на главную страницу

13 Мая 2009 года

Армия и общество

Среда

За безопасность военной службы

Подготовил Александр ТИХОНОВ.



Продолжая знакомить читателей с отдельными направлениями Стратегии социального развития Вооруженных Сил РФ на период до 2020 года, в этом номере мы публикуем СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     В качестве пособия Стратегический план предназначен для командиров (начальников) воинских частей (организаций) Вооруженных Сил Российской Федерации, других должностных лиц, участвующих в реализации направлений Стратегии социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года.
     

     
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Стратегический план повышения безопасности прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации до 2020 года (далее - План) разработан путем стратегического планирования совместной деятельности органов военного управления Министерства обороны РФ в сфере повышения безопасности военной службы. Он определяет цели, задачи, показатели ключевых результатов, основные направления деятельности, этапы, риски, механизм контроля за достижением целей и задач в рассматриваемой сфере на долгосрочную перспективу (до 2020 года).
     План разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, федеральных законов «О системе государственной службы в Российской Федерации», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об обороне», «Положения о порядке прохождения военной службы», приказов и директив министра обороны РФ. При разработке Плана учтен ряд правовых норм Трудового кодекса Российской Федерации, ориентированных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и обеспечивающих реализацию их конституционного права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности.
     Безопасность военной службы заключается в поддержании в соединении (воинской части, подразделении) условий военной службы и порядка ее несения, обеспечивающих защищенность личного состава и каждого военнослужащего в отдельности от воздействия опасных факторов военной службы, возникающих в ходе повседневной деятельности воинской части (подразделения).
     Реализация Стратегического плана по обеспечению безопасности военной службы осуществляется органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации по направлениям ответственности.
     Так, Главным управлением воспитательной работы Вооруженных Сил РФ проводятся анализ состояния воинской дисциплины в ВС РФ, выработка мер и организация работы по ее укреплению, организация в Вооруженных Силах РФ мероприятий по предупреждению и профилактике суицидальных происшествий;
     Главным управлением боевой подготовки и службы войск ВС РФ осуществляется координация работы по обеспечению безопасности военной службы и поддержанию правопорядка в Вооруженных Силах РФ;
     Главным автобронетанковым управлением Минобороны РФ - организация в Вооруженных Силах РФ мероприятий по предупреждению гибели и травматизма военнослужащих при эксплуатации бронетанкового вооружения и автомобильной техники;
     Главным военно-медицинским управлением Минобороны РФ - организация комплекса профилактических, лечебных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья военнослужащих.
     Обслуживаемыми категориями граждан в области повышения безопасности военной службы являются военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации.
     
II. ОСНОВНЫЕ ОЖИДАНИЯ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

     Эти ожидания предполагают социальную защищенность военнослужащих, а также сокращение гибели военнослужащих в результате суицидальных и дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев, нарушений требований безопасности при исполнении обязанностей военной службы.
     Реализация этих ожиданий возможна при на
     личии:
     - современной правовой и нормативной базы;
     - системности и комплексности в работе командования, должностных лиц органов воспитательной работы по предупреждению самоубийств военнослужащих;
     - разработки и внедрения в практику программы надежности личного состава по показателям психофизического здоровья;
     - качественного проведения мероприятий боевой учебы, позволяющего обеспечить гарантированного соблюдения установленных требований безопасности военной службы;
     - обновления парка вооружения и военной техники, неукоснительного соблюдения правил их эксплуатации.
     
III. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

     Первой проблемой является высокий уровень гибели военнослужащих в результате суицидальных происшествий, что составляет порядка 30-40% от общей гибели военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации;
     Структура гибели военнослужащих в результате самоубийств в 2008 г. по категориям приведена на рисунке 1.
     Вторая, не менее важная проблема - высокий уровень гибели военнослужащих в результате дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев и нарушения требований безопасности.
     Третья проблема состоит в сохранении высокого уровня травматизма военнослужащих, который сопровождается трудопотерями.
     Ежегодно в ВС РФ получают травмы с трудопотерями более 20 тысяч военнослужащих.
     Таким образом, проблема обеспечения безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации сегодня является одной из самых приоритетных, напрямую влияющей на привлекательность военной службы.
     Основными причинами, оказывающими отрицательное воздействие на состояние безопасности военной службы, являются:
     - сохранение низких показателей общеобразовательной, морально-психологической и физической подготовленности гражданами призывного возраста;
     - низкий уровень оплаты воинского труда;
     - нерешенность ряда социальных проблем, которые способствуют развитию семейных конфликтов, приводят к нервно-психическим срывам;
     - отсутствие системности и комплексности в работе командования, должностных лиц по подготовке военнослужащих к выполнению требований безопасности и по предупреждению самоубийств;
     - физическое старение вооружения и военной техники, значительный износ казарменно-жилищного фонда и специальных сооружений.
     
IV. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ

     Стратегическая цель Плана состоит в повышении безопасности прохождения военной службы.
     Задачами Плана являются, во-первых, сокращение гибели военнослужащих в результате суицидальных происшествий и, во-вторых, снижение гибели военнослужащих и травматизма с трудопотерями вследствие нарушения требований безопасности и несчастных случаев.
     Среди приоритетных направлений деятельности по сокращению числа суицидальных происшествий - создание условий получения квалифицированной психологической помощи военнослужащими; оборудование кабинетов психологов и помещений центров (пунктов) психологической помощи; обучение кадров современным методам диагностики и психокоррекции; проведение научно-исследовательских работ по проблемам профилактики суицидальных происшествий военнослужащих ВС РФ. Для решения этой задачи также необходимо развитие тесного взаимодействия с общественными организациями и учреждениями в сфере оказания психологической помощи и реабилитации.
     Что касается выполнения второй задачи, то здесь основные усилия необходимо сосредоточить на нормативном обеспечении безопасности военной службы; разработке стандартов обеспечения безопасности военной службы для различных видов профессиональной служебной деятельности военнослужащих ВС РФ, эксплуатации образцов вооружения и военной техники; создании и оборудовании полигонов безопасности военной службы в воинских частях (военно-учебных заведениях Минобороны РФ); оборудовании классов для проведения инструктажей по требованиям безопасности (обучающие компьютерные программы, учебные пособия и т.д.); оборудовании наглядными пособиями уголков по требованиям безопасности в воинских частях (в столовых, котельных, автопарках и т.д); проведении конкурсов, комплексных практических занятий и месячников безопасности военной службы.
     
V. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА

     На первом этапе (до 2012 г.) предстоит:
     - создать в Вооруженных Силах Российской Федерации единый орган по обеспечению безопасности военной службы, а также специализированное научно-практическое подразделение психологической работы;
     - совершенствовать штатную структуру органов военного управления, осуществляющих реализацию задачи снижения гибели военнослужащих в результате суицидальных происшествий;
     - нормативно закрепить ответственность должностных лиц органов военного управления за сохранение и укрепление психического здоровья военнослужащих, в т.ч. по профилактике суицидального поведения;
     - создать в воинских частях (вузах) учебно-материальную базу по безопасности военной службы;
     - усовершенствовать нормативно-правовую базу в сфере обеспечения безопасности военной службы.
     На втором этапе (2013-2016 гг.)
     - уточнить функции и задачи контрольных (надзорных) органов в области обеспечения безопасности военной службы;
     - определить номенклатуры вредных и опасных факторов военной службы;
     - развить взаимодействие с региональными организациями и учреждениями в сфере оказания военнослужащим психологической помощи и реабилитации;
     - снизить гибель военнослужащих в 2,5 раза, травматизм с трудопотерями - в 1,5 раза.
     На третьем этапе (2017-2020 гг.) - разработать стандарты обеспечения безопасности военной службы;
     - снизить гибель военнослужащих более чем в 3,8 раза, травматизм с трудопотерями - в 3 раза.
     
VI. ОСНОВНЫЕ РИСКИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА

     Неснижение преступности среди офицеров и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, вследствие низкого качества отбора и дефицита достойных кандидатов для формирования частей постоянной готовности.
     Рост психологической напряженности и конфликтности в семьях офицеров и прапорщиков, связанный с предстоящими организационно-штатными мероприятиями на фоне нерешенности ряда социальных проблем.
     Нарушение единой системы управления обеспечением безопасности военной службы в связи с сокращением (ликвидацией) органов службы войск и безопасности военной службы в низовом звене (воинская часть - соединение).
     
VII. МЕХАНИЗМ КОНТРОЛЯ ЗА ДОСТИЖЕНИЕМ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ

     Прежде всего необходимо закрепление персональной ответственности за достижение генеральной цели, решение задач и выполнение плановых показателей реализации Плана за органами военного управления.
     Кроме того, требуется создание системы мониторинга (сбор, обобщение и анализ данных, подготовка предложений органам военного управления по обеспечению безопасных условий военной службы), позволяющего отслеживать выполнение показателей, характеризующих достижение генеральной цели и решение задач Плана.
     Наконец, ежегодно результаты реализации Плана должны рассматриваться на сборе руководящего состава Вооруженных Сил Российской Федерации.
     
* * *

     Таким образом, реализация целей, задач и мероприятий Плана позволит сформировать и поддерживать такие условия военной службы, при которых сводится к минимуму влияние на военнослужащих опасных и вредных факторов.
     На рисунках: Рисунок 1. Структура гибели военнослужащих в результате самоубийств в 2008 г.; Рисунок 2. Структура гибели военнослужащих в 2008 г. при исполнении обязанностей военной службы.; Рисунок 3. Структура травматизма военнослужащих в 2008 г. при исполнении обязанностей военной службы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex