
Сергей Владимирович Михалков (родился 13 марта 1913 г. в Москве) - русский советский писатель и общественный деятель, академик АПН СССР (1971), заслуженный деятель искусств РСФСР (1967), Герой Социалистического Труда (1973). Окончил Литературный институт им. М. Горького (1937). Печатается с 1928 г. Огромной популярностью у нескольких поколений читателей пользуются детские стихи Сергея Михалкова, а поэма «Дядя Степа» стала детским бестселлером на все времена.
В 1939 г. он был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освобождении Западной Украины, впервые попробовав свои силы во фронтовой печати. В 1941-1945 гг. - военкор фронтовых газет, автор многочисленных очерков, рассказов, сатирических стихов и фельетонов, текстов боевых плакатов и листовок. Автор прекрасных лирических стихов о войне.
С 1945 года - член правления, а с 1967 года - секретарь правления Союза писателей РСФСР. С 1970 по 1990 год - председатель правления Союза писателей РСФСР.

С 1962 года по настоящее время - главный редактор сатирического киножурнала «Фитиль».
Большую популярность у взрослых и детей приобрели злободневные и острые басни Сергея Владимировича. Михалков - автор пьес для детского театра: «Том Кэнти» (1938), «Особое задание» (1945), «Красный галстук» (1946), «Я хочу домой!» (1949), «Зайка-зазнайка» (1951), «Сомбреро» (1957), «Дорогой мальчик» (1971) и др.; пьес для взрослых: «Илья Головин» (1950), сатирических комедий «Охотник» (1956), «Дикари» (1958), «Памятник себе...» (1959), «Раки и крокодил» (новая редакция 1960), «Эцитоны бурчелли» (1961) и др. Является автором ряда сценариев как игровых художественных, так и мультипликационных фильмов.
Лауреат Ленинской (1970) и Государственных премий СССР (1941, 1942, 1950, 1978).
Автор гимнов СССР (1943 - в соавторстве с Г. Эль-Регистаном, 2-я редакция - 1977) и Российской Федерации (2000).
Награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, другими орденами и медалями.
В настоящее время - председатель Исполкома Международного сообщества писательских Союзов (правопреемника Союза писателей СССР), объединяющего 64 писательские организации России, ближнего и дальнего зарубежья.
Полковник в отставке.
В первые дни Великой Отечественной войны я, как командир запаса, в числе многих писателей и поэтов был мобилизован для работы в армейской печати. Работал на Южном фронте в красноармейской газете «Во славу Родины», затем в газете «Сталинский сокол». Выполняя задания своей редакции в действующей армии, я писал очерки, заметки, политические стихи, подписи под карикатуры, юмористические рассказы.
После войны меня тысячу раз спрашивали: «Ваши стихотворения про войну - это действительно то, что вы испытали, видели, или это написано по чьим-то рассказам?»
Никаких «или»! С чистой совестью, как о самом святом, могу сказать: все мои фронтовые стихотворения про детей ли, про войну - это я сам, мои переживания, мои радости и боли, то, что прошло через мое сердце... В 1942 году я писал:
Крест-накрест синие полоски
На окнах съежившихся хат.
Родные тонкие березки
Тревожно смотрят на закат.
И пес на теплом пепелище,
До глаз испачканный в золе.
Он целый день кого-то ищет
И не находит на селе...
Накинув старый зипунишко,
По огородам, без дорог,
Спешит, торопится парнишка
По солнцу - прямо на восток.
Никто в далекую дорогу
Его теплее не одел,
Никто не обнял у порога
И вслед ему не поглядел.
В нетопленой разбитой бане
Ночь скоротавший, как зверек,
Как долго он своим дыханьем
Озябших рук согреть не мог!
Все видевший, на все готовый,
По грудь проваливаясь в снег,
Бежал к своим русоголовый
Десятилетний человек.
Он знал, что где-то недалече,
Быть может, вон за той горой,
Его, как друга, в темный вечер
Окликнет русский часовой.
И по щеке его ни разу
Не проложила путь слеза:
Должно быть, слишком много сразу
Увидели его глаза!
(«ДЕСЯТИЛЕТНИЙ ЧЕЛОВЕК», 1942 г.)
Все это я видел и прочувствовал сам.
На войне к чему придумки? Когда и так со всех сторон - такие жуткие подробности, такие детали человеческих отношений! И до предела обостренное писательское зрение, оголенные чувства требуют - запечатлеть, рассказать... Вот, например, стихотворение «Солдатик» - ведь я сам испытал то, о чем в нем написано:
«Солдатик мой, касатик мой,
Товарищ дорогой,
Я своего ждала домой,
А вот зашел другой.
Зашел: «Хозяйка, есть попить?» -
«Найдется, в добрый час.
Кого встречать, кормить, поить
Сегодня, как не вас!»
«А можно валенки разуть,
У печки просушить?
Да крепкой ниткой как-нибудь
Шинель в плече зашить?
Летела пуля - порвала,
И надо же задеть!
Как будто в поле не могла
Сторонкой пролететь!»
«С утра в печи дрова горят,
Чтоб ты обсохнуть мог.
Садись к огню, сушись, солдат,
Снимай, солдат, сапог!..»
Перечитываю это стихотворение и вспоминаю, вспоминаю. Вспоминаю, где и как это было со мной. И знаю, что именно так было со всеми нашими солдатами, во всех хатах.
Я видел на фронте проявления поразительного солдатского мужества и терпения. Именно эта великая воля к победе всего нашего многострадального и многонационального народа и разнесла вдребезги могучую отлаженную громадину немецкого фашизма.
Я навсегда запомнил тот торжественный день, потому что участвовал в захоронении останков Неизвестного солдата у Кремлевской стены, у Вечного огня. И позднее я много-много раз приходил к этому святому для меня месту, подолгу стоял перед монументом, у подножия которого выбита надпись:
«ИМЯ ТВОЕ НЕИЗВЕСТНО - ПОДВИГ ТВОЙ БЕССМЕРТЕН».
Я счастлив, что это мои слова, что в 1962 году именно я выиграл открытый конкурс на лучшую надпись для этого монумента и тем самым как бы воздал личные почести всем со славою погибшим в Великой Отечественной войне советским солдатам, которых - без различия чинов и званий - считаю своими однополчанами.

|