на главную страницу

20 Мая 2009 года

Армия и общество

Среда

«Батисты» и иные специалисты...

Дмитрий АНДРЕЕВ, «Красная звезда».
Фото Игоря ДЕТИНИЧА.



Завершились выпускные экзамены в межвидовом региональном учебном центре, расположенном в городе Остров Псковской области. Около 1.000 младших специалистов покинули стены альма-матер и уже прибывают в войска. Наш корреспондент решил испытать себя в роли курсанта...

     
Аты-БАТы

     Мое знакомство с учебным центром началось с автодрома, где выпускные экзамены сдавали механики-водители гусеничного путепрокладчика БАТ-М. Бульдозер на артиллерийском тягаче по проходимости и маневренности даст фору любой строительной технике, применяемой на «гражданке». Его используют при возведении мостов, дамб и плотин, выравнивании грунтовой поверхности. Он неприхотлив в обслуживании и прост в ремонте. На армейском сленге механиков-водителей БАТа называют «батистами». С такой специальностью даже в условиях финансового кризиса не пропадешь... Строительный рынок в любые времена предъявляет высокий спрос на машинистов бульдозеров, автогрейдеров, водителей-экскаваторщиков. Не секрет, что работодатели в первую очередь обращают внимание на профессиональную подготовку соискателей вакантной должности. Работа на стройплощадке сопряжена с риском для жизни, поэтому требования к таким специалистам предъявляются жесткие, и принимаются они, как правило, на конкурсной основе. Выпускники гражданских профтехучилищ, конечно же, не столь востребованы, как специалисты с военной закалкой, и особенно «батисты». В цене механики-водители БАТов и в армейских рядах.
     Оказывается, в управлении такой тягач, несмотря на его внушительный вид, вовсе не сложен, если до этого приходилось, скажем, водить грузовой автомобиль... Для того чтобы стать «батистом», нужно уже при призыве иметь водительское удостоверение с категорией «С».
     - Во-первых, принцип работы двигателя нашим курсантам уже знаком, - поясняет старший преподаватель цикла практической подготовки гусеничных путепрокладчиков майор Игорь Южанков. - Во-вторых, переучиваться всегда легче, нежели осваивать учебный материал с нуля. Кроме того, в войсках им придется выезжать за пределы части...
     Исключений из правил при подготовке «батистов» не бывает. И сдавать экзамен экстерном, кроме корреспондента «Красной звезды», здесь еще никто не пытался. Удостоверение механика-водителя мне, конечно, не выдали, но, если когда-нибудь придется искать работу, не премину указать в резюме и такую специальность. В роли моего инструктора выступил, как ни странно, не офицер, не прапорщик и даже не сержант, а самый обычный солдат - рядовой Иван Никулин. Он еле слышно затянул какую-то неизвестную мне песню о водителях-дальнобойщиках и между делом поинтересовался, катался ли я раньше на гусеничной технике. В ответ я лишь помотал головой.
     - Когда я увидел этот тягач впервые, то подумал, что и с места тронуться на нем не смогу, - признался Иван, - таким было удивление. Но инструктор - кстати, тоже мой ровесник, парень-дока - как-то очень быстро привел меня в чувство: «Соберись, рычагами управлять не сложнее, чем баранкой. Не робей!» И я поехал, все как-то само собой получилось. Хорошо, что в качестве наставников у нас выступают сверстники.
     По словам солдата, учиться здесь было интереснее, чем в автошколе. Он не только водил, но и ремонтировал тягач, хотя все поломки были в общем-то незначительными...
     - Перед каждым занятием мы обязательно проверяем пальцы на гусеничной цепи, чтобы они не вылетали из траков, - рассказал Иван. - Поступаем точно так, как танкисты. Затем заливаем воду в радиатор... Выходим из парка в полной уверенности, что с БАТом все в порядке.
     Трасса, на которой сдают экзамены, представляет собой двухкилометровую петлю. Препятствий здесь видимо-невидимо, но обо всем по порядку. После небольшого, но относительно ровного участка мы взбираемся на холм. Все бы ничего, но почти на самом возвышении в голом поле неожиданно возникает дорожный знак с надписью «STOP». Останавливаюсь. Главное - не скатиться с холма, иначе оценка будет снижена на балл. Здесь, по замыслу экзаменаторов, начинается опасная зона.
     - Впереди зараженный участок местности, - поясняет инструктор, - метров сто, до желтого столбика...
     - Команда «Газы!» принята, - не потерялся я, надевая маску противогаза.
     Движемся дальше.
     - Не торопитесь, - наставляет рядовой Никулин, - нас ожидает брод, уже через несколько метров. Видите, покрышки впереди, переключайтесь на пониженную...
     Мелководье мы преодолели, и перед нами - гладкая дорога, словно ее специально выравнивали отвалом. Однако «вписаться» в нее - все равно что нитку вдеть в иголку. Издалека и не поверишь, что она такая узкая. Заденешь столбик - выше четверки за экзамен никто не поставит. Ну наконец-то можно и разогнаться. Скорости переключаются так же легко, как и на легковушке. Вторая, третья... Двигатель ревет как зверь.
     Впереди - крутой поворот. Эх, врубить бы четвертую передачу, но только не при моих навыках вождения БАТов. Все же руль - убеждаюсь - послушнее рычагов или привычнее, что ли... Ну вот и финишная прямая.
     - Для первого раза похвально, - поздравляет меня майор Южанков, когда я заглушил двигатель, - но если бы сдавали на общих основаниях, то больше тройки не получили бы. Впрочем, и по поводу удовлетворительной оценки могли бы возникнуть дискуссии.
     Значит, в войска я бы отправился только со свидетельством об окончании учебного центра: троечники не получают удостоверения специалиста третьего класса. Оно выдается лишь тем, кто получил отличные и хорошие оценки.
     - Только не подумайте, что на этом экзамен завершился, - продолжает педагог. - Через несколько минут курсанты выполнят еще несколько упражнений: будут работать с крановым оборудованием и прокладывать колонный путь. Если преодоление препятствий и ограниченных проходов на БАТ-М оценивается по времени, то теперь оно не имеет значения, главный критерий - профессионализм.
     Когда-то, в далекие уже времена, военнослужащие, успешно окончившие «учебку», автоматически становились сержантами. Теперь судьба выпускников решается в войсках. Тем не менее, как считает начальник направления РВСН подполковник Эдуард Никишин, у выпускников, подготовленных здесь, шансов продвинуться по службе значительно больше, чем, скажем, у «батистов» из других учебных центров.
     - Если говорить о механиках-водителях путепрокладчиков, - комментирует он, - то в Ракетные войска стратегического назначения распределяются не только специалисты из этого учебного центра. Со всеми выпускниками проводим входной контроль, и уровень подготовки питомцев 47-го МРУЦ превосходит всех остальных.
     
Стратегический подход

     Кроме механиков-водителей гусеничных и колесных путепрокладчиков, здесь также готовят топогеодезистов, экскаваторщиков, крановщиков, электриков, командиров инженерно-саперных отделений, радиоминеров. Узнав об этом, я попросил заместителя начальника учебного центра по воспитательной работе подполковника Валентина Лукьянчука доставить меня на тактическое поле. Я знал, что специалисты управляемого минирования работают расчетом, то есть сдают экзамен не поодиночке, а небольшими группами. Но мы немного опоздали. Когда наш уазик подъехал к «минному полю», там уже все было установлено. Невзирая на предупредительные таблички, я проследовал дальше и устроил настоящий переполох. По невнимательности оборвал тонкую медную проволочку. Тут же на пункт управления поступил сигнал. До рубежа сигнальных мин я так и не добрался - «напоролся» на предупредительное ограждение. Теперь экзамен для выпускников превратился в настоящее учение. Курсант Валентин Липовцев тут же доложил экзаменатору майору Дмитрию Рябову, что «противник» зашел с левого фланга и двое солдат устремились мне навстречу. Они получили задачу протянуть проволочку заново.
     Тем не менее преподаватель встретил меня приветливо.
     - Если «Кристалл» звенит, - пояснил он, - значит, где-то произошел обрыв, нет контакта. Но для наших выпускников это не проблема...
     По словам майора Дмитрия Рябова, его подопечные допускаются к работе с универсальным возимым комплектом минирования, индукционными миноискателями, обучены подрывным работам и назубок знают классификацию и назначение различных зарядов.
     - Основной упор в подготовке специалистов, - пояснил он, - мы делаем на те мины и комплекты минирования, с которыми курсанты столкнутся в войсках.
     В этом-то и уникальность альма-матер младших специалистов РВСН. Как утверждает подполковник Эдуард Никишин, в других учебных центрах от подготовки командиров саперных отделений вообще отказались...
     «Учебка» в Острове работает по программе общегосударственных образовательных стандартов по нескольким специальностям: крановщики, экскаваторщики, электрики. Таким образом, юноши, которым на «гражданке» не удалось получить начальное профессиональное образование, могут здесь наверстать упущенное. Однако везет далеко не всем.
     - Большинство курсантов учебного центра до призыва в армию уже обучались по родственным специальностям, - поясняет Эдуард Николаевич. - Бывшие трактористы становятся путепрокладчиками, выпускники строительных техникумов - геодезистами.
     Несмотря на то что учебный центр подчиняется Ракетным войскам стратегического назначения, здесь готовят специалистов инженерного профиля практически для всех видов Вооруженных Сил.
     
Проблем не скрывают

     Результаты выпускных экзаменов не разочаровали начальника учебного центра полковника Олега Иваскевича, хотя в прошлом году срок подготовки младших специалистов был сокращен на месяц.
     - Мы ввели новые формы обучения, - рассказывает он, - где-то изменили программу. В первую очередь это коснулось крановщиков, их готовить сложнее всего. Во-вторых, пришлось сократить время, отводимое на общевойсковые предметы. В-третьих, усилили контроль за качеством занятий.
     Но есть еще одна проблема: призывники прибывают в центр не одновременно, не в сжатые сроки, а в течение двух месяцев.
     - Это не позволяет нам своевременно укомплектовать учебные взводы, - признается полковник Иваскевич. - Если первая команда приходит в середине мая, то последняя - 9 июля... Кроме того, за молодым пополнением мы отправляем только офицеров, а их у нас с каждым годом все меньше и меньше. Военкоматы формируют очень маленькие команды, по 10 - 15 призывников, а теперь возьмитесь за арифметическое вычисление: нам требуется 1.000 человек, следовательно, эту цифру нужно разделить на состав команды, и мы получим количество командировок. А их, как известно, необходимо оплачивать. Сколько финансовых средств можно было бы сэкономить, если подойти к этому вопросу более рационально, более продуманно.
     Впрочем, и так понятно, что за оставшиеся до выпуска два месяца, скажем, крановщика или экскаваторщика подготовить практически невозможно. Даже если учесть, что они уже имеют водительские удостоверения. Однако в автошколе призывники могли обучаться и на ГАЗе, и на ЗИЛе, и на КамАЗе. Теперь их приходится переучивать на армейские КРАЗы и «Уралы». И только потом курсанты приступают к практической подготовке. Поэтому полковник Иваскевич всегда заботится о том, чтобы кандидаты в крановщики и эскаваторщики прибывали в учебный центр в первую очередь.
     Как же удается подготовить настоящих профи в столь сжатые сроки, если даже ПТУ обучают своих питомцев около года?
     - У нас все начинается с традиционных лекций, - продолжает полковник Иваскевич. - Затем в учебных пунктах технического обслуживания курсанты могут рассмотреть и потрогать изучаемые узлы-агрегаты. Потом они работают на тренажерах. Практическое обучение в поле - завершающий этап. По учебно-материальной базе наш центр не уступает вузам Министерства обороны. Чего у нас только нет: тактическое поле, войсковое стрельбище, автодром, кранодром, мостовой и геодезический городки, специализированные классы...
     На занятиях широко применяются не только электрифицированные стенды, макеты, но и документальные фильмы. Педагогическим экспериментам здесь придают большое значение. Лекции по электротехнике майора в отставке Вячеслава Евдокимова, о которых «Красная звезда» уже рассказывала, все чаще дополняются мультфильмами. Контрольные работы для крановщиков немногим отличаются от компьютерных игр. Как подтверждает начальник инженерной службы РВСН полковник Виктор Хливак, к своему делу педагоги учебного центра подходят творчески.
     А общий итог таков: в армейских условиях при подготовке специалистов удается добиться большего, чем в размеренной, устоявшейся обстановке цивильной жизни.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex