на главную страницу

13 Мая 2009 года

Армия и общество

Среда

Диалоги на Амуре

Наиль ГАФУТУЛИН, «Красная звезда».



В ходе рабочей поездки на Дальний Восток председателя Правительства России Владимира Путина решены проблемы сразу двух крупнейших предприятий. Компания «Гражданские самолеты Сухого» получит господдержку на сумму 6,8 млрд. рублей для реализации проекта создания самолета SuperJet-100, о чем премьер-министр сообщил в ходе посещения в Комсомольске-на-Амуре авиационного производственного объединения.

     А контрольный пакет акций ОАО «Амурский судостроительный завод» выкуплен Сбербанком и будет передан Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), которая полностью принадлежит государству.
     Былую славу Амурского судостроительного завода лучше всего характеризуют цифры. Здесь было построено 56 атомных и более 40 дизельных подводных лодок, 36 надводных боевых кораблей, 137 гражданских судов... Речь идет, естественно, о советском периоде в истории завода. После приватизации на предприятии многое не ладилось. В результате 2009 год завод встретил с долгами как перед банками (задолженность только перед Сбербанком России составляет на сегодняшний день 14,3 млрд. рублей, а общая кредиторская задолженность - около 36 млрд.), так и перед рабочими (задолженность по зарплате за предыдущие 6 месяцев была погашена незадолго до майских праздников). Банки даже не пропускали средства, которые Министерство обороны направляло на завод. Снимали в безакцептном порядке.
     На заводе премьер-министру продемонстрировали состояние стапельного производства подводных лодок и показали площадку строительства гражданских судов. В частности, на стапелях Владимир Путин увидел большую подводную атомную лодку проекта № 971 «Барс». С 1996 года финансирование строительства этой субмарины остановлено. Председателю Правительства РФ также продемонстрировали процесс ремонта дизель-электрической подводной лодки «Варшавянка» проекта 877. В ходе осмотра цехов В. Путин пообщался с заводчанами. Самым активным его собеседником оказался судовой слесарь-монтажник Александр Астраханцев, который попросил вернуть завод в государственную собственность. После короткой беседы премьер пригласил слесаря на совещание по вопросам развития судостроительной отрасли в Дальневосточном регионе.
     Открывая работу совещания, премьер выделил основные задачи судостроительной отрасли на Дальнем Востоке. Ее ждет аудит и серьезная модернизация, строительство новых верфей, организация выпуска конкурентоспособной и востребованной продукции. «Считаю недопустимым размещение заказов на зарубежных верфях, если есть возможность строительства аналогичной морской техники в России», - заявил Владимир Путин.
     Коснулся он и деятельности судоремонтных заводов Министерства обороны, которые при создании ОСК также были включены в ее состав. Естественно, они по-прежнему будут основными поставщиками услуг по ремонту и обслуживанию кораблей Военно-морского флота России. Соответствующая договоренность достигнута между Минобороны России и Объединенной судостроительной корпорацией.
     О состоянии дел на 25 дальневосточных предприятиях, относящихся к судостроительной промышленности, рассказал заместитель министра промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Он же отметил как низкий уровень рентабельности их деятельности, так и неустойчивое финансовое положение. Между тем, по его словам, перспективный спрос на суда на Дальнем Востоке до 2015 года составит около 50 единиц для речного и рыбопромыслового флота, 50 крупнотоннажных транспортных морских судов и 14 технических средств для освоения шельфа. В заключение замминистра отметил, что кроме рассматриваемых мер государственной поддержки финансового и организационного характера необходима активная и агрессивная маркетинговая политика.
     Довольно откровенным было выступление главы Росрыболовства Андрея Крайнего. Суда Дальнему Востоку нужны! Сегодня из 2.125 судов рыбопромыслового флота в этом регионе 902 используются с превышением сроков эксплуатации. По прогнозам главы ведомства с учетом выбывания в 2012 году в регионе останется 1.223 судна, в 2017-м - 998, а к 2020 году - 818 судов, то есть менее половины ныне действующих. При таких темпах к 2020 году Россия не будет «добирать» (т.е. технически не сможет выловить) около 2 млн. тонн водных биоресурсов. Это если суда не строить. Кстати, если Россия не начнет ловить сама, то это сделают иностранцы. Согласно конвенции ООН по морскому праву, если страна не в состоянии осваивать ресурсы в своей экономической зоне, соседи получают право в этом помочь.
     После выступления главы Росрыболовства Владимир Путин поделился с участниками совещания впечатлениями о посещении Амурского судостроительного завода, а среди причин проблем предприятия выделил основную - нынешние собственники не проявили себя как эффективные руководители. Он подчеркнул: «Мы не ставим в целом перед собой цели деприватизации. Но там, где собственник является неэффективным, мы должны думать, что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию. Особенно если речь идет о предприятиях, тесно связанных с исполнением гособоронзаказа».
     После этого глава правительства рассказал о принятом решении. «59% - это контрольный пакет, который находится в руках частных акционеров. Позавчера между Сбербанком и группой контрольных акционеров подписано мировое соглашение о продаже за символическую сумму пакета акций в размере 59% Сбербанку России. В свою очередь, Сбербанк на этих же условиях перепродает этот пакет Объединенной судостроительной корпорации, которая на 100% принадлежит государству».
     В ближайшее время будет обеспечено и текущее финансирование. В течение недели на завод должны быть направлены средства из Министерства обороны в объеме
     201 млн. рублей. И до июня текущего года еще 380 млн. рублей из Гособоронзаказа. Все эти средства позволят предприятию полностью выполнить заказ Минобороны и создать необходимые заделы для реализации других возможных заказов, в том числе тех, которые уже сейчас на предприятии реализуются. Потому что «самая главная проблема, которая была, - это проблема финансового характера» - отметил глава правительства.
     В то же время Владимир Путин подчеркнул, что все эти средства будут выделяться параллельно с рассмотрением плана оздоровления предприятия, его модернизации и загрузки. А закончил совещание глава правительства словами о том, что все сказанное на совещании о необходимости и путях увеличения строительства судов большим дедвейтом (дедвейт - полная грузоподъемность судна) должно быть выполнено. Это касается всех предприятий судостроительной отрасли Дальнего Востока.
     В тот же день В. Путин провел встречи с генеральным директором управляющей компании Группы «Амурметалл» С. Хохловым, губернатором Хабаровского края В. Шпортом, губернатором Приморского края С. Дарькиным и вылетел в Японию.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex