине. 9 марта нынешнего года Юрию Алексеевичу исполнилось бы 75 лет. И еще задолго до этой юбилейной даты Галайда пытался инициировать создание в Москве мемориала, посвященного первому космонавту планеты. Эскиз проекта он разработал и нарисовал сам, благо кроме талантов испытателя он обладает художественным даром. По мнению Валерия Герасимовича и его друзей-космонавтов, мемориал логично расположить на ВДНХ, рядом с монументом Сергею Королеву. Я видела эскиз, описание задумки. Поверьте, очень интересное решение предлагает Галайда по увековечиванию памяти первопроходца Вселенной. Хотя для кого-то, может быть, важнее открытие в стране памятников огурцу или Чижику-Пыжику...
     А каким был Юрий Гагарин, Галайда знает прекрасно. На тренировках космонавты и парашютисты-испытатели очень сдружились. Общались и в неформальной обстановке. Сообща выбирались в лес, на речку, играли в волейбол, варили уху. И именно Гагарин был душой любой компании. И никогда не забудет Валерий Герасимович, как он однажды произнес тост в адрес испытателей, заслуженно оценив их тяжелую работу: «За тех, кто идет впереди первых! За испытателей». А впервые Галайда увидел будущих покорителей космоса в 1960 году. Тех привезли на базу в Чкаловский и сказали, что их надо подготовить к полету. К какому - не объяснили. Только после стало известно, с кем тогда отрабатывались прыжки. Гагарину прыгать нравилось. Валерий Герасимович сразу обратил на него внимание как на вдумчивого, обстоятельного человека. Юрий старался всегда четко выполнять рекомендации, прислушивался к советам. А ведь так поступали не все. Таким же Гагарин остался и после полета. Не «звездным». В архиве у Галайды хранится снимок 1963 года. Гагарин, видно, чем-то расстроенный, стоит рядом с Валерием Герасимовичем. Это фото сделано сразу после тренировки, когда отрабатывался прыжок с выполнением фигур. При свободном падении нужно было развернуться влево или вправо. У Гагарина не получилось, он был так расстроен, что даже закурил. Хотя, казалось бы, что ему, человеку уже с мировой славой, столь мелкая неудача.
     В быту, вспоминает Валерий Герасимович, Гагарин тоже был очень скромен. А после звездного полета стал еще скромнее. Кстати, никакой прислуги у космонавтов не было. Так что и жене Гагарина приходилось непросто: в доме было всегда много гостей.
     Через несколько лет Галайда был среди тех, кто нашел место падения самолета Гагарина и Серегина... И у него есть личное мнение о причинах трагедии.
     
Первым делом - парашюты

     Быть преданным своему делу и оставаться хорошим мужем и отцом сложно. Здесь многое зависит от того, кто «прикрывает спину». Таким тылом для Галайды всю жизнь была жена, Александра Егоровна. Надежная, умная, мягкая. Великолепная хозяйка и тонко чувствующий, душевный человек. Сложно, даже невозможно понять сердце женщины, постоянно провожающей мужа на смертельно опасную службу. Но в доме ненужных эмоций никогда не было. Ведь им не место и на самой испытательной работе. Чтобы суметь уловить малейшие нюансы поведения парашютной системы, надо быть предельно собранным, чтобы потом дать обоснованное заключение конструкторам, что-то подсказать, показать разработчику слабые звенья. Настоящий испытатель - профессионал во многих областях. Он обязан не только запомнить положение каждой лямки в прыжке, поведение каждой стропы. Он призван понять, почему парашют ведет себя так, а не иначе.
     Кстати, сколько могло бы еще быть у Галайды свидетельств об авторских изобретениях, если бы он соответствующим образом оформлял бумаги! Но не любит Валерий Герасимович канцелярщины. Совершенно необъяснимо, почему у него нет особых государственных наград. А ведь его и выдвигали на соискание Государственной премии СССР в 1982 году. Не прошел по конкурсу. Хотя даже в примечаниях к отказу есть интересная фраза: «Аналогов данной работы за рубежом не имеется». Был Галайда представлен в 1972 году и к званию Героя Советского Союза. В числе тех, кто подписал это представление, был и легендарный командующий ВДВ генерал армии Василий Маргелов. С десантниками Валерий Герасимович работал долго. Например, в 1969 году первым в Советском Союзе лично провел парашютное десантирование боевой машины ВДВ с человеком. Принимал участие в разработке и испытаниях принципиально новой техники - кабины группового десантирования на 30 человек. Но почему-то представление легло под сукно. В 1998 году коллеги Галайды послали повторное представление на награждение Золотой Звездой. Ответ был казенным. Мол, по действующему положению такое звание может быть присвоено гражданину Российской Федерации лишь за совершение геройского подвига, а не по совокупности заслуг в прошлом. Но должны же понимать, что Галайда совершил за свою жизнь не один такой подвиг. Многие из его героических испытаний получили достойное продолжение и в новом веке. Напомним лишь, как доблестные «голубые береты» мастерски десантируются с боевой техникой. И вспомним о Галайде, о том, как он рисковал жизнью, испытывая и доводя до совершенства используемые десантниками системы...
     Такие вот у Валерия Герасимовича Галайды испытания небом и землей. Он прошел их, как и подобает человеку с характером, человеку долга и чести.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex