на главную страницу

6 Мая 2009 года

Армия и общество

Среда

ПРИОРИТЕТ - ЗДОРОВЬЕ ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА

Подготовил Виталий ДЕНИСОВ, «Красная звезда».
























     Основная цель государственной политики в области здравоохранения – формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых призваны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки, а также уровню лучших стран мира.
     Медицинское обеспечение Вооруженных Сил РФ – составная часть государственной системы здравоохранения. Оно осуществляется по территориальному принципу и обеспечивает реализацию прав военнослужащих и других граждан РФ на охрану здоровья и медицинскую помощь в соответствии с законодательством РФ.
     На сегодняшний день право на медицинское обеспечение в военно-медицинских учреждениях законодательно имеют почти
     7 млн. человек.
     При этом основное внимание в деятельности медицинской службы Вооруженных Сил РФ уделяется медицинскому обеспечению военнослужащих.
     Анализ основных статистических показателей за последние
     6 лет свидетельствует об ухудшении состояния здоровья военнослужащих.
     Это связано с наличием ряда проблем:
     > стабильно высоким уровнем заболеваемости военнослужащих по призыву – болезнями органов дыхания, нервной системы, инфекционными заболеваниями; по контракту – болезнями системы кровообращения, органов пищеварения, нервной системы, онкологическими болезнями;
     > высокой смертностью военнослужащих от инфаркта миокарда и инсульта;
     > продолжительными сроками адаптации военнослужащих к повседневной деятельности после выполнения ими боевых (специальных) задач;
     > низкой удовлетворенностью военнослужащих качеством и доступностью медицинских и санаторно-оздоровительных услуг;
     > материально-техническая база военно-медицинских учреждений, военных санаториев и военных домов отдыха, а также детских оздоровительных лагерей и дошкольных образовательных учреждений не соответствует современным требованиям.





















     Все сказанное выше свидетельствует, что существующая система медицинского обеспечения не обеспечивает снижения заболеваемости, уровня инвалидизации, достаточности государственных гарантий по оказанию медицинской помощи и качеству медицинских услуг.
     Для повышения эффективности системы медицинского обеспечения подготовлен и на заседании Комиссии Министерства обороны Российской Федерации по реализации Стратегии социального развития Вооруженных Сил утвержден Стратегический план развития медицинского и санаторно-курортного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года. Его основные цели предусматривают:
     - формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям прикрепленных контингентов, передовым достижениям медицинской науки;
     - сохранение, укрепление здоровья, профессионального долголетия военнослужащих;
     - обеспечение медицинской помощью граждан, уволенных с военной службы, членов семей военнослужащих, а также лиц гражданского персонала Вооруженных Сил в объемах обязательных государственных гарантий;
     - cоздание условий для обеспечения социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала ВС РФ, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
     Задачи на планируемый период многоплановы и связаны со снижением заболеваемости, оптимизацией численности личного состава медицинской службы, повышением доступности и качества санаторно-курортного и лекарственного обеспечения, совершенствованием дошкольного образования детей военнослужащих в дошкольных образовательных учреждениях Минобороны РФ и др.
     Оптимальность использования ресурсов военного здравоохранения в перспективе предусматривает реализацию трехуровневой системы оказания медицинской помощи. В ее основе – военные госпитали различного уровня: базовые с филиалами оказания стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи в отдельных гарнизонах, госпитали центра.
     Преимущества создания филиалов военных госпиталей очевидны. Это прежде всего снижение расходов на их содержание, повышение преемственности и качества оказываемой медицинской помощи, улучшение методического руководства ее оказанием в зоне ответственности, повышение оперативности управления и принятия решений, закрепление ответственности начальника госпиталя.
     При интеграции военных госпиталей в общегосударственную систему оказания медицинской помощи по программе обязательных гарантий в системе ОМС на них можно будет возложить и оказание медицинской помощи гражданскому населению при условии выполнения государственных обязательств по компенсации затрат установленным порядком.
     За счет создания госпитально-поликлинических комплексов будет осуществлен перенос основных акцентов в оказании медицинской помощи на догоспитальный этап, как менее ресурсоемкий по сравнению с госпитальным лечением.





















     Материально-техническая база военных госпиталей будет улучшаться по-новому. Они должны проектироваться и строиться «медицинскими» архитекторами и строительными организациями, имеющими соответствующий опыт. Плюс к этому в них предстоит реализовать новые принципы управления, в том числе с элементами менеджмента, а содержание фондов, обслуживание систем жизнеобеспечения, организация питания осуществлять с привлечением аутсорсинговых организаций.
     К исходу 2009 г. будет осуществлен переход на 3-уровневую систему медицинского обеспечения войск с типовым составом сил и средств: 1-й – гарнизонный уровень, 2-й – уровень объединения, военного округа и 3-й – учреждения центрального подчинения.
     Основной акцент в профилактике инфекционных заболеваний среди военнослужащих в рамках стратегического планирования развития медицинской службы делается на иммунопрофилактику.
     В настоящее время с учетом качества комплектования прогнозируется значительный рост заболеваемости военнослужащих по призыву инфекциями с аэрозольным механизмом передачи. Это обусловлено ежегодным увеличением в 2 раза количества лиц, призываемых на действительную службу, сокращением срока службы до 1 года, а также с неподготовленностью существующего казарменного фонда к приему и размещению военнослужащих.
     В этих условиях медицинская служба готова к проведению 100-процентной специфической иммунопрофилактики, что является приоритетным направлением профилактической работы в войсках. При этом уже в ближайшие годы в войсках будут исключены случаи заболеваний брюшным тифом, вирусными гепатитами А и В, менингитами.
     Главный акцент в профилактике так называемых «неуправляемых» инфекций будет сделан на контрольные мероприятия по линии медицинской службы, включающие медицинский контроль и государственный санитарно-эпидемиологический надзор.






















     Для выполнения мероприятий вторичной профилактики медицинской службой спланировано переоснащение современными подвижными образцами медицинской техники 22 подвижных диспансерных отделений, что позволит проводить диспансеризацию непосредственно в местах расположения войск, осуществляя при этом необходимые диагностические исследования, санацию полости рта, зубопротезирование и др.
     Первый опыт их использования свидетельствует: это эффективно работающие мобильные подразделения медицинской службы.
     Одним из важных направлений в совершенствовании медицинского обеспечения Вооруженных Сил является оказание высокотехнологичной медицинской помощи. Военно-лечебные учреждения Минобороны России сегодня оказывают более 100 видов высокотехнологичной медицинской помощи. Ежегодно такую помощь получают более 20 тыс. больных, в основном в центральных военных госпиталях и клиниках Военно-медицинской академии.
     Перспектива развития указанного направления – во включении ведущих военных госпиталей, в том числе и окружного уровня, и Военно-медицинской академии в реестр федеральных медицинских учреждений, оказывающих высокотехнологичные виды медицинской помощи, с финансированием ее из источников, установленных Федеральным законодательством.
     Это станет реальным в ближайшие годы, эти позиции уже предусмотрены в Концепции развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года.
     Отдельного внимания заслуживают программы медико-психологической и медицинской реабилитации военнослужащих специальных контингентов, раненых и больных, пострадавших при исполнении обязанностей военной службы, и военнослужащих-инвалидов – участников боевых действий.























     Сегодня в военно-медицинских учреждениях наблюдается более 112 тысяч человек. В том числе инвалидов – участников Великой Отечественной войны более 28.000 человек, инвалидов – участников боевых действий более 12.000 человек, инвалидов, подвергшихся радиационному воздействию, более 3.500 человек.
     Для оказания медицинской помощи на современном уровне указанным категориям больных сегодня созданы надлежающие условия как в военных здравницах, так и в специализированных отделениях 6-го ЦВКГ и ряда окружных военных госпиталей (гг. Ростов-на-Дону, Североморск, Хабаровск и Чита).
     С 2009 года в военных санаториях и домах отдыха планируется осуществлять медико-психологическую реабилитацию и профилактический отдых отдельных категорий военнослужащих из числа дежурных сил РВСН, летного и плавсоставов после выполнения ими задач, неблагоприятно отражающихся на их здоровье.
     Ежегодно в медико-психологической реабилитации и профилактическом отдыхе будет нуждаться более 20 тыс. военнослужащих Минобороны России.
     Путь развития санаторно-курортного и организованного отдыха – создание многофункциональных санаторно-курортных комплексов, что позволит осуществлять медико-психологическую реабилитацию военнослужащих, проводить комплекс реабилитационных мероприятий после госпитального лечения, организовывать отдых семей военнослужащих и детский оздоровительный отдых по минимальным ценам.
     Возможные пути решения проблем, связанных с санаторно-курортным лечением и оздоровительным отдыхом в Минобороны России, представляются следующими:
     - передача функций по санаторно-курортному лечению и организованному отдыху в Министерство здравоохранения и социального развития России;
     - заключение договоров со сторонними организациями;
     - оптимизация сроков санаторно-курортного лечения и организованного отдыха.
     Однако существуют объективные причины, затрудняющие реализацию этих решений.
     Санаторно-курортных учреждений в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ пока мало, а контингент, имеющий предусмотренное законом право на лечение в них, уже значительно превышает их возможности.
     Поэтому для решения вопроса о санаторно-курортном лечении и оздоровительном отдыхе в Минобороны России в полном объеме целесообразно:
     1. Строительство 30 корпусов гостиничного типа на 7.700 коек, 26 физкультурно-оздоровительных комплексов, 5 столовых на 1.800 мест.
     2. Внедрение использования различных форм частно-государственного партнерства и взаимодействия по вопросам выделения бюджетных и внебюджетных ресурсов для создания и поддержания инфраструктуры санаторно-курортного обеспечения.
     3. Интенсификация проводимого лечения и сокращение сроков санаторно-курортного лечения и оздоровительного отдыха до 12 дней.

     Кроме того, отсутствие в Минобороны России собственной санаторно-курортной базы не позволит реализовывать право по медико-психологической реабилитации контингентов, выполняющих боевые (специальные) задачи.
     В кадровой политике основные усилия будут сосредоточены на прогнозировании потребностей всех категорий военнослужащих и гражданского персонала, формировании кадрового резерва, рациональной расстановке кадров.
     Для оптимизации системы военно-медицинского образования, с учетом дальнейшей потребности в медицинских кадрах, в перспективе подготовку на всех уровнях профессионального образования, в том числе и для силовых ведомств, целесообразно проводить на базе Военно-медицинской академии им. Кирова.
     Восполнение затрат, которые несет военная медицина, сегодня достаточно лишь в отношении военнослужащих.
     Если «затратность» прикрепленных контингентов рассчитать с учетом «подушевого» норматива, определенного Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2008 год, то она окажется в 5,8 раз больше существующей.
     Даже если все средства по этим статьям расходов полностью направить только на военнослужащих или только на военнослужащих и пенсионеров Минобороны РФ, то и тогда не удастся достичь установленного в стране уровня «подушевого» норматива.





















     Таким образом, для решения данной проблемы нужны принципиально новые решения.
     В новых экономических условиях источниками финансирования военно-лечебных учреждений должны стать средства федерального бюджета, ОМС, ДМС, средства от федеральных и территориальных целевых программ.
     Изменение принципов и механизмов финансирования предусматривает:
     - переход от финансирования по смете к финансированию определенного объема и видов медицинской помощи;
     - изменение принципов финансовых расчетов (покупка услуг в ЛПУ), определение источников финансирования различных видов медицинской помощи;
     - внедрение механизмов аутсорсинга в деятельность военно-лечебных учреждений;
     - увеличение окладов денежного содержания военнослужащих и заработной платы гражданского персонала Минобороны РФ с превышением на 15% заработной платы на сопоставимых должностях гражданского здравоохранения.

     Стратегический план развития медицинского и санаторно-курортного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года соответствует основным положениям Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (раздел «Развитие здравоохранения»).
     Решение задач, которые определены в стратегическом плане, позволит:
     1. Улучшить здоровье прикрепленных контингентов, обеспечить снижение уровня смертности от болезней системы кровообращения в 2,2 раза, в 1,6 раза – заболеваемость социальнозначимыми заболеваниями, снизить уровень инвалидизации.
     2. Увеличить объем амбулаторной помощи, в первую очередь профилактической, позволяющей выявлять заболевания на ранних стадиях, значительно повысить эффективность использования коечного фонда, обеспечить удовлетворение потребности в высокотехнологичной медицинской помощи.
     3. Снизить затраты на проведение высокотехнологичных видов помощи в 1,8 раза при реализации подпрограмм, имеющих профилактическую направленность, повысить качество оказания медицинской помощи.
     4. Обеспечить надежную профилактику заболеваний и устойчивое санитарно-эпидемиологическое благополучие войск (сил).

     Реализация Стратегического плана будет осуществляться в 3 этапа, определенных Стратегией социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года, и позволит достичь следующих основных результатов:
     - увеличение доли военно-медицинских учреждений, частей и подразделений, соответствующих требованиям современных стандартов оснащения этих учреждений до уровня 100%;
     - увеличение доли здоровых военнослужащих до уровня 90%;
     - повышение среднего возраста офицеров, признанных по состоянию здоровья негодными к военной службе, до 46 лет;
     - повышение удовлетворенности военнослужащих качеством и доступностью медицинских и санаторно-оздоровительных услуг до уровня 90% и более;
     - увеличение доли врачей (военнослужащих и гражданского персонала), ежегодно повышающих квалификацию, до уровня 33% (1 раз в 3 года).



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex