на главную страницу

13 Мая 2009 года

Армия и общество

Среда

ПОСЛЕ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ – ГРАЖДАНСКАЯ

Юрий АПАЛЬКОВ, «Красная звезда».



     Десятки тысяч высококвалифицированных офицеров, увольняемых с военной службы, в ближайшее время начнут новую, гражданскую, жизнь, по сути, с чистого листа. Ведь далеко не каждый офицер в полной мере располагает информацией о том, где и каким образом он может реализовать накопленный за годы службы опыт и профессионализм.
     В этой связи Минобороны России прикладывает максимум усилий, чтобы при своем участии трудоустроить увольняемых в запас военнослужащих и создать им приемлемые условия для работы во благо их семей и государства. Одним из направлений призвана стать государственная гражданская служба, где вчерашние военные профессионалы могут в наибольшей мере реализовать свой опыт и навыки.
     О государственной гражданской службе и условиях привлечения к ней уволенных из рядов Вооруженных Сил граждан в беседе с корреспондентом «Красной звезды» рассказывает руководитель Департамента государственной гражданской службы Министерства обороны Российской Федерации Валентин ВЕРЕЩАКА.
     - Департамент государственной гражданской службы Министерства обороны Российской Федерации сформирован 1 августа 2008 г. в целях исполнения в военном ведомстве Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», - начал нашу беседу Валентин Григорьевич. - Как центральный орган военного управления Министерства обороны департамент решает ряд задач.
     Среди основных три: организация поступления на гражданскую службу, ее прохождения и прекращения; обеспечение правовой и социальной защиты федеральных гражданских служащих в Министерстве обороны; подготовка нормативных актов по вопросам гражданской службы.
     При этом общее руководство деятельностью департамента осуществляет министр обороны, а непосредственно департамент подчинен статс-секретарю - заместителю министра обороны.
     При решении возложенных на нас задач мы взаимодействуем с органами военного управления, иными структурными подразделениями Министерства обороны, с выборными профсоюзными органами военного ведомства, а также в установленном порядке - с палатами Федерального Собрания Российской Федерации, Администрацией Президента, Правительством Российской Федерации, Советом Безопасности, Генеральной прокуратурой, Верховным судом, федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов государства.
     - Валентин Григорьевич, в чем главная разница между военной и государственной гражданской службой и как кадровый военнослужащий может стать госслужащим?
     - На первый взгляд может показаться, что, имея единый родовой признак - служение государству, - военная и государственная гражданская службы мало чем различаются. Однако это не так. Статус государственного гражданского служащего существенно отличается от статуса военнослужащего. Здесь и другая база федерального и ведомственного уровня, и иные механизмы прохождения службы. В Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» четко прописаны права, обязанности, запреты и ограничения, касающиеся государственного гражданского служащего. Там же прописан и механизм поступления на гражданскую службу.
     Хотелось бы особо подчеркнуть: что в соответствии с законодательством нельзя обрести статус государственного гражданского служащего, не уволившись из рядов Вооруженных Сил.
     Вместе с тем, как и любой гражданин Российской Федерации, военнослужащий, собирающийся уволиться из Вооруженных Сил, имеет право подать документы на участие в конкурсе на замещение той или иной вакантной должности государственной гражданской службы. Кстати, в соответствии с вышеупомянутым федеральным законом, определяющим жесткие квалификационные требования к должностям гражданской службы, любая вакантная должность государственного гражданского служащего замещается только по конкурсу. Именно конкурс предполагает реализацию одного из основных принципов гражданской службы - привлечение на эту службу самых квалифицированных и компетентных специалистов.
     Пройдя конкурсную процедуру, при соответствии квалификационным требованиям и при положительном решении конкурсной комиссии приказом министра обороны гражданин, проходящий военную службу, включается в кадровый резерв. Впоследствии, уволившись с военной службы, он из этого резерва будет назначаться на конкретную должность.
     Важно понимать логику процесса: Минобороны не может военнослужащего - участника конкурса сразу же назначить на должность государственного гражданского служащего, даже если он признается победителем конкурса. Причина проста: он еще обладает статусом военнослужащего, потому, как правило, включается в кадровый резерв. Только после увольнения в запас гражданин, разумеется, при его согласии может получить назначение на вакантную должность государственной гражданской службы Министерства обороны Российской Федерации. В любом случае эта процедура весьма прозрачна и открыта.
     Кстати, на сегодняшний день департаментом объявлен конкурс в целях формирования кадрового резерва по группам должностей. Объявление было размещено на официальном сайте Минобороны России (www.mil.ru), а также опубликовано в печатных средствах массовой информации, в том числе в газете «Красная звезда». Кроме того, такие объявления разосланы нами во все центральные органы военного управления.
     Уже сегодня более 150 офицеров изъявили желание участвовать в конкурсе, и думаю, что к моменту проведения конкурса - 21 и 28 мая 2009 года - число кандидатов значительно возрастет.
     Порядок участия военнослужащего в данном конкурсе и перечень необходимых для этого документов определены, еще раз подчеркну, Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», а также соответствующим приказом министра обороны 2007 года № 309. Приказ определяет саму методику проведения конкурса.
     - Могли бы вы подробнее рассказать о процедуре конкурса?
     - Конкурс проводится в два этапа. На первом мы принимаем и подвергаем экспертизе все поступившие к нам документы на предмет соответствия исходных данных кандидата квалификационным требованиям. Сотрудники отдела кадров департамента проводят индивидуальную работу с каждым из претендентов, в результате чего определяется мотивировочная часть, уточняются дополнительные сведения, составляется лист изучения кандидата.
     После этого формируются списки участников конкурса на замещение должностей гражданской службы и проводится второй этап конкурса, в ходе которого конкурсная комиссия проводит персональное собеседование с каждым кандидатом. Собеседование проводится открыто, публично, в рамках действия конкурсной комиссии и в соответствии с требованиями вышеупомянутого указа Президента Российской Федерации № 112.
     Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы и определении победителя.
     В состав конкурсной комиссии включаются представители Департамента государственной гражданской службы, Главного правового управления Минобороны России, а также представители тех центральных органов военного управления, вакантные должности в которых предстоит заместить. В обязательном порядке в работе конкурсной комиссии в качестве ее членов участвуют независимые эксперты - представители научных и образовательных учреждений и другие специалисты по вопросам гражданской службы. В таком коллегиальном режиме каждому кандидату и предстоит отвечать на вопросы. Сами же вопросы, задаваемые на собеседовании, можно разделить на два блока. Это общие вопросы, касающиеся знания требований действующего законодательства о гражданской службе, Конституции Российской Федерации, федеративного устройства государства и так далее. И вопросы, связанные с будущей спецификой деятельности данного кандидата в конкретном органе военного управления в соответствии с квалификационными требованиями.
     Задача представителей центральных органов военного управления - определить степень готовности кандидата к работе на той должности, на которую он претендует. Очевидно, что, если рассматривается кандидат на замещение вакантной должности, например, в Департаменте имущественных отношений Минобороны России, то знанием юридических основ права собственности он должен обладать.
     Оценивая полученные ответы, их полноту и правильность, комиссия принимает коллегиальное решение, о котором в течение месяца письменно извещает каждого кандидата. Кроме того, информация о решении конкурсной комиссии размещается на официальном сайте Минобороны России (www.mil.ru). По итогам конкурса и решения конкурсной комиссии готовится проект приказа министра обороны о назначении кандидата на вакантную должность либо о включении его в кадровый резерв.
     Правда, бывает и такой вариант, когда военнослужащий, участвующий в конкурсе, не готов в полном объеме ответить на задаваемые вопросы. Поэтому хотелось бы предупредить тех, кто собирается связать свою дальнейшую жизнь с государственной гражданской службой: себя к этой службе надо готовить основательно, должным образом.
     - Валентин Григорьевич, конечно же при выборе новой профессии каждый человек и уж тем более увольняющийся из рядов Вооруженных Сил в первую очередь оценивает материальную сторону будущей работы. Могли бы вы рассказать об уровне заработной платы и наличии особых льгот для государственных служащих?
     - Прежде всего отмечу, что гражданин, уволенный с военной службы, становясь гражданским служащим, сохраняет все государственные гарантии и льготы, которые уже имеет. Что касается размеров денежного содержания, то все зависит от группы и категории должности, на которую претендует гражданин. Для уволившихся офицеров предусмотрены три группы должностей: старшая, ведущая и главная. В этом диапазоне, если переходить на конкретные цифры с учетом надбавок, госслужащий получает от 20.000 до 30.000 рублей.
     Что же касается государственных гарантий гражданского служащего, определяемых федеральным законодательством, то департаментом они реализуются своевременно и в полном объеме. Надо сказать, что вышедшее в этом году Постановление Правительства Российской Федерации № 63 «О предоставлении беспроцентных субсидий на приобретение жилого помещения» по сути завершило образование так называемого пула государственных гарантий госслужащих. Сейчас Минздравсоцразвития России по поручению Правительства Российской Федерации предстоит создать непосредственный инструментарий реализации данного вопроса, и в каждом конкретном органе исполнительной власти такой механизм будет использоваться.
     Вместе с тем хотелось бы отметить, что федеральный закон о гражданской службе, помимо прав и обязанностей в рамках содержательной части статуса гражданского служащего, ввел и ряд серьезных запретов и ограничений. В рамках Национального плана по борьбе с коррупцией, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года, эти запреты и ограничения по-своему ужесточили квалификационные требования к кандидату в госслужащие: проводится обязательная конкурсная процедура, декларирование своего имущества, доходов, обязательств имущественного характера. Перечень запретов и ограничений определяет и ряд надбавок за особые условия службы государственного гражданского служащего.
     И в заключение еще раз хочется обратить внимание читателей «Красной звезды» на то, что речь мы вели только о гражданской службе в центральном аппарате Минобороны. Создание же территориальных органов военного управления, где предполагается и прохождение гражданской службы, - перспективное направление деятельности Министерства обороны Российской Федерации, его структурных подразделений и в том числе Департамента государственной гражданской службы.
     - Спасибо за беседу, Валентин Григорьевич.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex