Великую Отечественную войну генерал-лейтенант в отставке Оганес Вартанов прошел, как говорится, от звонка до звонка, закончив ее начальником автомобильной службы 141-й стрелковой дивизии 2-го Украинского фронта. Затем окончил Высшую офицерскую школу, Военно-транспортную академию. Прошел путь до заместителя начальника Главного автомобильного управления - главного инженера ГЛАВТУ Минобороны.
На всех должностях Оганес Мисакович уделял большое внимание подготовке кадров, организации эксплуатации и восстановления автомобильной техники, созданию и развитию ремонтных органов, в том числе подвижных ремонтных и эвакуационных средств.
Генерал-лейтенант Вартанов - частый гость в воинских частях. Сегодня фронтовик делится своими воспоминаниями с читателями «Красной звезды».
Жизнь так сложилась, что мне довелось быть участником двух войн - Великой Отечественной и афганской.
В конце 1941 года, после расформирования 19-й танковой дивизии, я был назначен командиром автотранспортного взвода 858-го отдельного автотранспортного батальона 40-й армии Юго-Западного фронта, который формировался в Воронеже. Для размещения подразделения был выделен городок Воронежского сельскохозяйственного института. Мы восстанавливали поступающие на укомплектование изношенные и поврежденные автомобили. Автомобили поступали, образно говоря, «в мешке», то есть запасными частями - отдельными узлами и деталями. Работали мы в автобронетанковых мастерских, расположенных на железнодорожном поезде. Надо сказать, что в начале войны стройной системы технического обслуживания автомобильной техники в Красной Армии не было, поэтому нормативные сроки эксплуатации автомобилей были довольно расплывчаты. Вместе с тем большое количество автомобилей выходило из строя от боевых повреждений. Поэтому ремонтные средства частей и соединений с объемом ремонта машин не справлялись. Ремонтных летучек типа «А» и походных мастерских типа «Б» в войсках было незначительное количество. Во многих частях ремонтных летучек не было вообще. Более того, не везде штатами воинских частей были предусмотрены автомеханики, автотехники и инженеры, что было одной из серьезных причин отсутствия квалифицированного руководства ремонтом автомобилей. Поэтому в условиях недостаточной укомплектованности авторемонтной базы частей и соединений приходилось создавать внештатные временные ремонтные подразделения и организовывать их работу.
В начале войны все имеющиеся автомобили стрелковой дивизии были сосредоточены в отдельной автотранспортной роте подвоза. В батареях 120-мм минометов стрелковых полков имелось по 5 автомобилей ГАЗ-АА, артиллерия же до перехода на автомобильную была на конной тяге.
В 153-й отдельной автотранспортной роте подвоза, которой мне довелось командовать, имелась походная мастерская типа «Б» с прицепом, укомплектованная высококлассными специалистами-ремонтниками, призванными из запаса с заводов промышленности, машинно-тракторных станций и из колхозных мастерских. Это были мастера на все руки, и мы ремонтировали автомобили большой сложности. Но из-за недостатка технологического оборудования приходилось изготовлять простейшие его аналоги. К примеру, разнообразные подставки, стеллажи, простейшие съемники, ручные тали. Приходилось плавить алюминий и отливать заготовки поршней, точить поршневые кольца. Для плавки алюминия были изготовлены переносные огнеупорные тигели из стальных толстостенных емкостей. Разогрев тиглей и плавка алюминия производились в кузнечных горнах, а в качестве сырья использовались изношенные или бракованные поршни, обломки картеров двигателей и коробок передач разбитых немецких автомобилей.
Для многоразовой отливки заготовок поршней был специально изготовлен разъемный стальной кокиль (металлическая форма для многоразовой отливки изделий). После отливки заготовки поршни подвергались механической обработке (сверление отверстий в бобышках для пальцев, проточка канавок для поршневых колец).
Поршневые кольца вытачивались из чугунных гильз-маслот (пустотелый цилиндр, специально отлитый из чугуна требуемого свойства и соответствующих размеров наружного и внутреннего диаметров).
В тиглях малого размера разогревался и плавился баббит, который затем заливался в тело постелей коренных подшипников картера двигателя и шатуна с их последующей механической обработкой.
Со временем, с поступлением в армию достаточного количества летучек типа «А» и походных мастерских типа «Б», а также с созданием авторемонтных средств в корпусном, армейском и фронтовом звеньях положение дел в организации и проведении ремонта автомобилей улучшилось. Так, уже с 1944 года методом выездных бригад из корпусных и армейских авторемонтных средств, которые были укомплектованы отремонтированными агрегатами (в основном двигателями) и запасными частями, производились текущие и средние ремонты непосредственно в соединениях и отдельных воинских частях с привлечением их авторемонтников.
Опыт создания и применения подвижных средств войскового, армейского и фронтового звеньев в Великой Отечественной войне был использован в послевоенной разработке и создании подвижных ремонтных органов нового поколения.
На афганской войне, находясь в составе оперативной группы Минобороны СССР, мне пришлось заниматься вопросами организации ремонта автомобильной техники как нашей 40-й армии, так и афганской армии. В войсках афганской армии автомобильная техника и ремонтные средства были в основном советского производства (ЗИЛ-130, -131, ГАЗ-66). Подвижных ремонтных средств было недостаточно, в основном это были МТО-АТ и ПАРМ-1. При автоуправлении афганской армии была авторемонтная мастерская, слабо оснащенная технологическим оборудованием. Специалистов-ремонтников приходилось обучать работе в советских ремонтных мастерских. Мы отмечали, что афганцы владели навыками слесарей, токарей и хорошо выполняли жестяницкие работы. Так, например, правка оперения и кабин выполнялась «в горячую», то есть с разогревом металла и с последующим быстрым охлаждением. Такой метод можно было использовать один раз, так как металл становился хрупким и больше правке не поддавался. Помощь автоуправлению афганской армии оказывал прибывший из Прикарпатского военного округа ремонтно-восстановительный батальон.
Из-за постоянных нападений душманов на дорогах невозможно было доставлять неисправные и поврежденные автомобили в ремонтные органы афганской армии, поэтому восстановление организовывалось в местах их выхода из строя. Для этого создавались выездные интернациональные бригады в составе специалистов-ремонтников советской и афганской армий. Во главе бригад, как правило, были советские офицеры. Эти группы доставлялись в войсковые соединения по воздуху на самолетах и вертолетах. После выполнения ремонтных работ бригады возвращались к местам постоянной дислокации, сдавали требующие ремонта агрегаты в обмен на отремонтированные, получали необходимые запасные части и вновь вылетали в войсковые части для выполнения ремонтных работ.
Этот богатый опыт восстановления автомобилей используется и сегодня.