На суше...
Открыл конференцию президент Российской академии ракетных и артиллерийских наук (РАРАН) академик Виталий Панов. Здесь также есть своя логика. Как свидетельствует история академии, проведение подобного рода форумов - важнейшая составляющая ее деятельности.
Предшественницей РАРАН была Академия артиллерийских наук (ААН), основанная в 1946 году по личному указанию И.В. Сталина с целью создания единого центра артиллерийской науки, имеющего свою теоретическую и экспериментальную базу при военном ведомстве. К слову, в состав президиума ААН входил и главный конструктор ракетной техники Сергей Королев.
После смерти Сталина, в 1953 году, академия была упразднена, а в 1994-м Указом Президента РФ воссоздана уже под именем Российской академии ракетных и артиллерийских наук. Она тесно сотрудничает с Министерством обороны России, другими силовыми ведомствами, активно участвует в разработке программ вооружения.
Структура академии базируется на территориально-отраслевом принципе. Основным творческим и организационным звеном, объединяющим ее членов, являются научные отделения, которые охватывают самые разные проблемы создания и применения вооружения и военной техники. Так, отделения, которые работают в интересах промышленности, занимаются порохами, взрывчатыми веществами, бое-припасами, баллистикой, ракетно-артиллерийскими системами и комплексами, применением технологий двойного назначения. В компетенцию отделений, представляющих интересы силовых структур, входят вопросы тактики применения оружия, разведки, целеуказания, сбора информации. На базе Санкт-Петербургского военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, которым руководит заслуженный работник культуры РФ, доктор исторических наук Валерий Крылов, работает информационное отделение.
Имеются также региональные структуры академии. Это Волжский, Северо-Западный, Сибирский и Уральский региональные центры, объединяющие как персональных, так и ассоциированных членов РАРАН. В числе последних - более 120 предприятий и организаций. Это фактически все головные разработчики ракетно-артиллерийского вооружения, а также военные и гражданские высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты.
То есть РАРАН сегодня - это своего рода научно-технический центр ОПК России, способный внести весомый вклад в создание ее оборонного потенциала, отвечающего современным требованиям. В активе академии - обобщение опыта применения вооружения и военной техники в локальных конфликтах и антитеррористических операциях, определение приоритетов развития средств вооруженной борьбы в XXI веке, исследования, касающиеся совершенствования экономических принципов функционирования оборонно-промышленного комплекса, в частности механизма ценообразования. По мнению участников конференции, в условиях, когда объемы гособоронзаказа во многом съедаются резким возрастанием цен, такого рода исследования особенно актуальны.
...и на море
Символично и то, что местом проведения конференции стала Военно-морская академия им.
Н.Г. Кузнецова. Это не только кузница флотоводцев. Здесь также выполняется большое количество научно-исследовательских работ, актуальных как для ВМФ, так и для оборонно-промышленного комплекса страны. Результаты многих научных изысканий с успехом применяются в технологиях двойного назначения.
Вместе с тем на конференции отмечалось, что предстоящая модернизация Вооруженных Сил предполагает и существенную перестройку военной школы России. Как известно, в последнее десятилетие в военном образовании появилась тенденция к созданию универсальных комплексов, объединяющих научные, научно-производственные и образовательные учреждения различных уровней и ступеней. По словам участников конференции, эта идея, хотя и не безболезненно, воплощается в практику. Правда, ожидать моментальной отдачи, как заметил в своем выступлении генеральный инспектор Министерства обороны РФ маршал артиллерии Владимир Михалкин, не приходится: на создание новых структур потребуются и время, и немалые деньги. И вообще, по мнению маршала артиллерии, в данном случае особенно необходим точный расчет: какой должна быть армия, сколько нужно офицеров, как и где их готовить.

Что касается военно-морского образования, то еще в 1999 году военным советом ВМФ было признано целесообразным иметь единый военно-морской образовательный комплекс, включающий в себя на первом этапе (до 2005 г.) все образовательные, а впоследствии и научно-исследовательские учреждения. Ведущая роль в этом комплексе отводилась Военно-морской академии. На ее базе был создан экспертный совет при главкоме ВМФ. В его задачи входило проведение независимой комплексной экспертизы по вопросам отбора программ и проектов, способствующих достижению максимальной бюджетной и экономической эффективности по военно-экономическим критериям, а также снижению экономического и технического риска при принятии решений в интересах ВМФ. Практика показала, что проведение такого рода экспертиз способствует повышению качества гособоронзаказа, снижает риск нецелесообразного расходования бюджетных средств предприятиями ОПК.
Характерной чертой нынешнего этапа реформирования военной школы, как свидетельствуют выступления участников конференции, является углубление интеграции научных, научно-производственных и образовательных учреждений видов Вооруженных Сил и родов войск. В частности, начальник Военно-морской академии вице-адмирал Адам Римашевский (на снимке) подробно изложил замысел создания военного учебно-научного центра ВМФ. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 21 июля 2008 года и распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2008 года предусмотрено создание такого госучреждения путем реорганизации и присоединения к Военно-морской академии пяти военно-морских институтов, расположенных в Санкт-Петербурге, Калининграде и Владивостоке, а также Высших офицерских классов и трех научно-исследовательских институтов. На их базе будут созданы обособленные структурные подразделения нового формирования - Военного учебно-научного центра «Военно-морская академия». Таким образом предполагается объединить интеллектуальный потенциал учебных и научно-исследовательских учреждений Военно-морского флота в интересах повышения качества академической науки и подготовки специалистов различных категорий. Все функции, которые не свойственны военным вузам, планируется передать специализированным организациям.
О некоторых нюансах, связанных с модернизацией системы военного образования, говорил также в своем докладе на пленарном заседании, посвященном проблемам создания нового облика Вооруженных Сил, представитель Генштаба доктор технических наук полковник Сергей Белоконь. В той или иной степени касались этой темы и другие выступавшие. Кроме того, в рамках конференции работали «круглые столы» и симпозиумы, где рассматривались самые различные вопросы, в том числе касающиеся технической оснащенности армии и флота, боевой экипировки личного состава. В частности, отмечалось, что в документах, связанных с обеспечением национальной безопасности страны, нет ни слова о защите бойца на поле боя, о средствах жизнеобеспечения войск и сил, да и в целом нормативная база, касающаяся развития ОПК, нуждается в совершенствовании.
Дискуссии на эти и другие темы, связанные с актуальными проблемами защиты и безопасности, были продолжены в ходе общественных слушаний.