на главную страницу

21 Мая 2009 года

Страна и мир

Четверг

БЮДЖЕТНЫЙ РЕАЛИЗМ КРИЗИСНОГО ВРЕМЕНИ

Сергей БОГДАНОВ, «Красная звезда».



Президент России Дмитрий Медведев подписал Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». Законопроект прошел этапы обсуждения в Госдуме и в Совете Федерации. Об особенностях антикризисного бюджета «Красной звезде» рассказал председатель Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы РФ Юрий ВАСИЛЬЕВ.

     Визитная карточка


     Юрий Викторович Васильев родился 1 мая 1951 года в городе Калинин в семье военнослужащего.
     Окончил экономический факультет Ростовского государственного университета, экономический факультет Ставропольского государственного университета и аспирантуру Ленинградского государственного университета. Преподавал в вузах, занимался научной и общественной деятельностью. Профессор, доктор экономических наук.
     Избирался депутатом Ставропольской краевой думы, возглавлял контрольно-счетную палату Ставропольского края. С 1992 по 2003 год руководил администрацией города Пятигорск Ставропольского края.
     С декабря 2003 года - депутат Государственной Думы, председатель Комитета по бюджету и налогам, член Генерального совета партии «Единая Россия».



     - Юрий Викторович, вы представляли новый бюджет депутатскому корпусу на пленарных заседаниях во всех трех чтениях как антикризисный документ. Что составляет его суть?
     - Этот новый вариант федерального бюджета на 2009 год формировался правительством с учетом нынешних реалий экономической ситуации в России. Многие меры, предусмотренные в документе, значительно смягчили удары кризисного шторма, накатившегося на нашу страну. Благодаря действиям Правительства России удалось в значительной степени предотвратить разрастание кризиса, его переход в формы, угрожающие основам функционирования экономики.
     Первое чтение, которое сохранило неприкосновенными денежные суммы на финансирование социальных обязательств государства перед своим народом, состоялось
     6 апреля. Именно социальная направленность нового варианта бюджета и составляет его главную - антикризисную - сущность. Хочу отметить, что в отличие от многих европейских стран, которые вынуждены под напором кризиса сокращать государственные расходы на социальные цели, Россия свои социальные расходы в эти трудные времена не только не сокращает, но и, напротив, увеличивает. Например, пенсии в нашей стране возрастут на 37 процентов. Важным направлением является социальная поддержка населения в условиях кризиса на рынке труда.
     В числе приоритетов остается развитие малого и среднего бизнеса. Особо отмечу новые возможности использования средств «материнского капитала» на погашение кредитов, в том числе ипотечных, в объеме 26,3 млрд. рублей. В числе первоочередных задач - обеспечение жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, на это выделено 35 млрд. рублей. Значительно - на 388,1 млрд. рублей - увеличились трансферты внебюджетным фондам.
     Еще один приоритет - поддержка реального сектора экономики. Так, авиакомпании страны получат 12 млрд. рублей, автомобилестроение - 39 млрд. рублей. На субсидирование процентных ставок для предприятий агропромышленного комплекса будет направлено 18 млрд. рублей, а на поддержку экспортной промышленной продукции - 6 млрд. рублей.
     - Регионы наиболее уязвимы для кризиса. Этот факт учитывается в нынешней бюджетной политике?
     - В 2009 году прогнозируется снижение доходной базы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, что обусловит сокращение доходов в целом на 18 процентов по сравнению с уровнем 2008 года - до 5,1 трлн. рублей. В этой связи их дефицит составит 800 млрд. рублей. При этом недостаток средств для обеспечения текущих бюджетных расходов составляет не менее 292 млрд. рублей.
     В связи с этим финансовая поддержка региональных программ увеличена на 300 млрд. рублей. Эти средства пойдут на обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов в сумме 150 млрд. рублей и предоставление бюджетных кредитов бюджетам субъектов РФ до 150 млрд. рублей.
     - Доходы уменьшены, а социальные расходы увеличены. За счет чего?
     - Стремление избавить зависимость бюджетной системы страны от нефтегазовых доходов составляет основной смысл антикризисной «перезагрузки» бюджета. Напомню, что предыдущий бюджет 2009 года, входивший в трехлетний план, рассчитывался, исходя из прогнозной цены на нефть 95 долларов США за баррель. Согласно прошлым расчетам, бюджет должен был быть профицитным - с доходами 10,9 трлн. рублей и расходами в 9,0 трлн. рублей. В условиях кризиса падение цены на нефть до 41 доллара США за баррель сократило доходы бюджета до 6,7 трлн. рублей, или на 4,2 трлн. рублей, а расходы увеличатся почти на 700 млрд. рублей. Впервые за последние годы федеральный бюджет сформирован со значительным дефицитом в 3 трлн. рублей, покрытие которого будет осуществляться за счет средств Резервного фонда.
     Резервный фонд в этих условиях стал стабилизатором всей бюджетной системы страны - и доходов, и выполнения всех принятых государственных обязательств.
     Сокращение бюджетных расходов проведено избирательно, в основном за счет снижения инвестиционных расходов, сокращения расходов на содержание государственного аппарата и даже силовых ведомств.
     - Традиционно именно второе чтение является самым сложным при формировании бюджета. Все ли предложения депутатов удалось принять в условиях, когда каждая копейка на учете?
     - В ходе работы над законопроектом ко второму чтению в комитет поступили 292 поправки, из которых были поддержаны 165 и отклонены 127. Действительно, сейчас больше, чем когда бы то ни было, требовалось убедить оппонентов не разрушать созданную правительством бюджетную конструкцию. И те 50 млрд. рублей, которые, не изменяя основных параметров бюджета, Госдума перераспределила по предложению депутатов при подготовке проекта ко второму чтению, - все, что мы сейчас можем себе позволить. Так, 20 млрд. рублей выделены на финансирование федеральной целевой программы «Доступное жилье». Эта сумма взята из тех 300 млрд. рублей, которые предназначались банковскому сектору. 600 млн. рублей удалось направить на выплату ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство учителям, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
     - Вместе с группой депутатов вы выступили с предложением увеличить финансирование дорожного строительства. Удалось ли реализовать эту поправку?
     - В проекте бюджета на 2009 год предлагалось сократить расходы федерального бюджета на строительство дорог на 118 млрд. рублей, из них по федеральным - на 32 процента, а по региональным - на 36,8 процента. Считаю подобное сокращение расходов неоправданным. Финансирование дорожного строительства, особенно в регионах, всегда было приоритетным - эта отрасль экономики обеспечивает формирование инфраструктуры страны и способствует расширению внутреннего спроса. Не надо забывать, что дорожное строительство создает дополнительные рабочие места и тем самым реально увеличивает доходную часть региональных бюджетов. На заседании нашего комитета остро обсуждался вопрос о сокращении субсидий бюджетам субъектов на строительство, реконструкцию и содержание автомобильных дорог регионов. В результате мы вышли на следующий механизм решения этого вопроса: из 150 млрд. рублей, предназначенных на предоставление бюджетных кредитов для регионов, предлагается выделить для финансирования дорожного строительства 25 миллиардов. Бюджетный кредит будет предоставляться на три года под одну четвертую ставки рефинансирования Центрального банка.
     При этом региональная власть сама будет решать - достраивать мост или вложить деньги в ремонт и содержание автомобильных городских или региональных дорог. Образно говоря, это кредиты «окрашенные» - на иные цели, кроме дорожного строительства, содержания и реконструкции, они не могут расходоваться.
     - На какие цели еще удалось выделить средства после второго чтения?
     - За счет перераспределения бюджетных средств депутаты дополнительно изыскали 145 млн. рублей на федеральную целевую программу «Глобальная навигационная система», еще 287,5 млн. рублей зарезервировано на обеспечение деятельности фонда «Русский мир», который, кроме международных проектов, реализует мероприятия по программе «Русский язык» в странах СНГ и дальнем зарубежье - борьба за языковое влияние приобретает стратегическое значение в современном мире.
     Депутаты фракции «Единая Россия» предложили включить в проект постановления пункт, согласно которому правительству было рекомендовано при условии улучшения экономической ситуации и поступления в 2009 году дополнительных доходов сверх суммы, установленной статьей 1 федерального бюджета на 2009 год, увеличить расходы на реализацию приоритетных направлений государственной политики. Так что, говоря о проблемах, имеющих важное социальное и экономическое значение, точку ставить еще рано - они будут решаться по мере улучшения экономической ситуации.
     Немалое значение приобретает прогнозирование перспектив развития нашей страны в ближайшем будущем. В частности, все большую остроту приобретает вопрос кадровой политики и подготовки дипломированных специалистов. Речь идет о планировании подготовки кадров, профессии которых должны быть востребованы. На проведение активной политики на рынке труда и содействие занятости выделено 43,7 млрд. рублей. В эту сумму входят и профессиональное обучение работников, и создание временных рабочих мест, и организация переезда увольняемых в другую местность, и поддержка малого бизнеса. В целом механизм предоставления этих средств налажен и функционирует. Тем не менее сегодня нет четкого ответа на вопрос о том, как будет организована работа по определению востребованных в ближайшее время специальностей. Кто, скажем, будет формировать банк вакансий на федеральном уровне и в регионах, на какие специальности необходимо переучивать высококвалифицированных работников?
     - Важно отметить принципиальный момент - даже с учетом антикризисного сокращения финансирование важнейших статей бюджета по сравнению с прошлым годом будет все-таки увеличено, причем значительно. Как это выглядит в цифрах?
     - Например, расходы федерального бюджета на национальную оборону в 2009 году сократятся на 139,7 миллиарда рублей и составят 1 триллион 196,7 миллиарда рублей. Это на 15 процентов больше, чем в 2008 году.
     Еще один пример - государственные ассигнования на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. Их планируется снизить на 71,4 миллиарда рублей - до 1 триллиона 21,8 миллиарда рублей (плюс 22,3 процента к 2008 году).
     - Удастся ли защитить предприятия оборонно-промышленного комплекса в условиях кризиса?
     - Правительственная комиссия по поддержке оборонно-промышленного комплекса (ОПК) к настоящему времени одобрила выделение кредитных ресурсов для 50 предприятий на общую сумму порядка 100 миллиардов рублей. Кредитные линии предприятиям ОПК были открыты без предоставления госгарантий - через взаимодействие на комиссии банков и предприятий.
     Скажем, на капитализацию НПО «Сатурн» из бюджета будет выделено 5,2 миллиарда рублей. Кроме того, комиссия приняла решения о предоставлении госгарантий по кредитам, которые будут предоставлены ВТБ «Сатурну» на сумму до 10 миллиардов рублей.
     В целом на поддержку предприятий ОПК из бюджета планируется выделить 70 миллиардов рублей, из которых до 15 миллиардов рублей - на субсидирование процентной ставки, 3 миллиарда рублей - на увеличение средств, которые направляются на мероприятия по предотвращению банкротств. Остальные средства на капитализацию будут направлены на увеличение капитализации предприятий ОПК.
     Комиссия уже выделила средства ряду предприятий, в частности «МиГу» - 15 миллиардов рублей, НПО имени Чернышова - 2,9 миллиарда, КАПО имени Горбунова - 2,1 миллиарда, заводу имени Хруничева - 8 миллиардов, а также 1,5 миллиарда рублей - ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького».
     - Мировой кризис заставляет не только уменьшать, но и увеличивать расходы по некоторым направлениям. Как это будет выглядеть?
     - На 70,1 процента по сравнению с прошлым годом - в абсолютных цифрах это составит 668,8 миллиарда рублей - увеличатся ассигнования на национальную экономику. В общей сложности на эти цели будет израсходовано 1 триллион 743,5 миллиарда рублей.
     Расходы на социальную политику будут увеличены на 1 миллиард рублей - до 311,3 миллиарда рублей (плюс 6 процентов к 2008 году).
     Межбюджетные трансферты планируется увеличить на 470,7 миллиарда рублей - до 3 триллионов 457,8 миллиарда рублей (плюс 29,3 процента к 2008 году).
     В целом расходы федерального бюджета в 2009 году будут увеличены на 667,6 миллиарда рублей по сравнению с утвержденным объемом и составят 9 триллионов 692,2 миллиарда рублей, что на 28,1 процента выше, чем объем расходов в 2008 году.
     - Острота ситуации, видимо, не гарантирует бюджет и от дальнейших корректировок?
     - Кризис ежедневно ставит новые проблемы перед руководством страны. И на все вызовы времени необходимо находить адекватные ответы. Перед депутатами была поставлена задача своевременно принять антикризисный бюджет, чтобы направить необходимые денежные средства тем, кто в них сегодня больше всего нуждается и от кого зависит возрождение нашей промышленности.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex