Для военных моряков Каспия сложно переоценить роль автомобильного транспорта в повседневной жизни и при проведении учений. Так сложилось исторически, что органы военного управления, самые значимые базы снабжения расположены в Астраханском регионе. Но наиболее крупные силы - морская пехота, корабельное соединение - дислоцированы на Северном Кавказе, в Дагестане. От Астрахани же до Махачкалы напрямую 550 километров, если верить дорожным картам. Причем дорога хоть и федерального значения, но по Республике Калмыкия и по ней есть напрямую десяток километров «грунтовки», где из-за невероятной запыленности летом невозможно даже приоткрыть окно или верхний люк.
Железнодорожный транспорт, безусловно, здесь в объемах перевозки Каспийской флотилии занимает лидирующее место. Но вот в контексте оперативности мало что сравнится с проверенным на всех путях-дорогах КамАЗом или «Уралом». Тот же район радиотехнического наблюдения в Дагестане через свои посты держит под контролем морской регион от острова Чечень до дагестанского города Избербаша. Но в «точечных» гарнизонах и удаленных от цивилизации мини-городках живут и служат люди. А разве у тех же флотских гидрографов и наблюдателей в дельте Волги меньше забот с доставкой грузов по удаленным пунктам? Впрочем, даже прошедший в этом году салют над Астраханью в честь Победы мог и не состояться, ведь необходимых боеприпасов на каспийской базе вооружений не оказалось - они просто не предусмотрены по «огневой» номенклатуре. Но во многом стараниями каспийских автомобилистов небо над вечерней Волгой в назначенный час 9 мая расцветилось всполохами праздничных залпов. Буквально накануне из города Карачева, что в Брянской области, на флотилию прибыла автоколонна с необходимыми зарядами для салюта.
Полковник Сергей Пропусков в течение последних пяти лет возглавлял автомобильную и бронетанковую службу Каспийской флотилии. Сейчас, подводя итоги своей «пятилетки», он приводит несколько весьма красноречивых цифр. С одной стороны, из эксплуатации вывели все устаревшие, с полностью выработанным моторесурсом автомобили 70-х годов производства уже прошлого века. «Старики» справились со своей задачей. Но время этих четырехколесных тружеников уже прошло. Да и дороговато стало обходиться их содержание: многих запчастей уже не производят, а основа - шасси - попросту непригодна для работы по причине изношенности металла. На их смену в части постоянной готовности пришли «Мустанги» и «Мотовазы», так сейчас называются модернизированные для армейских потребностей КамАЗы и «Уралы». Всего на флотилии новых автомобилей насчитывается около сотни. Для небольшого объединения, коим является Каспийская флотилия, количество более чем внушительное.
В прошлом году для специалистов АБТС произошло во многом значимое событие: два отдельных гвардейских батальона морской пехоты приняли на свое вооружение модернизированные БТР-70М. Впервые бронетранспортеры показали на прошлогодних парадах в честь Дня Победы и на военно-морском параде. Сколько пришлось для этого приложить трудов именно специалистам службы, для всех благодарных зрителей праздников осталось за кадром.
Впервые, когда еще год назад мне довелось побеседовать с морскими пехотинцами, поразило, с какой благодарностью они отзываются о рабочих, инженерах Арамавирского танкоремонтного предприятия Минобороны России. Замена двигателя с бензинового на дизельный упростила эксплуатацию бэтээров. По асфальтированной трассе бронетранспортеры легко стали держать скорость до 120 км/час. Рессоры бронированных машин спокойно гасят все колебания при передвижении по бездорожью. Словом, плюсов от модернизации и не сосчитать.
Впрочем, техника техникой, а везде в основе любого дела находятся люди, преданные своей профессии. За годы сложился коллектив службы АБТС, профи высшей пробы. Среди тех, чей авторитет в профессии непререкаем - гвардии подполковник Василий Конушев, гвардии капитаны Сергей Назаров, Иван Кумов, гвардии старшие лейтенанты Константин Савельев, Эдуард Даутов, гвардии старший прапорщик Иван Касьянов, гвардии прапорщик Сергей Пастухов. На отличном счету гражданские специалисты Анатолий Кузьменко, Ангелина Троицкая.
Вместе с тем нельзя назвать ситуацию полностью благополучной. Отчего-то в новом облике автомобильной службы не нашлось места для учебных подразделений. Но как быть? Если приглашать для заключения контракта с Минобороны высокоподготовленных водителей, то возникает один «пунктик» - оплата труда. В Астраханском регионе, с развитой здесь нефтяной и газовой промышленностью, весьма востребованы отличные водители. Поэтому шофер может прилично заработать, не обременяя себя заботами воинской службы или устройством на работу в воинскую часть. Следовательно, процент укомплектованности на флотилии водительских должностей контрактниками и гражданскими специалистами невысок. А как быть, если без водителя в воинской части невозможно обойтись? Вот и приходят в подразделения 18-летние призывники, со сроком службы один год и совершенно зачаточными водительскими навыками. Причем по новым нормативным правилам назначать их на машины для перевозки людей нельзя. Для водителей категории «Д» определен возрастной «ценз» в 20 лет. Таких «спецов» учить бы да учить, только вот учебной автомобильной роты вкупе с учебным автовзводом уже нет и в помине. Да и создание подвижных авторемонтных мастерских также оказалось непростым делом.
- Проблем, словом, хватает. Впро
чем, для того и необходимы профессионалы, чтобы их успешно преодолевать. Хотя при нынешних условиях добиться положительного результата непросто, - полковник Пропусков вполне откровенен в разговоре. - Но главное в нашей службе не это. Я горжусь нашим коллективом, который ценит честь превыше всего.
На снимках: по главной улице; полковник Сергей ПРОПУСКОВ.