на главную страницу

19 Мая 2009 года

Армия и общество

Вторник

«ПЕРЕЗАГРУЗКА» СНВ

Виктор РУЧКИН.



Сегодня в Москве Россия и США начинают предметные переговоры по новому договору по стратегическим наступательным вооружениям (СНВ). С российской стороны в переговорах, которые продлятся два дня, участвует директор департамента безопасности и разоружения Анатолий Антонов, с американской - заместитель помощника госсекретаря США по вопросам проверки и соблюдения соглашений по контролю над вооружениями Роуз Готтемюллер.

     Перед делегациями поставлена задача за пять месяцев подготовить и согласовать новый договор о сокращении стратегических наступательных вооружений, поскольку срок действия существующего Договора об СНВ-1 истекает 5 декабря 2009 года. Обе стороны согласны с тем, что новый договор должен быть юридически обязывающим и содержать не менее строгие и всеобъемлющие меры контроля, чем в СНВ-1. По словам командующего Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) генерал-полковника Николая Соловцова, которые приводит Интерфакс, в этих целях можно было бы использовать упрощенный вариант апробированных в Договоре СНВ-1 механизмов инспекционного контроля и обмена информацией.
     Россия считает, что в новый договор следует включить и ограничение количества стратегических носителей ядерного оружия, а не только ядерных боезарядов. Впрочем, заявил глава МИД Сергей Лавров, в Москве готовы с пониманием отнестись к нежеланию американской стороны прописывать в новом договоре об СНВ боеголовки, не стоящие на боевом дежурстве. «Посмотрим. Мы не говорим категорически «нет» той позиции, которую сейчас американцы излагают», - подчеркнул он. «Нам кажется главным иметь такую договоренность, которая охватывала бы все боеголовки и все носители. Что касается боеголовок на складах, важно понять, как они будут подвергаться учету. Короче, мы ждем предложения американцев, потом будем его анализировать исходя, прежде всего, из критерия равной безопасности», - добавил министр.
     По данным госдепа США, обнародованным в апреле, Россия на 1 января 2009 года располагала 814 развернутыми носителями ядерных вооружений, включая межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования, баллистические ракеты на подводных лодках и тяжелые бомбардировщики, а также 3.909 ядерными боеголовками. США на этот период имели 1.198 носителей и 5.576 боезарядов. Эти же данные свидетельствуют, что стороны сохраняют относительный паритет по общему числу межконтинентальных баллистических ракет - 550 у США и 469 - у РФ. Однако на российских ракетах установлено больше боеголовок - 2.005 против 1.250 у США. В то же время США опережают Россию по числу стратегических бомбардировщиков - 216 против 77, а также количеству ракет на подводных лодках - 432 против 268. На этих носителях у американцев также больше боеголовок - 4.326 против 1.904.
     Стороны не раскрывают свои карты и публично не говорят, до каких конкретно уровней могут опуститься в новом договоре, подчеркивая лишь, что они будут ниже пределов, установленных для ядерных боезарядов в Московском договоре о сокращении наступательных потенциалов 2002 года (1.700 - 2.200 боеголовок). Об этом, в частности, договорились на встрече в Лондоне президенты РФ и США Дмитрий Медведев и Барак Обама.
     Между тем российские эксперты полагают, что для РФ допустимые пределы сокращений составляют 1.500 единиц. «Ниже может возникнуть реальная угроза стратегическому ядерному потенциалу России из-за создаваемой США глобальной ПРО», - считает замдиректора Института США и Канады РАН генерал-майор в отставке Павел Золотарев.
     Основные расхождения касаются вопросов неразмещения оружия в космосе, на чем настаивает российская сторона. Неясным остается отношение США к предложению России включить в будущий договор положения о необходимости сокращения вооружений в неядерном оснащении, а также о недопустимости размещения стратегических наступательных вооружений за пределами национальной территории. Россия также предупредила, что не пойдет на автоматическое продление Договора о
     СНВ-1, который, по мнению Москвы, практически себя исчерпал. «Отходного варианта быть не может, надо искать новые договоренности», - сказал Сергей Лавров. По словам министра, сохранять его в силе дальше - означает послать очень неверный сигнал в отношении того, что можно теперь еще больше наращивать ядерное вооружение.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex