на главную страницу

21 Мая 2009 года

Память

Четверг

РОМАНТИК ВЫСШЕЙ ПРОБЫ

Страна прощается с Олегом Янковским

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда».



     Ни пальцы на клавишах, ни мысли в голове не слушаются вертящихся в памяти штампов, какие в таких случаях принято использовать для выражения скорби по ушедшим выдающимся сыновьям матери России. Даже самые изощренные лексические обороты, вроде бы вполне подходящие к настоящей траурной минуте, кажутся банальными - настолько этот человек был необычным. И внешне, и внутренне, и своим воистину уникальным талантом. Один только его взгляд излучал столько чуда, что приводил в трепетное состояние души тех, кто с ним общался. А с ним общались миллионы. То есть вся страна. Всем нам он казался близким, абсолютно доступным, желанным. И вместе с тем таким, к которому разум не позволял сделать панибратского шага, с которым не пустишься в «умные» разговоры на каком-нибудь приеме, а предпочтешь постоять неподалеку, тихо радуясь упавшей с неба возможности видеть любимейшего актера не на экране, не на сцене, а вживую.
     Не раз приходилось слышать: актер, мол, не мужская профессия. Мужество Олега Янковского, сохранявшего высокое человеческое достоинство до смертного часа, отвергает это в общем-то лицемерное суждение. Он стал еще одним великим тружеником сцены, честно и по-мужски до конца отслужившим театру и кино. Как жаль, что подобные примеры по достоинству не вознаграждаются той неведомой силой, к которой мы апеллируем в самые трагические мгновения. Увы, судьба оказалась не очень-то милосердной к любимцу миллионов. В том смысле, что могла бы набросить ему хотя бы пару десятков лет.
     Зато во многих иных смыслах она была к нему необыкновенно щедра. Иначе Янковский не стал бы тем, кем был и останется для современников. В актерской среде часто рассказывают, как Янковскому не раз помогал Его Величество Случай. Да и сам Олег Иванович, кажется, любил пересказывать эти трогательные истории. Одна из них такая. Сидит никому не известный саратовский артист-гастролер в ресторане во Львове. Обедает. Недалеко от его столика трапезничают Владимир Басов с женой Валентиной Титовой и кем-то еще из съемочной группы будущего фильма «Щит и меч». Обсуждают, где искать артиста на роль Генриха Шварцкопфа. Титова, кивнув на Олега, говорит мужу: «Посмотри, вон сидит типичный арийский юноша». Басов соглашается, что этот человек подошел бы ему идеально, но... «Он, конечно, какой-нибудь физик или филолог. А пойди да найди артиста с таким умным лицом». Слава богу, кто-то из ассистентов не поленился тогда подойти к Янковскому...
     В том же году Олег сыграл красноармейца Андрея Некрасова в кинофильме «Служили два товарища». Между прочим, здесь актеру должна была достаться роль белого офицера Брусенцова. Но режиссер, увидев на пробах Янковского, воскликнул: «Этого человека мы Врангелю не отдадим!» В итоге Брусенцовым стал Владимир Высоцкий.
     Все последующие годы и десятилетия Янковский лишь поражал наше воображение разными гранями своего дарования. Он даже подлую душонку мог сыграть так, что образ навсегда оставался в памяти как пример редчайшего лицедейства. Вспомнить хотя бы его работу в социально-эксцентричной драме «Мы, нижеподписавшиеся». А каков был мечущийся в унылом провинциальном быту неудачник («Полеты во сне и наяву»)! И все это абсолютно достоверно, узнаваемо, захватывающе.
     Когда же Янковский погружался в романтику, его роли единодушно отмечались высшими баллами критики и конечно же зрительской аудитории. Барон Мюнхгаузен, Волшебник («Обыкновенное чудо»), Дракон («Убить дракона») - это подлинные шедевры актерского мастерства.
     Одна из последних работ Янковского - в фильме Валерия Тодоровского «Любовник». Сам Олег Иванович признавался, что эта картина ему очень дорога. «Это возвращение психологического русского кино», - говорил он.
     Весьма любопытны многие факты биографии актера. Родился Олег в семье бывшего штабс-капитана лейб-гвардии Семеновского полка. Отец, Иван Павлович, происходил из польских дворян, был близко знаком с Тухачевским. За это знакомство и поплатился. По сфабрикованному обвинению отца арестовали, и он сгинул в лагерях. Мать, Марина Ивановна, опасаясь ареста, сожгла все архивы семьи. Не уцелели ни дворянская грамота, ни Георгиевский крест Ивана Павловича.
     Детство Олега прошло в казахском городке Джезказгане. Состоятельная в прошлом семья жила впроголодь. Мама выучилась на бухгалтера и одна кормила семью из пяти человек. Все вместе они ютились в четырнадцатиметровой комнатушке. Но при всем этом Янковские держали богатую библиотеку, говорили на иностранных языках, много читали, а по вечерам принимали гостей - такую же ссыльную интеллигенцию.
     Через какое-то время семья перебралась в Саратов. Старший из братьев Олега, Ростислав, окончив здесь театральное училище, уехал в Минск играть в Русском театре. 14-летнего Олега забрал к себе, чтобы снять с родных хотя бы часть материальных забот. Там Янковский-младший дебютировал на сцене - нужно было заменить заболевшую исполнительницу эпизодической роли мальчика в спектакле «Барабанщица».
     Потом возвращение в Саратов, окончание школы, учеба в театральном училище, женитьба на студентке этого же училища Людмиле Зориной, работа в местном драмтеатре. В 1973 году уже знаменитый по первым ролям в кино Янковский стал актером Московского театра Ленинского комсомола. Людмила, пожертвовав своей весьма успешной театральной карьерой в Саратове, последовала за мужем в Москву и с головой ушла в семью.
     В 1991 году Олегу Ивановичу Янковскому было присвоено звание народного артиста СССР. Он стал последним, кто был удостоен этого высокого знака отличия.

     Соболезнование в связи с уходом из жизни прославленного актера выразили в телеграммах Президент РФ Дмитрий Медведев и председатель Правительства России Владимир Путин.
     Премьер-министр сказал: «Олег Янковский был настоящим мастером, неординарным, щедро одаренным человеком, актером от Бога. Его уход - невосполнимая потеря для легендарного «Ленкома», для отечественной культуры, для всех нас. Олег Иванович до конца оставался верен своему призванию... Олег Янковский всегда будет жить в нашей памяти, в тех блистательных, неповторимых образах, которые создал этот великий русский артист».



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex