на главную страницу

22 Мая 2009 года

Армия и общество

Пятница

Якорь командира разведчиков

Олег Починюк, «Красная звезда».



     Он и сейчас не жалеет об этом шаге, хотя тогда, два года назад, почти никто не понял его поступка.
     Судите сами. Выпускник Новосибирского высшего военного командного училища (НВВКУ) лейтенант Даниил Шнырков в 2005 году был направлен служить в ЛВО, в 138-ю гвардейскую отдельную мотострелковую бригаду. Принял взвод в разведывательной роте, через год вывел его в передовые. Стали поступать заманчивые предложения по продолжению командирской карьеры, а сам он попросил назначить его... заместителем командира роты по воспитательной работе.
     - Хотел пройти еще и эту ступень, – говорит гвардии старший лейтенант Шнырков. – Надо было получить навыки работы с людьми, глубже разобраться, как и чем живет воинский коллектив. Да и вообще понять, чем должен заниматься этот офицер. Моего предшественника, двухгодичника гвардии старшего лейтенанта Дмитрия Пономарева чем только не загружали! А уровень дисциплины в подразделении был невысок. Понял и то, как командир роты должен работать с подчиненными, чтобы были и порядок, и в то же время доверительные отношения.
     В этой должности молодой офицер пробыл менее года – в мае 2007-го его назначили командиром разведроты. Помню, при встрече поинтересовался у начальника штаба бригады гвардии полковника Владимира Фролова: «Не рано ли молодого офицера рекомендовали на столь ответственную должность? Ведь разведрота традиционно считается визитной карточкой бригады». На это он тогда ответил коротко: «Справится, а трудности настоящего командира только закаляют».
     Действительно, время для становления ротному выпало очень непростое – уже в октябре в бригаде должна была работать Военная инспекция Минобороны. Это серьезное испытание и для опытных офицеров, а тут только-только принял должность. К тому же за плечами всего два года службы в подразделении, так что и в личной подготовке есть над чем работать. Опять же личный состав весной и в начале лета значительно обновился – с некоторыми из пришедших пришлось начинать с самого начала.
     Шнырков не стал хвататься за все сразу: поставил подготовку на четкую плановую основу, распределил нагрузку между офицерами и опытными младшими командирами роты. Каждый пусть даже небольшой успех становился достоянием гласности, а нерадивых вскоре и вовсе не осталось – никто не хотел плестись в хвосте и подводить товарищей. Неудивительно, что в ходе осенних контрольных занятий, на которых присутствовали генералы и офицеры из Москвы, рота успешно отчиталась по основным предметам обучения: огневая, вождение и т.д.
     - Правда, получили тогда общую удовлетворительную оценку – подвела физподготовка: времени оказалось маловато, чтобы подтянуть новичков, – вспоминает Шнырков. – Но на будущее выводы сделали.
     Проблемы появились неожиданно: в роту вместе с очередным пополнением контрактников прислали «трудных» подчиненных. Нет, с освоением специальности проблем почти не было – не новички прибыли. А вот по части дисциплины... Конечно, навыки воспитательной работы по предупреждению нарушений были, но как же непросто проводить ее со своими ровесниками, а то и людьми постарше. Заместитель командира по воспитательной работе гвардии лейтенант Андрей Назаров только прибыл из НВВКУ, только начал вникать в курс дел. Права новоиспеченные контрактники знали хорошо, а вот к обязанностям относились спустя рукава. Понятно, что это была недоработка военкоматов: выполнили разнарядку, а дальше – не наши проблемы. Но и с таким контингентом нужно работать...
     Реальную помощь ротному оказал принявший бригаду гвардии полковник Алибек Асланбеков. Нет, он не подменял офицера, а подсказал, за счет чего можно привести роту к «нормальному бою». Шагов было несколько, и все они влияли на общий результат.
     «Прижали» разгильдяев и дали им ясно понять: церемониться с ними, контрактниками, никто не будет. Нарушения повлекут строгие наказания, а противозаконные действия вообще приведут к уголовной ответственности. Не нравится воинская дисциплина – расторжение контракта со всеми вытекающими последствиями.
     - Все в роте знают, что со мной шутки плохи и взыскание за нерадивость неминуемо, – говорит офицер. – Другое дело, что всегда найду время, чтобы индивидуально побеседовать с подчиненным. Иной раз такое общение действует лучше любого нагоняя.
     В роте значительно возросла роль старшины. На нее был назначен гвардии сержант контрактной службы Бекзотбек Мардиев. Он прибыл из Узбекистана и сразу показал, что намерен служить по-настоящему. Основательный, умелый, справедливый, Мардиев при поддержке командира роты быстро завоевал авторитет в коллективе. При этом спуску он никому не дает – все строго по уставу.
     Равно как еще больше стали доверять младшим командирам. Сейчас офицеры могут оставить подчиненных на тех же гвардии сержанта Романа Грибанова и гвардии младшего сержанта Василия Гурьева – все будет в порядке и на занятиях, и в расположении.
     В боевой учебе и в воспитательной работе обращаются к лучшим воинским традициям. Образцовой стала наглядная агитация: разведчики должны знать военную историю, равняться на передовиков. В роте развернулось соревнование снайперов. При этом изучался опыт снайперов времен Великой Отечественной войны. Устарело? Так могут говорить только те, кто имеет об этом опыте весьма смутное представление. К слову, с подачи командира роты обновили фильмотеку: в ней преобладают киноленты, помогающие служить, рассказывающие о действиях военных разведчиков, пропагандирующие добросовестное несение службы и просто поднимающие настроение.
     - Как у командира, так и у подчиненных должен быть стержень – нравственное начало, – считает Шнырков. – Еще Тургенев писал, что у нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга. Не будет его – и в сложной обстановке человек может спасовать, подвести товарищей. Это, кстати, и мнение моего отца Леонида Михайловича. Сейчас он офицер запаса, живет в Чебоксарах, но опыт у него огромный, и в отпуске всегда есть что обсудить с ним.
     Регулярно проводятся в роте общие собрания личного состава. Причем не ради галочки, ведь всегда есть что обсудить в неформальной обстановке. К примеру, на последнем собрании рассмотрели, как будут работать с новичками весеннего призыва. Сразу наметили, кто из опытных специалистов возьмет на себя роль наставников.
     Результаты внимательного подхода к людям налицо: разведчики хорошо зарекомендовали себя на бригадном учении, не подвели на занятиях в ходе весенней контрольной проверки. Командир роты вошел в число награжденных деньгами согласно приказу министра обороны РФ.
     - Скажу без преувеличения: сейчас у меня идеальная разведрота, – дал характеристику гвардии полковник Асланбеков. – Можете мне поверить: в этом я толк знаю. Что было плохого, то прошло – теперь любые задачи выполняет. Разве это не повод для гордости?
     ...В свои 26 лет гвардии старший лейтенант Даниил Шнырков многое успел. Причем не только на службе. У него крепкая семья»: жена Анастасия и двое детей – семилетний Егор и трехлетняя Мария. Это и крепкий тыл, и моральная поддержка. Находит офицер время и на увлечение боевыми искусствами, и на чтение книг. В перспективе, как настоящий командир, видит себя слушателем академии. Уверен, что мы еще услышим о нем – в жизни офицер держит правильный курс.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex