на главную страницу

6 Мая 2009 года

Культура

Среда

«НАШ ПОЛК!
ВОЛШЕБНОЕ, ЧАРУЮЩЕЕ СЛОВО...»

Беседу вел Александр РОМАНОВ.



Уже более десяти лет, с 1998 года, Воениздат осуществляет выпуск книг серии «Полки Русской армии». Эти книги включены в Федеральную целевую программу «Культура России» и получили реальное читательское признание. Об истории, сегодняшнем дне и перспективах популярной книжной серии наш корреспондент беседует с генеральным директором ОАО «Военное издательство» Виктором АКУЛЕНКО.


     - Виктор Петрович, вы можете рассказать, как именно, у кого возникла идея выпуска популярной серии?
     - Она возникла у главного редактора нашего издательства Сергея Куличкина и была поддержана тогдашним начальником Воениздата Юрием Стаднюком. Сергей Павлович, писатель и историк, обратил внимание на известные в кругу знатоков книги, вышедшие в России на рубеже XIX - XX веков, к столетию прославленного Кавалергард-ского полка, - два четырехтомника: «История кавалергардов» и «Сборник биографий кавалергардов». На этой основе, по их образцу и подобию вышла первая книга нашей серии - «Кавалергарды».
     - Не лучше ли было бы просто переиздать те книги?
     - Непростой вопрос. Вот сейчас вышло в свет репринтное издание «Сборника биографий кавалергардов», там есть очень интересные биографии таких персонажей российской истории, как «полудержавный властелин» генералиссимус Александр Данилович Меншиков, военный министр генерал от кавалерии Александр Иванович Чернышев, легендарный Михаил Дмитриевич Скобелев... В 4-м томе, впервые увидевшем свет в 1908 году, - биографии поручика в запасе Михаила Владимировича Родзянко, полковников флигель-адъютанта Павла Петровича Скоропадского и барона Густава Карловича Маннергейма - на то время все это были обычные офицеры. Зато впоследствии Родзянко станет председателем Государственной Думы, Скоропадский - гетманом Украины, маршал Маннергейм - президентом Финляндии...
     - Сколько интересных личностей - и все в одном полку!
     - Это так, но ведь никакой полк не может быть составлен из одних лишь замечательных людей - даже в самых прославленных, привилегированных частях гвардии не каждый офицер стал героем, далеко не все вышли в генералы. Большая часть из них не оставила заметного следа в полковых летописях, а не то что в истории России. Посмотрите в том же 4-м томе судьбы ряда представителей знаменитых фамилий, служивших в кавалергардах в конце XIX века: корнет князь Арсений Друцкой-Сокольнинский, уйдя в запас, стал уездным предводителем дворянства; маркиз Александр Паулуччи в 1901 году был произведен в ротмистры, вскоре вышел в отставку полковником - и все о нем; князь Алексей Голицын дослужился до штабс-ротмистра, стал председателем Волоколамской земской управы. В четырех томах, по формату больших, чем энциклопедия, подобных биографий - сотни. Вы будете их читать?
     - Нет, это для специалистов... А ваши книги кому предназначены?
     - Каждую из книг серии можно назвать энциклопедией, точнее, энциклопедическим справочником по соответствующему полку. Схема эта была, как я уже сказал, отработана на первой же книге «Кавалергарды». Ее автор-составитель адаптировал, сократил четыре тома полковой истории до одной трети книги...
     - Что же именно было сокращено?
     - Огромные экскурсы в историю государства Российского; подробные описания коронационных торжеств при вступлении на престол каждого российского императора; описания сражений, которые нередко заканчивались словами: «Наш полк пребывал в резерве и участия в деле не принимал»; обычно убирались и те подробности боев, которые не имели к полку непосредственного отношения; детальное посуточное описание маршрутов, по которым кавалергарды шли в тот или иной поход... Да и повседневная рутина полковой жизни заинтересует далеко не каждого - эти книги делались для офицеров и генералов, служивших в Кавалергардском полку, а их интересы весьма отличались от запросов современных читателей.
     - Согласен.
     - Вторая часть была составлена на основе вышеупомянутого «Сборника биографий кавалергардов» - отобраны наиболее интересные биографии и тоже в основном сокращены. Так как многие кавалергарды сыграли заметную роль в истории нашего государства, то их биографии, во-первых, широко известны, а во-вторых, порой они имеют очень далекое отношение не только к истории полка, но и вообще к армии. В те времена для молодежи считалось хорошим тоном послужить в гвардии и при отсутствии войны выйти в отставку корнетом или поручиком, чтобы впоследствии стать государственными деятелями, политиками, промышленниками, литераторами... Высшие государственные должности военные люди могли занимать, не снимая эполет, - так всеми российскими регионами руководили военные генерал-губернаторы. При Николае I даже обязанности обер-прокурора Святейшего синода исполнял генерал-лейтенант лейб-гвардии Гусарского полка Протасов!
     - Ну да, как не раз повторено в предисловиях к книгам этой серии: «История гвардии - это история России»...
     - Точнее, история Российской империи, оформившейся фактически одновременно с созданием гвардии. Во-первых, история России - это история войн, и буквально во всех из них гвардия принимала участие. Во-вторых, гвардейцы были весьма активны в политической жизни - гвардия была действующей силой во всех дворцовых переворотах XVIII столетия; а вспомните еще декабристов! К тому же во все времена военные люди составляли цвет нашего общества, это была подлинная элита, находившая свое применение во всех сферах государственной и общественной деятельности. У нас ведь и государи были людьми военными, и не случайно, что в «Измайловцах» помещена биография императора Николая I, в «Лейб-гусарах» - царя-освободителя Александра II... Все будущие цари проходили определенную строевую службу в свою бытность наследниками престола.
     - Служили также и великие князья - братья, сыновья, внуки императоров...
     - Эти вообще по-настоящему служили! Их биографии вы также найдете в каждой из наших книг. Например, великий князь Константин Константинович, внук Николая I, почти восемь лет в чине штабс-капитана и капитана командовал ротой лейб-гвардии Измайловского полка. Занимался и боевой подготовкой, и, как бы мы сейчас сказали, воспитанием личного состава подразделения. Вы посмотрите его воспоминания в книге «Измайловцы» - это было бы замечательно, если бы наши сегодняшние командиры так же знали своих подчиненных! Между тем Константин Константинович был еще и талантливым поэтом, известным под псевдонимом «К.Р.». Кроме многочисленных лирических стихотворений, он написал и полковую песню измайловцев:
     Наш полк, наш полк! Заветное, чарующее слово
     Для тех, кто смолоду и всей душой в строю.
     Другим оно старо, для нас все так же ново
     И знаменует нам и братство, и семью.

     Согласитесь, так мог писать только истинно военный человек! Кстати, раздел мемуаров - это третья часть каждой из книг серии.
     - А эти материалы откуда взяты? Первые две части как «Кавалергардов», так и последующих книг сделаны, как вы сказали, по образцу того самого восьмитомника...
     - Эти материалы пришлось искать, собирая буквально по крупицам. Автор-составитель - член Союза писателей России и, кстати, журналист «Красной звезды» Александр Бондаренко постарался проработать все некогда опубликованные - и в виде книг, и в качестве журнальных статей - воспоминания бывших чинов Кавалергардского полка. Работа увлекательная, но нелегкая, которую следовало начинать со знакомства с большим количеством библиографических и многих иных справочников. Порой оказывалось и так: есть мемуары кавалергарда, да только пишет он о совершенно ином времени и совсем других событиях, не касаясь службы в полку. Но все-таки, проработав изрядное количество литературы, автору-составителю удалось создать достаточно целостную мемуарную историю Кавалергардского полка, в которую вошли как фрагменты из широко известных «Записок князя Сергия Григорьевича Волконского (декабриста)» и «Пятьдесят лет в строю» генерал-лейтенанта Советской Армии графа Алексея Игнатьева, так и воистину ставшие откровением «Воспоминания кавалергарда» унтер-офицера Дмитрия Подшивалова, изданные в Твери в 1904 году.
     - Таким же образом создавались и все другие книги серии?
     - Скажу: так, да не так. Не было столь богатого исходного материала. Книги серии «Полки Русской армии» основаны на ранее изданных полковых историях, «мода» на которые началась где-то в середине XIX века, хотя есть книги гораздо более ранние, а пик их выпуска пришелся на начало ХХ столетия. В то время старинные «петровские» полки праздновали свое 200-летие, а вся Россия - вековой юбилей Отечественной войны 1812 года. А может, в воздухе уже возникло предчувствие грядущего крушения «старого мира» и люди как-то пытались зафиксировать его историю, невозвратное прошлое... Не имевшие утвержденного образца, эти полковые истории очень разнились между собой.
     - Очевидно, раскошные книги о гвардии, а истории армейских полков были гораздо скромнее...
     - Вы ошибаетесь: иные из армейских полков издали такие истории, что и гвардейцы могли позавидовать, - и по содержанию, и по оформлению. Так, история 44-го драгунского Нижегородского полка, пожалуй, самого прославленного из «кавказских» кавалерийских полков, вышла в одиннадцати томах, между тем как «История кавалергардов» - в четырех. Лейб-гвардии Измайловский полк, третий по старшинству в пешей гвардии, выпускал свою историю дважды: в 1850 и в 1882 годах, но это были небольшие, скромные книжки, текстами своими во многом повторяющие друг друга... Зато в нашу книгу «Измайловцы» почти полностью вошла «История л.-гв. Измайловского полка. 1730 - 1880», составленная капитаном Н.А. Зноско-Боров-ским.
     - А как же биографии? «Сборник биографий кавалергардов» - издание уникальное, другие полки ничего подобного не делали...
     - Да, в лучшем случае, как у лейб-гвардии Преображенского, Семеновского, Конного и ряда других полков, можно найти списки всех служивших там офицеров в качестве приложения к полковым историям. Поэтому биографии подбираются по справочным изданиям: «Русский биографический словарь», «Император Александр I и его сподвижники в 1812, 1813, 1814 и 1815 годах» А.И. Михайловского-Данилевского, сытинская Военная энциклопедия и другим источникам. Пожалуй, при подготовке книги это процесс наиболее непростой и трудоемкий. Точно так же приходится искать по разным справочникам упоминание об опубликованных мемуарах. Зато сколько интересных воспоминаний найдено! В частности, буквально кладезем информации стал для нас шеститомник «Сборник военных рассказов, составленных офицерами–участниками войны 1877 - 1878». Книги эти вышли сразу же после войны, большинство рассказов анонимны.
     - Откуда вы берете иллюстративный материал? Все книги серии очень богато проиллюстрированы...
     - Прежде всего из старинных изданий. Большую помощь нам оказывает Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, обладающий уникальными коллекциями не только обмундирования и вооружения, но и живописи, фотоархивом. Мы также сотрудничаем с Центральным государственным архивом кинофотофонодокументов (Санкт-Петербург).
     - Виктор Петрович, напомните, пожалуйста, какие книги уже вышли в серии «Полки Русской армии»?
     - Вышли «Кавалергарды» и «Конногвардейцы», «Лейб-гусары», «Гвардейские артиллеристы», а также «Преображенцы», «Семеновцы» и «Измайловцы» - три полка 1-й гвардейской пехотной дивизии.
     - Четвертым ее полком был лейб-гвардии Егерский...
     - И книга «Лейб-егеря» уже готовится к изданию. Полк очень интересный, героический, он особенно отличился в 1813 году под Кульмом, понес огромные потери в боях под Гаджи-Гассан-Ларом в 1828 году и при Телише в 1877-м... С 1800 года шефом лейб-егерей был князь Петр Багратион, во время Отечественной войны полком командовал блистательный генерал Карл Бистром, в разные годы в его рядах служили известные в свое время военачальники - генералы от инфантерии Алексей Арбузов, Петр Степанов, Константин Комаров, Владимир Данилов и многие другие знаменитые государственные деятели - Василий Перовский и Яков Ростовцев, декабрист Николай Басаргин и петрашевец Федор Львов, поэты Константин Батюшков и Евгений Баратынский. Можно также вспомнить и Сергея Львовича Пушкина - отца поэта... В годы Первой мировой войны в полк добровольно поступил 14-летний Всеволод Вишневский - известный впоследствии писатель и драматург, а в феврале 1917 года гвардейским егерем стал прапорщик Алексей Антонов - будущий генерал армии и начальник Генштаба Красной Армии на завершающем этапе Великой Отечественной войны.
     - Очень интересно и, я бы сказал, неожиданно...
     - В своих «Записках», фрагмент из которых помещен в нашей книге, «коренной лейб-егерь» генерал-лейтенант Борис Геруа - нашим читателям он уже знаком как один из последних командиров л.-гв. Измайловского полка - причислил л.-гв. Егерский полк к категории «скромных гвардейских полков». Действительно, по сравнению с теми же кавалергардами или преображенцами егеря были «скромными» гвардейцами, но только не на поле боя!
     - «Лейб-егеря» - ближайшая перспектива серии. А что вышло в последнее время?
     - Предыдущая книга – «Гвардейские артиллеристы» – которая существенно отличается от всех прочих изданий. Она посвящена не конкретному полку, но всей гвардейской артиллерии, которая ведет отсчет своей истории с бомбардир-ской роты Преображенского полка - ровесницы петровской гвардии, затем продолжает ее в павловские времена в качестве гвардейского артиллерийского батальона, а в начале XX века превращается в три пеших и одну конно-артиллерийскую бригады и несколько различных дивизионов. Причем история гвардейской артиллерии, принимавшей участие в большинстве военных кампаний XVIII - XIX веков и в Первой мировой войне, гораздо менее известна, нежели истории прославленных гвардейских пеших и конных полков.
     - Да, вы правы! Гвардейские полки известны в общем-то поименно, тогда как артиллерию мало кто вспоминает...
     - Хотя в ней точно так же, как и в любом гвардейском полку, служили будущие прославленные военачальники и выдающиеся государственные деятели, министры и знаменитые ученые, герои боев и известные декабристы, деятели науки и искусства. Достаточно назвать имена А.Д. Меншикова, А.А. Аракчеева, А.П. Ермолова, А.Н. Сеславина, И.И. Пущина, Д.А. Милютина, и это очень немногие из тех, кого можно вспомнить. Книга «Гвардейские артиллеристы» также состоит из трех частей и большого числа прекрасных иллюстраций, за которые хотелось бы еще раз поблагодарить Артиллерийский музей и его руководство.
     - В вашем рассказе почему-то ни разу не прозвучало слово «архив». А ведь там, несомненно, хранится большое количество неизвестных материалов по истории тех же самых гвардейских полков. Почему они не используются для составления книг серии?
     - Сегодня мы очень плохо знаем свою историю, а потому, мне кажется, ее популяризация важна не менее, а может, и более, чем открытие каких-то «новых страниц». Как мы с вами говорили, наши книги - своеобразная энциклопедия гвардей-ских полков, откуда читатель может получить вполне достаточный объем необходимой информации. К тому же любую из этих книг можно просто читать - как известно, документальная историческая и мемуарная литература сегодня все больше привлекает наших соотечественников. Скажу, что каждая книга нашей серии позволяет не только познакомиться с историей конкретного полка, но и лучше узнать историю Отечества, боевого прошлого армии.
     - Сколько же всего книг планируется выпустить в серии «Полки Русской армии»?
     - В составе российской императорской гвардии было более тридцати пеших и конных полков... Вот и считайте! Впрочем, нет сомнения, что и многие армейские полки - тот же Нижегородский драгунский - вполне заслужили такую книгу.
     - Тогда не будем отвлекать вас долгими разговорами. Успехов вам в вашей большой работе!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex