на главную страницу

19 Мая 2009 года

Тема

Вторник

Шкура белого медведя

Вадим МАРКУШИН.



     В конце прошлой недели ряд западных СМИ вновь обратился к спорной проблеме национальной принадлежности арктических запасов нефти, акцентировав особое внимание на якобы чрезмерных и небезопасных «телодвижениях» России. «Телодвижений», собственно, отмечено два. Первое - водружение в 2007 году на дне Северного Ледовитого океана, у полюса, российского флага, сделанного из титана. Второе - предупредительная строка, «запрятанная» в тексте новой Стратегии национальной безопасности РФ и указывающая на то, что «в условиях конкурентной борьбы за ресурсы не исключены решения возникающих проблем с применением военной силы».
     Первое было расценено как своевольная попытка «застолбить» владения площадью свыше миллиона квадратных километров. Хотя ничего своевольного в ней нет, поскольку Россия подала соответствующую заявку в ООН согласно Конвенции по морскому праву. В связи со вторым была выражена озабоченность перспективой силового противостояния в ходе дележа пока «ничейных» углеводородов и даже прямого использования вооруженных сил. В частности, британская «Таймс» незамедлительно сделала следующее обобщение: Москва не исключает возникновения войны в Арктике в ближайшие десять лет.
     Притязания России на участок арктического шельфа, равный по площади территории Западной Европы и, как считается, содержащий миллиарды тонн нефти и газа, пишет газета, оспариваются Соединенными Штатами, Норвегией, Канадой и Данией. Издание также указывает, что ранее, «в другом документе», Кремль объявил Арктику «стратегической ресурсной базой» России, а налаживание разработки ее энергетических богатств к 2020 году - одной из важнейших задач государства. В этом документе, обращает внимание «Таймс», изложены планы по созданию сети военных баз вдоль северной границы страны, призванных «обеспечить безопасность в различных условиях военно-политической обстановки». «Кремль настаивает, что он не занимается милитаризацией Арктики, однако его предупреждения о возможных военных конфликтах говорят о том, что в условиях, когда из-за глобального потепления эксплуатация энергетических богатств региона выглядит более осуществимой, Москва при необходимости готова защищать свои интересы силовыми методами», - пишет газета.
     Короче говоря, телега опять ставится впереди лошади. В том смысле, что обеспокоенность России якобы возникает там, где ее никто и не собирается беспокоить. Чего, мол, выстраивать какие-то гипотетические ситуации военного порядка, коль для этого нет абсолютно никаких предпосылок. Зачем попусту нагнетать атмосферу?
     Такая вот наивная простота, которую у нас считают чем-то хуже воровства. На самом же деле о спокойном течении дел в полной противоречий сфере эксплуатации энергоресурсов сейчас говорить никак не приходится. Что же до притязаний, то их в первую очередь выдвигает Запад, всерьез рассматривая возможность более «справедливого» перераспределения прав на добычу газа и нефти. Прямо об этом государственные лидеры не говорят, уступая эту дискуссионную ниву ангажированным политологам и обозревателям для их свободных импровизаций. Те же не без удовольствия рассуждают о том, что России не под силу справиться со свалившимся на нее даровым богатством. И что ей в интересах налаживания добрых отношений с Западом следовало бы быть более покладистой в том, что касается совместных разработок полезных ископаемых.
     Вместе с тем те же источники отмечают, что в комиссию ООН по границам континентального шельфа поданы претензии стран, удовлетворить которые можно лишь после большой согласовательной работы специалистов по международному праву. И уже пришли в движение факторы политического опыта и дипломатической выносливости, которых, кстати, не всегда доставало россиянам.
     Сейчас уже ни для кого не секрет, что за последние двадцать лет Россия неоднократно оказывалась в положении доверчивого партнера, на которого органная музыка западной дипломатии действовала сильнее веских аргументов. В результате принимались торопливые уступчивые решения там, где можно было вести длительный и выгодный торг. Современная российская внешняя политика перестала играть в благородство. Возвращаясь к лучшим традициям, она все увереннее использует в качестве опорных пунктов экономическую целесообразность и предпринимательский патриотизм. Сегодня Арктика еще пугает сложностью применения имеющихся технологий. Но что будет завтра, послезавтра?
     Заблаговременно готовясь к грядущим делам, Россия работает над созданием соответствующих мощностей. И по этому поводу опять же западные СМИ (например, британская «Обсервер») пишут о рискованном характере российских проектов, предполагающих создание «целого флота плавучих и даже подводных АЭС». Эти станции, представляющие собой «гигантские стальные платформы с двумя реакторами на каждой», будут снабжать электроэнергией «Газпром», который будет эксплуатировать буровые установки, необходимые для освоения нефтегазовых месторождений в Баренцевом и Карском морях.
     Словом, процесс идет, и он сулит немало коллизий.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex