на главную страницу

13 Мая 2009 года

История Отечества

Среда

Слово тоже сражалось

Беседовала Марина ЕЛИСЕЕВА, «Красная звезда».



Одним из слагаемых Победы в Великой Отечественной войне был высокий моральный дух советских военнослужащих. Достигался он целенаправленной партийно-политической работой в войсках и на флотах. Руководило этой работой Главное политуправление. Истоки его создания восходят к первым годам Советской власти. Решение о создании органа, призванного руководить партполитработой в Красной Армии, было принято VIII съездом ВКП(б) в 1919 году. Созданное в апреле 1918 года Всероссийское бюро военных комиссаров 18 апреля 1919 года преобразовали в Политический отдел Реввоенсовета Республики. 15 мая 1919 г. его статус повысили до Политического управления РВС Республики - ПУР.
  Наш собеседник - генерал-полковник Борис УТКИН, заместитель начальника Главного политического управления Советской Армии и ВМФ в 1981-1984 годы.

     - Борис Павлович, 90 лет назад было учреждено Политическое управление Реввоенсовета. Каковы причины его создания?
     - Для начала давайте сделаем небольшой экскурс в историю. Комиссаров, как и в целом политорганы, впервые учредила не советская власть, не Коммунистическая партия и даже не руководство Красной Армии. Комиссаров, как институт особо доверенных, надежных и способных уполномоченных центральной власти для проведения в жизнь ее решений на местах, для связи центральной власти с массой народа, армией, ввело руководство Французской революции 1789 г. Временное правительство России, образованное после Февральской революции 1917 г., видимо, копируя практику французских революционеров, ввело комиссаров в штабах, армиях, на фронтах, а комитеты - в дивизиях и полках. В качестве комиссаров были направлены лица из числа представителей интеллигенции, студентов и лояльных новой власти младших офицеров. Керенский создал политуправление военного ведомства, структура которого, к слову, схожа с советской. Примечательно, что тогда же он учредил и общеармейскую газету.
     После Октябрьской революции Совет народных комиссаров для вооруженной защиты советской власти стал строить новую армию. Особое значение большевики придавали системе политической работы. Ленин оправданно считал, что победа в войне в конечном счете зависит от состояния духа тех масс, которые проливают кровь на поле боя, а само государство сильно сознательностью масс. Комиссары, по его мнению, - это представители советской власти, Советского государства, призванные проводить политику государства.
     - Когда в Красной Армии появились первые политорганы?
     - Вначале в их структуре и предназначении не было единства. В октябре 1918 года ЦК партии разделил руководство политической работой в войсках: в действующей армии был создан Политический отдел Реввоенсовета Республики, а в тылу политической работой руководило Всероссийское бюро военных комиссаров.
     Своеобразный итог руководству партийным строительством подвел VIII съезд партии в 1919 году. Он во главе системы политической работы в РККА поставил Политический отдел Реввоенсовета Республики, подчинив ему все политические и партийные структуры Вооруженных Сил. В мае 1919 года политотдел РВСР был преобразован в Политическое управление Реввоенсовета Республики - ПУР.
     Политуправление РККА состояло в организационном отношении из пяти основных отделов: агитационно-осведомительного, культурно-просветительского, литературно-издательского, инспекторского и административно-финансового.
     В его ведении находилась вся политическо-просветительская и агитационная работа в армии и на флоте. Начальник ПУРа назначался Реввоенсоветом, руководителем которого был Троцкий, и в своих действиях руководствовался как приказами Реввоенсовета, так и указаниями ЦК Российской компартии.
     В январе 1920 года Реввоенсовет Республики утвердил организационную структуру и штат политотделов фронтов, армий, дивизий. К примеру, политотдел армии располагал мощным аппаратом. Только инструкторов в нем насчитывалось 50.
     Накануне X съезда партии и в ходе его работы в марте 1921 года нарком по военным и морским делам Троцкий и его сторонники предприняли попытку ревизовать основы партийного строительства в Красной Армии, ввести выборность комиссаров, подчинив их партячейкам, превратить политорганы из руководящих партийных органов в культурно-просветительские. Троцкий даже выдвинул идею ликвидации ПУРа и передачи его функций местным партийным органам. Однако съезд не поддержал эти взгляды и сохранил политический аппарат Красной Армии в том виде, каким он сложился за три года войны. Позже, осенью 1923 года, троцкисты, воспользовавшись болезнью Ленина, вновь поставили вопрос о реформе политорганов Красной Армии. Они предложили объединить политорганы со штабами и передать их функции партийным комиссиям. Но и на этот раз их идеи были отвергнуты.
     - Такого рода разногласия, наверное, подрывали авторитет политорганов?
     - И не только авторитет, но и деятельность в целом. В 1920 - 1930-е годы многие недостатки в работе политорганов сохранялись, сказывалась и внутрипартийная борьба между сторонниками и противниками Сталина, принявшая особенно острые формы в середине 1930-х. Итоги войны с Финляндией выявили серьезные недостатки в боевой подготовке Красной Армии. А на политорганы возложили ответственность за многие промахи и недостатки в различных сферах военной деятельности. Многие погрешности в подготовке войск, состоянии дисциплины, работе с военными кадрами объясняли низкой эффективностью партийно-политической работы.
     Поэтому летом 1940 года Политическое управление РККА решено было преобразовать в Главное управление политической пропаганды Красной Армии, а политорганы всех уровней - в органы политической пропаганды. Изменялась их сущность и предназначение, изымалась главная функция - руководство партийными организациями. Это объективно вело к ослаблению партийного влияния в армии, принижению роли политработников и партийно-политической работы, ухудшению взаимосвязей между командирами и политработниками. Состояние воинской дисциплины стало ухудшаться. Кропотливая воспитательная работа зачастую подменялась оскорблениями и даже рукоприкладством.
     Начавшаяся Великая Отечественная война расставила все по местам. Трагические итоги первых недель войны высветили помимо прочего слабости в моральном факторе, недостаточную эффективность партполитработы в войсках западных военных округов накануне войны.
     16 июля 1941 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение одновременно с введением института военных комиссаров реорганизовать управления и отделы политической пропаганды в политические управления и политические отделы РККА. Создавались полноправные органы партии в армии, призванные в равной мере заниматься как идеологической, так и организационно-партийной работой. Высший политорган в армии стал называться Главным политическим управлением Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
     В динамике войны политические органы крепли, возрастала их численность, совершенствовалась организационная структура. Во многом и благодаря этому Советский Союз взял верх над нацистской Германией: было обеспечено морально-психологическое превосходство наших Вооруженных Сил над вермахтом. Политработники были в первых рядах поднимавшихся в атаку бойцов. Думаю, в том, что авторитет партии в годы войны резко возрос - во многом заслуга политорганов, офицеры которых были примером самоотверженности и отваги на фронте.
     - Что представляла собой система политической, воспитательной работы в послевоенном СССР?
     - Эта система была призвана раскрывать возможности, заложенные в человеке, в воинских коллективах, и на этой основе формировать позитивный духовный мир воина - защитника Отечества и гражданина. Связанная с формированием высоких идеалов, мотивов, морально-боевых качеств, учитывавшая потребности людей, система была достаточно динамичной, творческой, многогранной.
     Видный военный теоретик, один из командиров Красной Армии Михаил Фрунзе еще в 1920-е годы ввел в научный оборот определение политической работы в Вооруженных Силах как «добавочного оружия». Именно таким инструментом обеспечения боеспособности армии и была партполитработа в войсках.
     Организация политической работы в Вооруженных Силах тогда опиралась на мощную базу военно-научных учреждений и столь же развитую систему многоступенчатой подготовки командных и политических кадров.
     Показателем эффективности системы политической работы рассматривалась боевая готовность военнослужащих, их способность к выполнению задач в любых условиях. При этом неписаным законом было: чем сложнее обстановка, чем труднее задачи, тем квалифицированнее, активнее должна вестись политическая работа, должны применяться новые, неординарные ее формы. Вспоминается, как я специально ездил когда-то в политотдел 112-й армейской ракетной бригады 2-й гвардейской танковой армии, чтобы обобщить накопленный там опыт. Казалось бы, дело привычное: подготовка ракеты к пуску. Но буквально каждая операция по отработке готовности расчетов к боевому применению мощного оружия находилась в поле зрения работников политотдела.
     - По какому принципу подбирались руководители Главного политического управления?
     - За 72 года на посту руководителя высшего органа партполитработы в Вооруженных Силах трудились 18 человек. Место их в истории тесно связано с конкретными условиями деятельности партии и армии. Вклад каждого из руководителей в военное строительство, естественно, неодинаков. Первые руководители были профессиональными революционерами - Юренев, Смилга, Серебряков, Антонов-Овсеенко, Гусев, Бубнов, Гамарник, многие вышли из рядов секретарей обкомов партии - Шикин, Щербаков, Епишев. Мехлис работал в секретариате Сталина...
     - После распада СССР появилось множество утверждений, дискредитирующих политорганы.
     - Действительно, мифов распространяется немало.
     Обвинения, кстати, были с самого момента зарождения системы политической работы. Что только не говорилось. Комиссары-де мешают командирам вести бой, подменяют их... Но так ли это? Приведу пример.
     Оборона Севастополя. Осень 1941 года. Приморской армией командует генерал-майор Иван Петров. Дела складываются трудно, враг угрожает прорывом и захватом города. По приказу военного совета Закавказского фронта на командный пункт прибыл другой генерал, чтобы сменить Петрова. Никто не осмелился оспаривать этот приказ. Лишь член военного совета контр-адмирал Николай Кулаков отправил шифрограмму Верховному Главнокомандующему с просьбой оставить на посту командарма, более того, присвоить ему звание генерал-лейтенанта. Спустя несколько часов был получен ответ: «Согласен. И. Сталин». Вот в чем проявилась роль комиссара: он не связан формальной дисциплиной, для него нет преград, пока не исчерпан потенциал должности и личности.
     Бытуют мифы о контроле политработников за командирами, о карательной функции политорганов. Но давайте порассуждаем. Уставы Вооруженных Сил, Устав КПСС и ВЛКСМ, законы государства содержат нормы реагирования на проступки и преступления членов общества, в том числе коммунистов, военнослужащих. Так в чем же обвинять политорганы? Они в целях воспитания наказывали коммунистов-нарушителей. Среди них были и командиры. При этом применялись прежде всего меры товарищеского воздействия, такие как постановка на вид, порицание, предупреждение, выговор. Исключение из партии - большая редкость. Изначально, на заре советской власти, не было даже формулировки «исключить из партии», а записывали так: «Товарищ поставил себя вне рядов партии».
     Не выдерживает критики и миф об особых привилегиях представителей политорганов, политработников, об уклонении их от участия в боевых действиях. К примеру, в 1943 году потери убитыми и ранеными из числа политработников только фронтов, армий и соединений составили около 2 тысяч человек. Среди 11. 603 Героев Советского Союза, удостоенных этого звания в годы Великой Отечественной войны, было 211 политработников.
     Некоторые несведущие люди представляют себе ГлавПУ как учреждение, призванное указывать, требовать, контролировать, привлекать к ответственности. Но это весьма узкое понимание роли этого органа в системе политической работы. В советской модели управления, в любом ее звене были заложены функции не только административной, но и воспитательной работы. Основополагающим методом являлось убеждение. Речь шла о том, чтобы поднять сознание беспартийных до уровня коммунистов, а рядовых коммунистов до уровня руководителей. Особое внимание обращалось на идейную мотивацию службы, решение боевых учебных задач.
     - Борис Павлович, вы участник Великой Отечественной войны, прошли ее на командных должностях. Каковы ваши впечатления о роли комиссаров на войне?
     - Я лично хорошо запомнил батальонного комиссара Пономаренко. Летом и осенью 1941 года ежедневно утром он собирал нас, курсантов артиллерийского училища, на 20 - 30 минут и проводил политинформацию. Он ничего не скрывал, говорил, какие города мы в минувшие сутки оставили, что это означает для страны и армии. А выводы укрепляли веру в победу, в то, что силы Красной Армии не иссякнут, что перелом не за горами. Убежденность комиссара передавалась нам как влияние отца и матери.
     А когда я уже воевал на фронте командиром батареи, политруком у нас был Петр Акимочкин. Высокий, стройный красавец, всегда аккуратно по форме одетый, с неизменной улыбкой, этот тульский рабочий был постоянно среди бойцов. Он жил как все, питался как все, подвергался равным с нами опасностям при обстреле и бомбежке. Мерз на морозе, мок под дождем. Что он делал, как работал?
     Трудно назвать одним словом, определить одним понятием. Он был со всеми. Вселял уверенность, беседовал с солдатами, читал им газеты. Он никогда не позволял себе вмешиваться в мою работу, в работу командира. Все было ясно: мое дело вести разведку, управлять огнем, руководить маршем, своими методами обучать и воспитывать офицеров и солдат, следить за состоянием орудий и личного оружия, укреплять дисциплину. Политрук же всегда был на огневых позициях. Его интересовали вопросы быта, питания, состояние здоровья, настроение людей. И, конечно, незыблемость их веры в Победу. Мне бы тут хотелось процитировать строки из стихотворения поэта Бориса Слуцкого «Политрук»: «Политработа - трудная работа. Работали ее таким путем: Стою перед шеренгами неплотными, рассеянными час назад в бою, перед голодными, перед холодными, голодный и холодный. Так! Стою. Им хлеб не выдан, им патрон недодано. Который день поспать им не дают. И я напоминаю им про Родину. Молчат. Поют. И в новый бой идут».
     Главная заповедь настоящего политработника всегда обязывала больше отдавать, чем брать себе. Недаром в годы Великой Отечественной войны неукоснительно действовало правило, изложенное в приказе Верховного Главнокомандующего и наркома обороны Сталина: «Политработники не имеют право принимать пищу, пока не накормлены бойцы». Я уверяю молодых читателей: так и было.
     - В новые времена сохраняется ли, на ваш взгляд, преемственность в воспитательной работе?
     - Руководство Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил поддерживает и систематически информирует о ходе военного строительства ветеранскую организацию во главе с генерал-полковником в отставке Владимиром Ивановичем Гребенюком. И насколько мы, ветераны, можем судить, опыт предшественников в области воспитательной работы не забыт. Немаловажно и то, что нынешняя система управления воспитательной работой укомплектована кадрами, подготовленными еще в высших военно-политических учебных заведениях Вооруженных Сил СССР. Там учили серьезно и основательно.
     Целью работы в духовной сфере и сегодня остается воспитание инициативного и сознательного солдата, офицера, самоотверженного защитника страны, всегда готового осознанно выступить на защиту своей Родины, стремящегося приумножать славные многовековые традиции армии и флота. Я уверен, что и ныне опыт Главного политуправления нужен и полезен - разумеется, с поправкой на новые реалии. В том числе в боевых условиях, когда работать с людьми приходится при жестком дефиците времени, в исключительно сложной обстановке.
     Для нас, ветеранов, отдавших многие годы жизни защите Отечества, не безразлично, каким будет воин армии XXI века - солдат, сержант, офицер, генерал. Какими знаниями, убеждениями, мотивами он будет руководствоваться при обеспечении безопасности России? Кто и как воспитает воина - несгибаемого, непреклонного, победоносного защитника Отечества?
     Ради будущего новой России и ее армии нельзя забывать прошлое, надо брать из него огонь, а не пепел.
     На снимке: Хорошо знали в действующей армии начальника ГлавПУ военной поры А.С. Щербакова.; Канун Великой Отечественной войны. Нарком обороны СССР Маршал Советского Союза С.К. Тимошенко и его заместитель, начальник Главного управления политпропаганды РККА А.И. Запорожец.; Без малого четверть века Главным политуправлением Советской Армии и Военно-морского флота руководил генерал армии А.А. Епишев.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex