на главную страницу

20 Мая 2009 года

Страна и мир

Среда

Россия и Европа

Игорь НОВИКОВ, эксперт Института геополитической информации «Энергия».



     В МИНУВШУЮ пятницу в Сочи состоялось подписание соглашений между «Газпромом» и рядом европейских энергетических компаний по проекту «Южный поток». В частности, было подписано дополнение к меморандуму о взаимопонимании с итальянской компанией ENI в присутствии премьер-министров РФ и Италии Владимира Путина и Сильвио Берлускони. Новые документы укрепляют правовой фундамент целенаправленных усилий российского газового холдинга по диверсификации маршрутов доставки «голубого топлива» в страны Евросоюза. К этому побуждает, в частности, опыт использования традиционных маршрутов экспорта через территорию Украины и Белоруссии.
     В настоящее время основной поток природного газа в ЕС из России идет с использованием газотранспортной системы (ГТС) Украины, внутриполитическое положение которой весьма нестабильно и чревато новыми обострениями. Пропускная способность ГТС составляет около 120 млрд. кубометров газа в год. Система крайне изношена и нуждается в модернизации, к тому же официальный Киев не раз использовал ее как рычаг на переговорах с Москвой. В этих условиях объяснимо стремление российского газового холдинга обрести новые маршруты экспорта в Евросоюз, минуя транзитные страны. Одним из таких проектов должен стать газопровод «Северный поток» по дну Балтийского моря в Германию, второй газопровод - по дну Черного моря - проложит путь для «голубого топлива» из России в страны Южной и Центральной Европы.
     Изначальное соглашение между «Газпромом» и итальянской компанией ENI было подписано в 2007 году. На следующий год в Швейцарии было учреждено совместное предприятие South Stream AG. Тогда же был окончательно определен маршрут нового газопровода. Морской участок «Южного потока» намечено проложить по дну Черного моря до болгарского берега. Общая протяженность подводной части маршрута составит около 900 километров, максимальная глубина - более 2 тыс. метров. Проектная мощность газопровода увеличена с 31 млрд. кубометров до 63 млрд. Ввод маршрута в эксплуатацию состоится, скорее всего, в начале 2015 года.
     Надо отметить, что возможность реализации проекта появилась во многом благодаря его поддержке со стороны Италии, внешнеторговый оборот которой с Россией имеет тенденцию к росту. Так, в прошлом году он достиг 52,9 млрд. долларов, что в 1,5 раза больше показателей 2007 года. На повестке дня в российско-итальянском сотрудничестве помимо газопровода - проект пассажирского самолета Superjet-100, авто- и вертолетостроение, электроэнергетика, модернизация российских железных дорог.
     


     

     Наша справка. Рынок природного газа Италии является третьим по величине среди европейских стран после Великобритании и Германии. Доля газа в энергетическом балансе Италии - более 30 процентов. Основные поставщики газа в страну Алжир и Россия. Италия - второй по величине импортер российского газа в Европе. В 2008 году в России закуплено свыше 22 млрд. кубометров газа. Контракты на поставку российского газа в Италию заключены на период до 2035 года.
     

     

     


     РЕАЛИЗАЦИЯ планов «Газпрома» по прокладке новых газовых маршрутов в Европу воспринимается в структурах Евросоюза далеко не однозначно. С одной стороны, в кругах европейской элиты отдают себе отчет в неизбежности импорта углеводородного сырья из России в ближайшие десятилетия и поэтому прагматично смотрят на Россию с экономических позиций как на сырьевую периферию ЕС. С другой стороны, европейский истеблишмент, особенно не связанный непосредственно с торговлей с РФ, ратует за уменьшение зависимости стран ЕС от поставок российского газа. В настоящее время из России поступает примерно одна четверть всего потребляемого странами ЕС «голубого топлива». Помимо РФ крупнейшими поставщиками газа являются Норвегия (58 процентов поставок) и Алжир (около 10 процентов).
     В связи с постепенным истощением норвежских месторождений к 2020 году доля поставок из России и Алжира может объективно вырасти. Чтобы противодействовать этой тенденции, представители ЕС ведут речь об ускорении диверсификации маршрутов импорта «голубого топлива». «Газовый конфликт между РФ и Украиной доказывает, что диверсификация нашей газовой системы - приоритет европейской политики», - утверждал глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, который призывает построить газопроводы в обход территории России. Аналогичную позицию занимает еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс, который ратует за новые маршруты импорта углеводородного сырья.
     В Праге 8 мая была предпринята попытка ускорить реализацию проекта газопровода «Набукко». Представители Евросоюза организовали подписание совместной декларации стран ЕС, Азербайджана, Грузии, Турции и Египта «Южный коридор - шелковый путь», которая обязывает стороны подписать до конца июня соответствующее межправительственное соглашение.
     Симптоматично, что Казахстан, Туркменистан и Узбекистан отказались подписать итоговую декларацию пражского энергетического саммита. А без них вопрос о сырьевой базе проекта «Набукко» остается открытым. Газовых месторождений Азербайджана недостаточно для наполнения нового трубопровода. В Евросоюзе, судя по всему, не оставляют надежд на изменение позиции Туркменистана, который стремится диверсифицировать каналы сбыта природного газа - основного национального богатства республики.
     


     

     Наша справка. Газопровод «Набукко» протяженностью 3,3 тыс. километров должен пройти из Турции через Болгарию, Румынию и Венгрию до австрийского городка Баумгартен. Акционеры проекта - австрийская OMV, венгерская MOL, румынская Transgaz, болгарская Bulgarian Energy Holding, турецкая BOTAS и немецкая RWE. Пропускная способность - 31 млрд. кубометров. Стоимость - около 8 млрд. евро.
     

     


     Французская газета «Монд» писала по этому поводу: «Спустя пять месяцев после «газовой войны» между Россией и Украиной Евросоюз возобновляет усилия по диверсификации путей поставок газа: председательствующая в ЕС Чехия продвигает так называемые проекты призванного обойти Россию «южного коридора», самый значимый из которых - газопровод Nabucco». Газета указывает, что в поисках новых поставщиков ЕС планирует укреплять связи с Ираком. Отмечается, что эксперты выделяют еще два фактора, которые могли бы способствовать строительству «Набукко»: улучшение отношений между США и Ираном и позиция Туркмении. Битва газопроводов продолжается, констатирует французская газета.
     Примечательна и публикация на эту же тему в американской газете «Нью-Йорк таймс». США должны сделать развитие нефтегазового транзита из кавказских и среднеазиатских стран приоритетом своей внешней политики, считает сотрудник влиятельного фонда «Наследие» Ариэль Коэн. Он утверждает, что Вашингтон в своем стремлении опередить Китай и Россию должен быть готов сделать шаги по улучшению отношений с Туркменистаном.
     В 1990-е годы, отмечает Коэн, западные энергетические компании успешно начали осваивать каспийские нефть и газ. В то время были построены три нефтепровода: Каспийский трубопроводный консорциум, нефтепровод Баку - Супса, нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан, а также Южнокавказский газопровод (Баку - Тбилиси - Эрзурум). Сейчас же, по мнению Коэна, европейская энергетическая политика брошена администрацией США на произвол судьбы.
     Американский аналитик высказывает ряд рекомендаций для администрации Барака Обамы: сделать Турцию энергетическим узлом для каспийских, а в перспективе и для иракских углеводородов (для этого надо построить газопровод «Набукко»); отказаться от дипломатической изоляции Туркменистана и заняться строительством транскаспийского газопровода. В противном случае, заявляет Коэн, в ближайшем будущем Каспийское море станет «зоной российско-китайского процветания».
     ТОЧКА ЗРЕНИЯ Коэна отражает в общем-то определенную тенденцию - стремление влиятельных кругов Запада политизировать вопросы торговли энергоресурсами. Проблема так называемой энергетической безопасности превращена в одну из основных в повестке дня мировой политики. При всей действительной важности обеспечения экономики индустриально развитых стран энергоресурсами внимание к этой проблеме представляется все же чрезмерным. Тем более что глобальный финансовый кризис внес серьезные коррективы в развитие мировой экономики, привел к спаду спроса на энергоносители. Современная макроэкономическая конъюнктура не благоприятствует проектам вроде «Набукко»: кредитный кризис затрудняет их финансирование, а спрос на углеводородное сырье на европейском рынке сокращается.
     Транзит российского газа через Украину в страны ЕС и Молдавию в январе-марте с.г. составил 17,6 млрд. кубометров, что вдвое меньше аналогичного периода 2008 года (35,7 миллиарда кубометров). Из-за кризиса экономики большинства стран ЕС оказались в состоянии рецессии. Аналитики Еврокомиссии еще в конце прошлого года скорректировали прогноз потребления энергоносителей в ЕС до 2020 года. Согласно их ожиданиям импорт природного газа в европейский регион снизится по сравнению с базовым сценарием на 25 процентов, нефти - на 13 процентов, угля - на 36-46 процентов. Поэтому строительство дополнительных газопроводов может оказаться экономически нецелесообразным.
     


     

     Наша справка. Объем транзита природного газа по украинской газотранспортной системе в страны Евросоюза и Молдавию должен был составить в 2009 г. около 120 млрд. кубометров, из которых в первом квартале - 29,5 млрд. кубометров, во втором квартале - 30 млрд. кубометров, третьем - 27. В 2008 г. транзит природного газа через территории Украины в страны Европы составил 117 млрд. кубометров.
     

     


     Некоторые представители Евросоюза предлагают в новых условиях сделать акцент на сжиженном природном газе (СПГ), чтобы уменьшить «энергозависимость от Москвы». Еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс выступает за увеличение количества портов, принимающих корабли с СПГ. В Великобритании (Уэльс) недавно ввели в эксплуатацию крупнейший в Европе терминал по регазификации СПГ, на который стал поступать газ из Катара. Ожидается, что общая мощность терминалов СПГ в странах Западной Европы в ближайшее время достигнет 128 млрд. кубометров газа в год (сейчас она составляет 74 млрд.). Польша, ориентировавшаяся ранее на газ из России, также подписала соглашение о поставках катарского СПГ. Начиная с 2014 года на протяжении 20 лет компания «Катаргаз» будет поставлять в Польшу ежегодно 1 млн. тонн СПГ.
     Видимо, в ближайшие годы расширение импорта СПГ и строительство транссахарского газопровода (TSGP) из Нигерии через Алжир в Испанию станут основными реальными направлениями диверсификации поставок газа для ЕС.
     ТРУДНОСТИ на европейском рынке создает для российского «Газпрома» и одобрение Европарламентом так называемого третьего энергетического пакета - плана либерализации энергетического рынка Европы. Он предполагает, что компании, продающие газ и электричество, не могут владеть транспортными сетями, что-де позволяло им до сих пор искусственно взвинчивать цены. По-европейски педантично расписаны три варианта нового порядка работы вертикально интегрированных холдингов. Решено, что правила будут применяться и к компаниям из «третьих стран», работающим в Евросоюзе. Очевидно, что речь идет прежде всего о российском «Газпроме», который стремился дойти до конечного потребителя в Европе и поэтому пытался приобретать европейские распределительные сети.
     В перспективе «третий пакет» предполагает также отказ от долгосрочных договоров по поставкам нефти и газа в пользу спотовых контрактов (на спот-рынке производятся разовые сделки, а товар отгружается немедленно). А «Газпром» работает на европейском рынке именно на основе многолетних контрактов, заключенных вплоть до третьего-четвертого десятилетия XXI столетия.
     


     

     Наша справка. Нигерия - один из крупнейших производителей углеводородного сырья. Доказанные запасы нефти - более 9 млрд. тонн, природного газа - 5,2 трлн. кубометров. Ежегодное производство сжиженного природного газа - 22 млн. тонн. Ввод в эксплуатацию транссахарского газопровода запланирован на 2015 год.
     

     


     Удар по российским экономическим интересам был нанесен недавно и в вопросе модернизации газотранспортной системы Украины. Известно, что уже несколько лет идет речь о возможности создания международного консорциума с участием компаний из РФ и ЕС для модернизации украинских газопроводов, по которым идет транзит российского газа в Европу, и получения их в аренду. Но в марте в Брюсселе прошла международная конференция по модернизации украинской ГТС, завершившаяся подписанием декларации. Согласно этому документу Киев берет на себя обязательство обеспечить «прозрачность» своего газового рынка, а Евросоюз - финансирование реконструкции транзитных газопроводов (до 2,5 - 3 млрд. долларов).
     Уполномоченный президента Украины по вопросам международной энергетической безопасности Богдан Соколовский охарактеризовал тогда роль России в модернизации украинской ГТС как второстепенную («Украина имеет суверенное право на собственность украинской ГТС»). По его мнению, проект увеличения пропускной способности украинской ГТС до 180.200 млрд. кубометров может стать альтернативой проектам «Южный поток» и «Северный поток».
     


     

     «В последние месяцы Россия терпит очень болезненные удары по своим интересам со стороны Европейского союза. Причем почти все эти удары наносятся в рамках таких институтов, которые как бы напрямую России не касаются. И напрямую удары-то и ударами назвать сложно. Затрагивающие интересы России решения по линии ЕС являются внутренними, часто техническими решениями органов управления Европейским союзом. <...> Безусловно, наиболее болезненны для России решения, касающиеся экономических интересов. Россия привязана экспортом сырья к рынку именно ЕС. Выйти за рамки рынка ЕС реально не может. Такова уже сложившаяся трубопроводная сеть и прочая инфраструктура. Изменить характер своей экономики, уйти от сырьевой специализации в иные сферы было нереально даже до кризиса. В условиях же кризиса значение сырьевого экспорта по сравнению с переработкой выросло еще более. То есть наиболее болезненны решения ЕС, касающиеся условий экспорта сырья в Европу, структуры европейского энергетического рынка, демонополизации энергетического рынка ЕС».
     

     
Политолог Юрий ШЕВЦОВ,
Агентство политических новостей.

     


     Представители ЕС фактически проигнорировали тогда российскую позицию, согласно которой в переговорах должны были участвовать три стороны: Россия как поставщик, Украина как транзитер и Европа как потребитель энергоресурсов. Позиция РФ мотивирована технологическими императивами. Выполнение положений брюссельской декларации по модернизации украинской ГТС неизбежно будет означать изменение режима ее работы. Как это собираются делать в Киеве без согласования с российской газовой компанией, непонятно. Ведь, украинская система полностью синхронизирована с работой Единой системы газоснабжения России, ибо они создавались в свое время как единый технологический комплекс добычи и транспортировки газа на территории бывшего СССР. Высокая степень интеграции газотранспортных систем России и Украины объективно требует участия «Газпрома» в выработке программы намеченной модернизации. Очевидно, что с российской компанией целесообразно согласовывать все работы, связанные с изменением пропускной способности экспортных трубопроводов Украины.
     К сожалению, многие шаги представителей ЕС в энергетической сфере диктуются сегодня не экономическими соображениями, а политическим стремлением изолировать РФ, оказать на нее давление, оторвать от Москвы страны СНГ. По сути наблюдаются проявления мышления в категориях «холодной войны», тяга к антитироссийским интригам с военно-стратегическим подтекстом на Кавказе и в Средней Азии.
     Хотя очевидно, что в обоюдных интересах установление отношений стратегического партнерства. Без России Евросоюзу будет весьма затруднительно, например, «переварить» восточную Европу, стабилизировать ситуацию в ней. Конфликтные отношения с Россией представляют собой питательную почву для радикальных националистических сил, отвергающих европейские ценности. Объективно Россия - часть сообщества европейских народов, которые оказались перед новыми цивилизационными вызовами в эпоху глобального кризиса. И адекватно ответить на них они могут только сообща.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex