на главную страницу

19 Мая 2009 года

Вахта памяти - 2009

Вторник

Уроки истории с лопатой и миноискателем

Александр БОНДАРЕНКО, Юрий ШИПИЛОВ (фото), «Красная звезда». Урочище Гатчино - город Невель.



     КУКУШКИ в этом лесу какие-то шалые - кукуют непрерывно и без конца, так что даже традиционный вопрос о том, сколько лет тебе жить осталось, им задавать бессмысленно - не сочтешь... И приходит мысль: а может, это они отсчитывают годы, не прожитые теми бойцами, которые так и остались здесь - в стрелковых ячейках и окопах, под обломками сгоревших танков? Ведь каждому из них еще было бы жить да жить, растить детей и нянчить внуков, если б не эта проклятая война!
     Здесь, западнее старинного города Невеля, в октябре 1943 года пролегало направление удара, внезапно сокрушившего оборону гитлеровцев. О тех боях, не столь масштабных, как под Сталинградом или Курском, но не менее напряженных и очень кровопролитных, современному читателю почти ничего не известно, а потому приведем выдержку из 7-го тома «Истории Второй мировой войны. 1939 - 1945», изданной Воениздатом в 1976 году:
     «Наступление на западном направлении советские войска начали 6 октября в 550-километровой полосе от Невеля до устья Припяти. Войска правого крыла Калининского фронта перешли в наступление на Невельском направлении. Удар пришелся по 3-й танковой армии, оборонявшейся на стыке групп армий «Север» и «Центр». Невель расположен в районе, изобилующем труднопроходимыми лесами, озерами и болотами. Фашисты прочно укрепили город и прилегающие высоты, заминировали дороги на подступах к нему. Поэтому бои 3-й и 4-й ударных армий <...> уже в первый день приняли упорный и ожесточенный характер. Для поддержки обороняющихся соединений по приказу Геринга в район Невеля перебрасывалась значительная часть авиации 6-го воздушного флота...
     Гитлеровская оборона, созданная в треугольнике Новосокольники, Великие Луки, Невель, была сокрушена. Рокадная железная дорога Дно – Новосокольники – Невель, связывающая группы армий «Север» и «Центр», оказалась перерезанной, между ними оказался разрыв протяженностью более 20 километров».
     Гитлеровский генерал Курт фон Типпельскирх, автор немецкой «Истории Второй мировой войны», писал, что «эта брешь превратилась в кровоточащую рану на стыке обеих групп армий».
     «Настойчивые попытки ликвидировать прорыв советских войск и выбить их из Невеля оказались безуспешными», - сказано в нашей «Истории Второй мировой войны. 1939 - 1945».
     ЛАГЕРЬ ПСКОВСКОГО областного поискового объединения «След «Пантеры» расположен в нескольких километрах от населенного пункта Усть-Долоссы, там, где раньше находилось село Гатчино - стертое с лица земли войною, оно теперь значится на картах как «урочище»: энциклопедический словарь толкует это понятие как «часть местности, отличная от окружающих». На Вахту памяти-2009 на землю Псковщины традиционно приехали гости из других регионов России, в частности с Урала и с Севера, а также из соседней Латвии. Большей частью это молодежь: школьники, учащиеся, студенты, но и ветеранов поискового движения немало, многие из них - бывшие военнослужащие, прошедшие через Афганистан и «горячие точки».
     Лес, в котором разбит лагерь, изрыт линиями окопов, куда ни глянь - остатки сглаженных временем блиндажей и землянок. «Копать» отсюда уезжают довольно далеко, добираться туда трудно, хотя объекты можно найти и вблизи. Так, ребята из отряда «Поиск-97» райцентра Пыталово Псковской области обнаружили на одном из окруженных болотом островков позицию минометной батареи, где нашли более полусотни 82-мм мин и десяток 120-мм. Вызвали саперов, чтобы уничтожить это «богатство».
     На той же позиции Марк Печкуров, учащийся технического училища № 19, нашел бойца, лежащего в ячейке лицом вниз - так настигла его смерть. Поисковик откопал погоны младшего лейтенанта, заржавленный знак «Гвардия», спичечницу, немецкое зеркальце с календарем на 1942-й год, гильзу от ракетницы... Но главное, был найден самодельный алюминиевый портсигар, на котором оказалась надпись: «Воин Отечественной войны Нифедин Алексей Семенович. От Власова Михаила Александровича. 17.8.1943».
     Фамилию «пробили» по компьютерной базе - оказалось, в гравировку вкралась ошибка: «Нефедин». Младший лейтенант, минометчик, 21-я гвардейская стрелковая Невельская дивизия. Теперь поисковики ищут его родственников.
     Всего же за эту Вахту памяти пыталовский отряд поднял около тридцати человек. «Именным» по всей псковской Вахте оказался только минометчик Нефедин.
     НАЙТИ РОДСТВЕННИКОВ поднятых поисковиками бойцов с каждым годом становится все труднее. Ушли уже целые поколения помнивших и ждавших, многие семьи сменили места своего жительства, прекратили существование сотни «неперспективных», как окрестили их в свое время, населенных пунктов. Да и границы, казавшиеся поначалу «прозрачными», всерьез разделили жизни бывших советских граждан, разорвали семейные связи.
     Уже два года не могут захоронить поисковики из рижского отряда «Витязь» экипаж штурмовика Ил-2, обнаруженного неподалеку от поселка Юморда. Место падения самолета показал поисковикам местный житель, и когда начали проверять, то оказалось, что машина была никем не тронутой - все фрагменты были на месте. Поднимали зимой, когда замерзли болота.
     - Они лежали практически рядом - летчик, Александр Гуназин, родом откуда-то из Киргизии, и метрах в двух от него - стрелок Власов, имени не помню, из Рязани, - рассказывает командир отряда Игорь Коломытцев. - Родственников пока не нашли - так что еще год подождем... Вдруг все-таки мы их найдем, и они захотят летчиков похоронить на родине? Перезахоранивать будет намного сложнее.
     Игорь рассказал, что в составе Союза поисковых отрядов Латвии порядка десяти отрядов, точнее, в каждом населенном пункте есть свои отрядики, которые объединяются для больших работ. Есть отряды из русских, есть - из латышей или смешанные. Национальность в поисковой работе роли не играет. За время своей работы один только «Витязь» поднял не менее трехсот советских бойцов. Определенную материальную помощь оказывает поисковикам посольство России в Латвии. Латышское правительство не помогает, но и не мешает.
     В ГОСУДАРСТВЕННОЙ помощи поисковое движение нуждается крайне. Работать на Вахте можно и за свой счет, а вот сделать что-то большое - сил уже не хватает. Обидно, например, что совсем рядом, в Стругах Красных, находится база хранения техники, выведенной в свое время из Прибалтики. Сроки эксплуатации боевых и транспортных машин давно уже исчерпаны, теперь их режут на металлолом. Нет чтобы передать поисковикам списанные гэтээски, легкие гусеничные санитарные бронетранспортеры, тягачи и даже советское обмундирование, в котором так хорошо работать в лесу! И затрат бы государство практически никаких не понесло, и помощь поисковикам бы была существенная...
     В лесу под Невелем известно госпитальное захоронение, где погребены сотни бойцов, перезахоронить которых не представляется возможным из-за отсутствия денег на гробы. И лежат они без креста и погоста. Поэтому среди псковских поисковиков вызвала одобрение (извините за штамп!) инициатива Региональной общественной организации «Ветераны военной контрразведки» и Производственной группы ИРА-ПРОМ, профинансировавших подъем такого же госпитального захоронения, который 16 мая состоялся в Псковском районе, и установку памятника на братском захоронении.
     Поисковики очень надеются, что открытие памятника-часовни в Жидиловом Бору станет тем импульсом, который активизирует эту работу, подтолкнет местные власти к помощи поисковикам.
     В ПОИСК люди приходят по-разному, и совсем не обязательно с малолетства. Например, полковник Александр Пушкарев еще не так давно командовал отдельным полком, который дислоцировался в Печорах. Тогда на Вахту памяти он не ездил - не до того было, хотя его подчиненные и назначались старшими поисковых отрядов, а рота разминирования нередко уничтожала найденные в лесу боеприпасы.
     Когда же Александр Викторович вышел в запас, его, боевого офицера, пригласили руководить военно-патриотическим клубом, созданным в Печорах при детском православном движении «Вестники». Сначала члены клуба проходили своеобразный «курс молодого бойца»: изучали стрелковое вооружение, выезжали на стрельбище, учились, как выжить в лесу, а потом судьба свела Пушкарева с руководителем поискового объединения «След «Пантеры» Геннадием Корольковым. Вскоре на базе военно-патриотического клуба был создан поисковый отряд «Патриот», который возглавил недавний командир полка. Нынешняя Вахта памяти для отряда - третья.
     В Печорском музее поисковикам выделили специальное помещение, где 8 мая была открыта комната боевой славы. Она стилизована под партизанский блиндаж, а на стендах выставлено то, что нашли поисковики: перочинные ножи и бритвы, подписанные инициалами ложки, портсигары, мундштуки, очки, каски... Оружие и боеприпасы сдаются милиции и МЧС.
     Школьный отряд не только участвует в проведении областной Вахты памяти, но и самостоятельно работает в своем Печорском районе, через который в 1944 году пролегало направление наступления от Невеля на Остров и далее - на Латвию и Эстонию.
     Зато сам Пушкарев ездит по местам былых боев гораздо чаще других: беседует с ветеранами, со стариками, которые во время войны еще были маленькими детьми...
     – Два года тому назад мы нашли по архивным данным, что 5 августа 1944 года возле одного населенного пункта взвод пошел в разведку боем и гитлеровцы скосили его пулеметами, - рассказывает Александр Викторович. - Место знали примерно, искали очень долго, пока одна бабушка не показала нам фундамент большого эстонского дома. «С этого подвала, - говорила она, - били по нашим из пулеметов». Мы вычислили направление, куда шел взвод, где его положили. Потом узнали, что их всех под стволами немцев закопали местные жители, говорят, на том месте земля два дня ходуном ходила...
     ВЕЧЕРОМ, когда сгустилась тьма и небо над лагерем усыпали яркие звезды, у костра зазвучала гитара, смешались песни времен Великой Отечественной войны, «афганское» творчество, песни на вечную тему любви...
     Поутру отряды, приехавшие из районов Псковской области, из разных регионов России и из прекрасной Риги, вновь разошлись по местам работы. А в лесу неумолчно куковали шалые кукушки, отсчитывая многие годы так и не прожитых жизней.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex