на главную страницу

8 Мая 2009 года

Поклонимся великим тем годам

Пятница

Чьи вы, «Соловьи»?

Юрий БИРЮКОВ, искусствовед,
  полковник в отставке.



     Из военных песен Фатьянова самая знаменитая, несомненно, «Соловьи». В песне этой, широко прозвучавшей на исходе военного лихолетья, наверное, как ни в одной другой, сурово и просто, лирично и задушевно высказано то, что было на душе у каждого солдата в дни, когда победа была уже близка, а война еще не окончена. В ней как бы запечатлено короткое мгновение многотрудной солдатской жизни, которое удалось подсмотреть художнику. Но существует два варианта музыки этой песни. Почему?
     Вот что рассказывал о рождении «Соловьев» сам Алексей Иванович Фатьянов в одной из передач, сохранившихся в архиве радио: «Помню фронт. В большой зеленой роще мы, солдаты, после только что затихшего боя лежим, отряхиваясь от крупиц засыпавшей нас земли, и вдруг слышим: вслед за растаявшим вдали рокотом вражеских самолетов во все горло, как бы утверждая жизнь, защелкал соловей!
     С первых дней Великой Отечественной войны, находясь в рядах нашей славной армии, я глубже стал понимать величие чувств людей, их душевную красоту, узнал цену дружбы и любви, цену вовремя сказанного нужного слова.
     Герои моих песен были рядом со мной, и я стал писать о скромных, мужественных, справедливых советских солдатах».
     В архиве поэта сохранился черновик стихотворения «Пришла и к нам на фронт весна», датированный 1942 годом. В каких только фронтовых переделках не довелось побывать этому исчерканному его поправками и вариантами листочку! Поначалу Фатьянов, как бывало не раз, сам придумал к этим своим стихам мелодию.
     Первым, кому он предложил написать на них музыку, был композитор Марк Фрадкин, с которым он познакомился, работая в Краснознаменном ансамбле. Было это уже в 1944 году. Тот приехал на несколько дней в Москву с фронта. Краснознаменцы в ту пору с огромным успехом распевали его «Песню о Днепре» на стихи Евгения Долматовского. Песня эта получила такую высокую оценку, что Фрадкина приняли в Союз композиторов. Не меньшим успехом и огромной популярностью в тылу и на фронте пользовался также их «Офицерский вальс», исполненный Леонидом Утесовым.
     Именно от Утесова я и узнал впервые о неизвестной странице биографии «Соловьев».
     В 1977 году я готовил рассказ об истории песни «Музыканты», которую Леонид Осипович в годы войны пел в концертах и записал на грампластинку с дочерью. Помогая ему в поисках клавира «Музыкантов», я совершенно неожиданно для себя обнаружил в его домашнем архиве клавир песни «Пришла и к нам на фронт весна» с музыкой Фрадкина. Мелодия припева была в ней такой же, как у Соловьева-Седого.
     Я, естественно, полюбопытствовал, как эта песня попала к Утесову, на что Леонид Осипович с видимым неудовольствием припомнил, что Фрадкин вручил ему ноты этой песни вместе с другой - «Дорога на Берлин», которую сочинил с Долматовским.
     «Он пришел ко мне вместе с Алешей Фатьяновым, - вспоминал Леонид Утесов, - и они спели свою песню про соловьев вдвоем. Мне она очень понравилась, и я включил ее в свой репертуар. Фрадкин вскоре отправился в очередную поездку на фронт.
     А спустя несколько месяцев я вдруг услышал в одном из концертов, как пели эту песню с фрадкинским припевом Георгий Виноградов и Краснознаменный ансамбль. Но автором ее музыки почему-то объявили Соловьева-Седого.
     Как это случилось и кто у кого что «украл», спросите лучше у Фрадкина...»
     В 1944 году, вскоре после отъезда на фронт с гастрольной поездкой Марка Фрадкина там же оказался и Алексей Фатьянов. Только не в гастрольной поездке, а в действующей армии. Воюя на территории Венгрии, где ожесточенно оборонялись преданные Гитлеру отборные дивизии генерала Антонеску, рядовой Алексей Фатьянов в первых рядах наших наступающих войск на броне танка ворвался в венгерский город с труднопроизносимым названием Секешфехервар. В том бою Алексей был ранен в голову и чудом остался жив. Его наградили медалью «За отвагу», которой потом он очень гордился, и предоставили краткосрочный отпуск по ранению.
     Приехав на несколько дней в Москву, Фатьянов встретился с Соловьевым-Седым, вручил ему стихи для будущих песен и поинтересовался:
     - А где сейчас Фрадкин и Утесов?
     - Почему тебя это интересует? - в свою очередь полюбопытствовал тот.
     Алексей ответил, что хотел бы узнать у них о судьбе песни, которая, по его предположениям, должна бы уже исполняться Утесовым.
     ...А теперь, пожалуй, пора предоставить слово самому Марку Григорьевичу Фрадкину, тем более что запись на пленке моей давней беседы с ним у меня сохранилась.
     «Алеша Фатьянов был очень красивым человеком, - начал свой рассказ о нем Фрадкин. - Внутри у него всегда пел соловей, и он был весь начинен поэтическими образами. Не выдуманными, не сочиненными, а натуральными, которые он чувствовал, общаясь с природой.
     Он мог прийти, к примеру, к тому же Соловьеву-Седому, прочитать и напеть, скажем, такое:
     Прилетела птица-весточка,
     Повернула перелесочком,
     Возвратилася в станицу...

     И тот недолго думая брал это на вооружение. Таким Алеша был музыкально одаренным и талантливым. Я с ним написал немного песен. Тогда рядом со мной крепко обосновался и был творчески дружен Евгений Долматовский. Так же, впрочем, как рядом с Фатьяновым был Соловьев-Седой. Поэтому, может быть, мы не сумели с ним написать то, что могли бы. Это именно та причина, по которой так редки были творческие наши контакты.
     Наша главная ссора, единственная, помешавшая фактически нашей дружбе, случилась на песне «Соловьи», которую мы с ним написали и отдали Утесову. Буквально на следующий день я уехал на фронт. А когда через несколько месяцев вернулся, песня «Соловьи» уже звучала с музыкой Соловьева-Седого.
     Меня это очень обидело, потому что песня у нас получилась, как мне кажется, удачной.
     Леша, то ли чувствуя свою вину, то ли в силу своего характера, сумел со временем прекратить эту размолвку, хотя понимал, что поступил неверно, отдав стихи на уже готовую музыку. Да к тому же не просто отдал Соловьеву-Седому стихи, а спел ему то, что мы с ним сочинили. И тот вчистую «скатал» у меня припев, а из рахманиновской прелюдии запев, как заметил когда-то по этому поводу Дунаевский.
     Когда я вернулся с фронта, первым на меня налетел Утесов:
     - Как тебе не стыдно, - говорит. - Написал такую песню. Я ее пел на радио. И вдруг эта песня появляется совсем с другой мелодией запевной. В чем дело? Что случилось?
     - Ну я же не знал, - отвечаю ему. - А что теперь делать, когда она уже пошла?..»
     Вот такая история.
     

СОЛОВЬИ

     Слова А. Фатьянова
     Музыка В. Соловьева-Седого

     Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
     Пусть солдаты немного поспят,
     Немного пусть поспят.
     Пришла и к нам на фронт весна,
     Солдатам стало не до сна -
     Не потому, что пушки бьют,
     А потому, что вновь поют,
     Забыв, что здесь идут бои,
     Поют шальные соловьи.
     Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
     Пусть солдаты немного поспят,
     Немного пусть поспят.
     Но что война для соловья!
     У соловья ведь жизнь своя.
     Не спит солдат, припомнив дом
     И сад зеленый над прудом,
     Где соловьи всю ночь поют,
     А в доме том солдата ждут.
     Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
     Пусть солдаты немного поспят,
     Немного пусть поспят.
     А завтра снова будет бой.
     Уж так назначено судьбой,
     Чтоб нам уйти, недолюбив,
     От наших жен, от наших нив;
     Но с каждым шагом в том бою
     Нам ближе дом в родном краю.
     Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
     Пусть солдаты немного поспят.
     Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
     Пусть солдаты немного поспят.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex