на главную страницу

14 Мая 2009 года

Культура

Четверг

РОБИНЗОН ПРОТИВ «ИМПЕРИИ ЗЛА»

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда».



     Всякое возможное событие когда-нибудь да осуществляется. Робинзон Аркадия и Бориса Стругацких по имени Максим попадает на далекую планету по имени Саракш. Его звездолет терпит крушение. Сам же он, будучи человеком середины ХХII века и обладая некими сверхъестественными силами, не получает даже царапины. Далекая планета встречает его негостеприимно: тяжелый непроницаемый небосвод, унылые пейзажи, запах железа и смерти.
     Так начинается роман «Обитаемый остров», вышедший в свет полвека назад, когда люди уже добрались до Луны, а по Земле пошло поверье, что и до звезд не так уж далеко. Впрочем, эти представления и сейчас остаются весьма распространенными и земляне по-прежнему полагают реальным выход за пределы Солнечной системы. Хотя серьезные ученые-профи им растолковывают: дескать, выйти-то можно, но и только. Дальше - непреодолимая пустота.
     Однако мысль фантастов движется куда быстрее света, и звездолетчик Максим действует в условиях уже решенной космической сверхзадачи. Правда, он оказывается в мире, странным образом похожем на земной: бетонная дорога, костер, котелок с варевом, коренастый человек в безобразном клетчатом комбинезоне, не имеющий никакого понятия об истинных человеческих ценностях, душный неблагополучный мир, какой-то казенный, как караульное помещение. Так что проницательный читатель сразу догадывается, что книга-то не о неведомых братьях по разуму, а о нас самих, грешных.
     Всякое чтение замечательно тем, что оно полностью раскрепощает мозг, и тот пускается в ничем не ограниченные путешествия. Сколько читателей, столько и самодеятельных «экранизаций» написанного. Профессиональный же кинорежиссер отличается не столько богатым воображением, сколько соответствующими техническими и материальными возможностями, позволяющими ему представить свою версию печатного труда. В данном случае речь идет о Федоре Бондарчуке, потомственном деятеле кино, склонном к созданию нетривиальных кинематографических полотен.
     «Обитаемый остров. Схватка» - еще одно такое полотно, фантастический боевик, более динамичный, более шумный, с большим количеством спецэффектов, чем первый фильм, вышедший в прокат в конце прошлого года. Главный герой теперь вступает в борьбу с властями местной «империи зла», превратившей с помощью системы мощных излучателей собственное население в послушное стадо. Выглядит это государство-узурпатор крайне уродливо. С одной стороны, вроде бы очевиден умопомрачительный технический прогресс, отраженный в небоскребах, транспортных средствах, телекоммуникациях и прочих свидетельствах высокого уровня цивилизации. С другой стороны, вся эта чудо-техника облачена в тяжелое, ржавое и скрипучее железо. Нечто подобное мы уже видели в философско-сатирической кинокомедии «Кин-дза-дза», в которой блистательно сыграли наши неотразимые Евгений Леонов и Юрий Яковлев.
     Тут тоже, знаете ли, все достаточно карикатурно: гигантский бомбовоз, смастеренный на каком-нибудь тракторном заводе, с огромными шестеренками, рычагами, люками, и тем не менее плавно, словно дирижабль, поднимающийся в воздух. Подводная лодка, похожая на затопленный во время сокрушительного половодья цех металлических конструкций. А главное - танки, армада танков, будто свезенных с разных кладбищ бронетехники времен Второй мировой войны. Все это грохочет, скрипит, создает отвратительный шум, который в совокупности с прочими шумами мешает сосредоточиться на сюжетной линии, на том, что говорят герои и что изображает многотысячная массовка.
     Ясно только, что держава, руководимая Неизвестными Отцами, уже надорвалась в своих чрезмерностях, ее поразили инфляция, отравленные почвы и воды. Ее первенство на планете Саракш оспаривает другая, сильная и агрессивно настроенная страна. В секундном кадре мелькает обобщенное лицо ее армии - с раскосыми глазами. Намек - прозрачнее некуда. Империя проигрывает. Не помогли ей и амнистированные уголовники. В разных правительственных департаментах слышится одна и та же взаимно обвинительная фраза: «Прогадили войну!»
     Кстати, картина танковой атаки на «агрессора» очень близко соответствует ее описанию в романе: «Все машины мчались наперегонки, задевая друг друга, бессмысленно ворочая башнями... У одного танка на полном ходу слетела гусеница. Он волчком завертелся на месте, перевернулся. Вторая гусеница сорвалась и тяжелой блестящей змеей взлетела в небо. Ведущие колеса продолжали бешено крутиться, а из нижних люков выскочили два человека, спрыгнули на землю и, размахивая руками, побежали вперед, вперед на коварного врага...»
     Ну а пришелец с Земли тем временем выполняет поставленную самому себе благородную задачу, прорываясь в центр по управлению главным излучателем-гипнотизером. Голубоглазый красавец (Василий Степанов) делает это в манере американских суперменов. Добравшись до цели, он поворачивает тяжеленное железное колесо механизма управления, выводя из строя искусственного колдуна. Башня главного излучателя, возвышающаяся над городом небоскребов, взрывается, напоминая всемирно известную картину 11 сентября 2001 года.
     И тут наступает момент истины. Один из главных противников Максима по имени Странник (Алексей Серебряков), возглавляющий некую могущественную спецслужбу, оказывается посланцем с Земли. Посланцем, а не свободным путешественником, как Максим. В сердцах, опять же предельно напрягая голосовые связки, он объясняет «недоумку» Максиму, что тот сунулся не в свое дело, спутал карты и испортил весь
     20-летний труд его, Странника. Неистово жестикулируя перед окровавленным носом залетного героя, миссионер рассказывает ему, что, кроме главного излучателя, есть еще мобильные. И еще много чего есть - инфляция, надвигающийся голод, экономическая катастрофа.
     Этот эпизод сыгран недурно, во всяком случае близко передает состояние героев, описанное в романе: «Странник покосился на него и грустно улыбнулся. И тут Максим увидел, что никакой это не дьявол, никакой не Странник, никакое не чудовище, а очень немолодой, очень добрый и очень уязвимый человек, угнетенный сознанием огромной ответственности, измученный своей омерзительной маской холодного убийцы, ужасно огорченный очередной помехой и особенно расстроенный тем, что на этот раз помехой оказался свой же, землянин».
     Впрочем, одержимость Максима в совершении добрых дел непоколебима. И он клянется продолжать дело по освобождению несчастного народа планеты Саракш от гнусных поработителей. В этом ему помогут верные друзья из местных обитателей - Вепрь (Гоша Куценко) и Зеф (Сергей Гармаш). Так же, как раньше помогал погибший в схватке с врагом нравственно переродившийся солдат Гай Гаал (Петр Федоров). Ну и, конечно, его любовь Рада Гаал, напоминающая своей чистотой милиционера Синичкину.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex