на главную страницу

5 Мая 2009 года

Армия и общество

Вторник

ВАЖНЕЙШИЙ ПРИОРИТЕТ ГОСУДАРСТВА

Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда»,
при содействии пресс-службы МО Республики Казахстан.



Сегодня Казахстан чествует своих героев - республика отмечает День защитника Отечества. Для страны этот праздник связан прежде всего с людьми, посвятившими свою жизнь почетному и благородному делу - беззаветному служению своему народу, обеспечению безопасного развития государства, поддержанию мира и стабильности не только по периметру собственных границ, но и в регионе в целом. Солдаты, сержанты, офицеры и генералы казахстанской армии за прошедшие 17 лет доказали в ходе многочисленных военных учений, что вооруженные силы Казахстана являются одними из наиболее подготовленных и боеспособных на постсоветском пространстве.
  В канун праздника министр обороны Республики Казахстан Даниал АХМЕТОВ рассказал «Красной звезде» об истории создания национальной армии, о задачах, стоящих перед вооруженными силами на ближайшую и отдаленную перспективу, о сегодняшнем дне национальных вооруженных сил.

     

     
Визитная карточка

     Ахметов Даниал Кенжетаевич родился 15 июня 1954 года в городе Павлодаре. В 1976 году окончил Павлодарский индустриальный институт, работал мастером домостроительного комбината треста «Павлодаржилстрой», заместителем главного инженера, секретарем парткома комбината «Экибастузшахтострой». С 1987 по
     1991 г. - заместитель председателя экибастузского горисполкома. В 1991 - 1992 годах - управляющий трестом «Экибастузэнергожилпромстрой». В 1992 - 1993 гг. - глава Экибастузской городской администрации. С января
     1993 г. по декабрь 1997 г. - глава администрации (аким) Павлодарской области. С декабря 1997 по октябрь 1999 г. - аким Северо-Казахстанской области. С октября 1999 г. по декабрь 2000 г. - заместитель премьер-министра. С декабря 2000 г. - первый заместитель премьер-министра. С ноября 2001 г. - аким Павлодарской области. С
     13 июня 2003 г. - премьер-министр РК; член совета безопасности. С 10 января 2007 г. указом президента Республики Казахстан назначен министром обороны.

     

     - Решение об образовании армии в Казахстане было принято только тогда, когда уже все государства Содружества создали собственные вооруженные силы. Чем была вызвана подобная задержка?
     - Военная политика Казахстана в начале 1990-х годов осуществлялась под влиянием событий, происходивших в республиках бывшего Советского Союза, и была нацелена на сохранение единого оборонного пространства, поддержку идеи создания объединенных вооруженных сил Содружества Независимых Государств. Руководство Казахстана рассчитывало, что это позволит надежно обеспечить как национальную безопасность республики, так и коллективную безопасность бывших республик Союза. Именно в этом заключалась взвешенность и сдержанность проводимой политики казахстанского руководства в военной сфере. И только после того как рухнула последняя надежда сохранить от бывшего союзного государства единые, а потом и объединенные вооруженные силы, Казахстан последним из государств Содружества решил создать свою армию.
     - Тем не менее, несмотря на отсутствие опыта военного строительства, объективные трудности переходного периода, вам удалось в короткие сроки создать один из важнейших атрибутов суверенного государства - вооруженные силы страны. Причем боеспособные. За счет чего?
     - В 1992 году глава государства, впервые выступая как верховный главнокомандующий, отметил: «Мы - суверенное, независимое государство, и вопросы обеспечения безопасности должны являться краеугольным камнем в общей структуре формирования внутренней и внешней политики».
     В республике в тот период была сосредоточена большая группировка войск, доставшаяся нам от Вооруженных Сил СССР. На базе этих частей были сформированы казахстанские вооруженные силы. В то время они включали в себя вновь образованные министерство обороны, главный штаб, сухопутные войска, военно-воздушные силы и войска ПВО. По сути, с нуля выстраивалась система финансового, материально-технического и медицинского обеспечения войск, создавалась национальная система подготовки военных кадров.
     В феврале 1993 года была принята первая военная доктрина. Она придала мощный импульс началу строительства вооруженных сил в условиях изменившейся международной обстановки и построения независимого демократического государства.
     В 2000 году была принята вторая военная доктрина, которая носила более практический и сугубо оборонительный характер, базируясь на комплексной оценке обстановки в мире и регионе с учетом ресурсных возможностей страны.
     Период становления вооруженных сил характеризуется началом планомерного развития казахстанской армии на основе военной доктрины, концепции военной реформы и государственной программы военного строительства, направленных на создание небольших, но мобильных, обладающих гибкой системой управления, боеспособных войск, адекватных появившимся угрозам.
     Таким образом, благодаря взвешенной политике президента страны, профессионализму и личной примерности офицерских кадров удалось сохранить то, что досталось нам от Советского Союза, создать свои вооруженные силы и поднять их на новый качественный уровень.
     - По инициативе президента Нурсултана Назарбаева в марте 2007 года была принята новая военная доктрина страны. В ней, в частности, указывается на то, что казахстанская армия готова участвовать в конфликтах средней и малой интенсивности. Если можно, то расскажите об этом немного подробнее.
     - В доктрине однозначно определено, что в обозримой перспективе отсутствует угроза вовлечения Казахстана в широкомасштабные военные конфликты. В связи с этим затрачивать ресурсы в расчете на виртуальные угрозы нецелесообразно. В отличие от доктрины 2000 года в новом документе конкретно сформулированы основные принципы, задачи и направления развития всей военной организации государства. Среди главных - научная обоснованность, централизованное руководство, комплексность и единая государственная военно-техническая политика.
     Внутренними факторами принятия новой военной доктрины послужила социально-экономическая и политическая модернизация казахстанского общества, что предопределяет совершенствование и развитие военной организации государства. Внешними предпосылками выступала современная международная ситуация, характеризуемая нестабильностью, наличием потенциальных угроз для стран независимо от их экономического и военного потенциала.
     Проведенный анализ угроз начала XXI столетия свидетельствует, что в будущем опасность в первую очередь может исходить не от регулярных армий, а от различных террористических и деструктивных формирований, объединенных в своеобразные сетевые структуры. При наличии подобных угроз кардинально меняются роль и место традиционных вооруженных сил, что обуславливает принятие комплекса адекватных мер, что позволит создать армию, соответствующую мировым стандартам, способную осуществлять быстрое развертывание сил и средств, гарантирующую военную безопасность страны.
     В доктрине раскрывается понятие вооруженного конфликта как одной из форм разрешения национальных, этнических, религиозных и других противоречий с применением средств вооруженного насилия, когда государство не переходит в состояние войны. В военных конфликтах низкой интенсивности вооруженные силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан будут применяться, как правило, для локализации очага напряженности и прекращения военных действий на ранней стадии.
     - Одним из приоритетов национальной безопасности является миротворческая деятельность, которую Казахстан осуществлял с самого момента зарождения своей армии. С чем это связано?
     - Миротворчество имеет важное значение для продвижения военно-политических позиций и интересов Казахстана в международных отношениях, а также в значительной степени поднимает авторитет страны на мировой арене. В последней военной доктрине говорится, что Казахстан рассматривает миротворческую деятельность как важнейшую часть политики по укреплению коллективной безопасности в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН и общепризнанными нормами международного права. Выполнение задач в операциях по поддержанию мира возлагается на специально подготовленные по международным стандартам подразделения казахстанской армии.
     Миротворческой составляющей вооруженных сил Казахстана является миротворческая бригада «Казбриг», созданная на базе миротворческого батальона «Казбат» в феврале 2006 года. Реализуя международные обязательства Казахстана, инженерно-саперный отряд «Казбрига» с августа 2003 по октябрь 2008 года выполнял миссию в Ираке в составе Стабилизационных сил коалиции. На него были возложены задачи по поиску и обозначению на местности неразорвавшихся боеприпасов, их уничтожению, оборудованию пунктов водоснабжения. С начала миссии в Ираке десятью отрядами было обезврежено свыше 4,5 млн. взрывоопасных предметов, для сил безопасности Ирака подготовлено более 500 специалистов по уничтожению взрывоопасных предметов и 10 расчетов войсковых фильтровальных станций. Врачами отряда оказана медицинская помощь около 8 тысячам иракских граждан.
     Таким образом, имея опыт по исполнению миротворческих миссий, вооруженные силы нашей страны на сегодняшний день обладают значительным потенциалом развития миротворчества за рубежом и готовы предоставить свои миротворческие подразделения в случае, если парламент Республики Казахстан примет решение об участии в операциях по поддержанию мира под эгидой ООН в любой точке мира.
     - В 2009 году вооруженные силы республики вступили во второй этап программы своего развития: «Повышение качественных параметров войск и их поэтапное техническое переоснащение современными образцами вооружения, военной техники, специальными средствами». Что этим этапом предусмотрено?
     - Главными направлениями программы развития вооружения и техники определены модернизация, приобретение эффективных средств управления и поражения нового поколения, создание необходимых условий для развития отечественного оборонно-промышленного комплекса. Реализация этого процесса запланирована до 2015 года и предусматривает три этапа. На первом этапе приоритет отдан модернизации и поддержанию в исправном состоянии вооружения и техники, находящейся в войсках, что обеспечивает увеличение количества боеготовой авиации, повышение боевых возможностей артиллерийских, мотострелковых и десантно-штурмовых бригад, оснащенных современными автоматизированными системами управления, новой и модернизированной техникой, обновление парка автомобильной техники, прежде всего в бригадах постоянной готовности.
     На втором этапе программы развития вооружения и техники предусматривается закупка техники, вносящей наибольший вклад в эффективность вооруженной борьбы на поле боя. Акцент сделан на высокоточные средства поражения для оснащения авиации, войск противовоздушной обороны, ракетных войск и артиллерии. В частности, помимо систем ПВО, планируется закупка современных ракетных систем залпового огня, высокоточных ракет и боеприпасов, автоматизированных систем управления и комплексов спутниковой связи.
     На всех этапах приоритетным направлением является оснащение вооруженных сил автоматизированными системами управления. В этой связи министерством обороны проведен системный мониторинг существующих в мире стратегических и тактических систем, предназначенных для автоматизированного управления войсками и оружием. Был изучен опыт Израиля, Франции, Турции, России и США.
     В настоящее время детально прорабатываются технические решения для последующего их внедрения в систему боевого управления. Введение стандарта C4I («си-фор-ай»), применяемого для автоматизации процессов управления войсками и оружием в передовых армиях мира, позволит решать задачи по противодействию возможным угрозам меньшим по численности составом.
     - Заводы ОПК постсоветского пространства основательно загружены заказами на ремонт и модернизацию самолетов и бронетехники ВС Казахстана. Насколько всеобъемлющ процесс модернизации ВС республики?
     - Требуемый уровень технической готовности в настоящее время обеспечивается главным образом за счет продления сроков службы, проведения капитально-восстановительных ремонтов на заводах, выполнения технических исследований и сопровождений.
     Другим направлением является непрерывная модернизация устаревших, но имеющих достаточный потенциал для совершенствования образцов вооружения и техники, а также закупка современных образцов. Это позволяет поддерживать боевые свойства вооружений на уровне, обеспечивающем возможность выполнения боевых задач в современных условиях ведения боя.
     Выделяемые министерству обороны Казахстана средства позволяют провести ремонтные работы техники в необходимом объеме. Мы проводим и планируем дальнейшее проведение капитального ремонта артсистем «Акация», «Гвоздика», «Нона», «Мста-Б», танков Т-72, бронированных машин БМП-1, БРМ-1К, БРДМ-2 и БТР-80. Прорабатываются вопросы модернизации и другого вооружения. Наращиваются усилия по ремонту авиатехники. В этом процессе участвуют как заводы России, Украины, так и отечественные авиаремонтные предприятия.
     - Мировой финансовый кризис не отразится на процессе перевооружения, ведь только в этом году расходы ВС РК сократятся на 20 млрд. тенге?
     - В связи с мировым финансовым кризисом и сокращением ВВП расходы по линии оборонного ведомства в первую очередь приобретают все большую направленность на решение социальных аспектов: для обеспечения жилищных и социальных условий военнослужащих казахстанской армии.
     Бюджет министерства обороны на 2009 год действительно сократился на 20,1 миллиардов тенге. Это было связано с принятым решением правительства для оптимизации расходов страны. Но в соответствии с поручениями верховного главнокомандующего никак не затронул социальную часть. Несмотря на сокращение бюджета министерства обороны, заработная плата военнослужащих была увеличена на 25 процентов, при этом на следующий год планируется увеличение заработной платы еще на 25. Расходы, касающиеся обеспечения жильем военнослужащих, также не подлежат сокращению.
     - В 2008 году на военную службу по контракту были приняты более 6 тыс. человек, из них в части постоянной боевой готовности и несущих боевое дежурство - около двух тысяч. Планируется ли полный переход на контрактный принцип комплектования ВС?
     - Поначалу, когда казахстанская армия только приступила к принципу набора на военную службу по контракту, мы планировали, что число военнослужащих контрактной службы будет преобладать над количеством солдат срочной службы. И некоторое время придерживались этого. Но окончательно отказываться от призыва солдат на срочную службу не планировали.
     В настоящее время с учетом социально-экономического развития Республики Казахстан и накопления военно-обученного резерва для обеспечения мобилизационной потребности вооруженные силы нашей республики перешли на смешанный принцип комплектования - по призыву и по контракту. Этого принципа мы планируем придерживаться и в ближайшей перспективе.
     - В соответствии с последними преобразованиями военнослужащим по контракту предусмотрены различные дополнительные денежные выплаты и льготы. Какие еще льготы предусмотрены для военнослужащих по контракту?
     - В феврале этого года президент Республики Казахстан подписал закон «О внесении изменения и дополнений в закон Республики Казахстан «О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей», нормы которого введены в действие с 1 января 2009 года. В него внесены дополнения, которыми предусматривается выплата едино-временного денежного вознаграждения при заключении первого контракта с военнослужащим, принятым на воинскую службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин в зависимости от срока заключаемого контракта. Так, при заключении контракта на пять лет выплачивается десять должностных окладов, на десять лет - двадцать должностных окладов. В то же время необходимо иметь в виду, что при увольнении военнослужащего, например, по отрицательным мотивам, выплаченное пособие подлежит возврату государству.
     Второе дополнение - для военнослужащих по контракту на должностях солдат и сержантов, прослуживших не менее восьми лет, предусмотрено право на возмещение затрат на обучение в высших учебных заведениях Республики Казахстан на платной основе в размере половины стоимости обучения из средств республиканского бюджета. Мы надеемся, что данная мера позволит улучшить качественный состав военнослужащих, получить специалистов для эксплуатации высокотехнологичной техники и вооружения, поднять общий образовательный уровень солдат и сержантов.
     Ну а кроме этих льгот продолжают действовать те, которые предусмотрены законом Республики Казахстан от 20 января 1993 года «О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей». Они распространяются одинаково на всех военнослужащих казахстанской армии. Это и ежегодный основной отпуск, и дополнительный отдых за особый характер службы, и право на бесплатное медицинское обеспечение. При переезде по службе военнослужащих из одной местности в другую им выплачивается подъемное пособие. Военнослужащие по контракту и члены их семей обеспечиваются квартирами за счет государства. Военнослужащие, уволенные с военной службы и имеющие выслугу 20 и более лет в календарном исчислении, имеют право получить в собственность занимаемое жилое помещение безвозмездно.
     - Взаимодействие Казахстана и России наглядно демонстрирует эффективную модель двустороннего сотрудничества. Какие еще шаги в этом направлении планируется предпринять?
     - Российский вектор - важнейший приоритет внешней политики Казахстана. Глава государства Нурсултан Назарбаев отметил, что между Казахстаном и Россией не существует проблем, которые не были бы решены путем конструктивного диалога и учета взаимных интересов. Это касается как политических, так и экономических вопросов.
     Одним из важнейших направлений сотрудничества, несомненно, являются проводимые между вооруженными силами наших стран совместные учения. Они значительно расширяют границы взаимодействия в области региональной без-опасности и обороны, противодействия терроризму и экстремизму, укрепляют наше понимание в необходимости коллективного решения многих вопросов.
     Недавно в Астане с рабочим визитом побывал начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первый заместитель министра обороны Российской федерации генерал армии Николай Макаров. Мы с ним встретились и провели насыщенный и конструктивный диалог. Обсудили планируемые учения, которые позволят вооруженным силам наших стран проверить тактические и стратегические расчеты по применению сил и средств на практике.
     Российская Федерация является стратегическим и основным партнером в области подготовки военных кадров для вооруженных сил Казах-стана. Более 90 процентов всех специалистов, прошедших обучение за рубежом, подготовлены в военных учебных заведениях Министерства обороны России. Генерал армии Николай Макаров отметил, что российское оборонное ведомство намерено продолжать расширение объемов подготовки казахстанских военных кадров в российских вузах. Подписанное 23 июня 2005 года в Москве «Соглашение о подготовке военных кадров для государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности» открыло новые возможности для повышения качества обучения казахстанских военнослужащих в военных учебных заведениях Минобороны РФ. Так, с 2008 года организована совместная подготовка курсантов Вооруженных Сил России и Казахстана в 11 вузах Министерства обороны России.
     Весьма важной для казахстанских вооруженных сил является реализация договоренности, достигнутой в ходе штабных переговоров, проведенных в период с 1 по 2 апреля 2009 года в г. Москве, о существенном увеличении квоты министерству обороны РК на 2009-2010 учебный год для обучения казахстанских военнослужащих в вузах Министерства обороны России. В этой связи организация четкого взаимодействия с российскими коллегами по главным направлениям сотрудничества весьма актуальна.
     Выражаю уверенность в том, что наша совместная работа по организации совместных мероприятий послужит дальнейшему укреплению взаимного доверия между Республикой Казахстан и Российской Федерацией.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex