Во вторник Иран провел успешные испытания новой баллистической ракеты «Саджиль-2», еще раз продемонстрировав прогресс в оборонном строительстве.
Ракета твердотопливная, для подготовки ее к пуску требуется значительно меньше времени, чем это бывает при запусках ракет на жидком горючем. Радиус действия – порядка 2 тысяч километров. Факт проведения Ираном испытания более совершенного носителя подтвердили в Пентагоне. Правда, ничего не было сказано о том, поразила ли ракета учебную цель.
Нельзя не заметить, что испытание Ираном ракеты состоялось на следующий день после встречи в Вашингтоне премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху с президентом США Бараком Обамой. А там иранская тема была одной из ключевых, если вообще не главной.
Собираясь принять израильского гостя, Барак Обама загодя высказал несколько советов, следование которым, по его мнению, могло бы ослабить напряженность на Ближнем Востоке и отодвинуть угрозу военного столкновения Израиля с Ираном. В частности, президент США прямым текстом в специальном послании членам кабинета Нетаньяху предостерег Израиль от нанесения «несогласованного удара» по Исламской Республике.
Обеспокоенность Обамы, как сообщали многие СМИ, была вызвана публикацией утечек информации о готовящихся массированных авиационных ударах по иранским ядерным объектам. Чтобы получить достоверные сведения на этот счет, в начале мая в Израиль был командирован директор ЦРУ Леон Панетта. Насколько удачной была его поездка, можно только гадать. Соответственно остается туманным и то, действительно ли нынешнее израильское руководство способно решиться повторить совершенное в 1981 году «ликвидационное» действо в отношении иракского ядерного объекта «Осирак», построенного с помощью Франции.
Между прочим, то был уже второй французский реактор. Первый израильские диверсанты сумели взорвать при погрузке в порту под Тулоном. Заодно они разрушили и сам завод во Франции, который изготовил для Багдада «машину по производству плутония». Оправдывая эти действия, израильские руководители тогда парировали критику в свой адрес следующим образом: «Обладание вражескими странами атомной бомбой есть вопрос нашего выживания. Поэтому мы в зародыше должны были убрать направленную против нас угрозу».
Нетаньяху, разумеется, тоже готовился к непростым беседам с хозяином Белого дома и госсекретарем Хиллари Клинтон. Высказывая прессе свои опасения и оправдывая военные приготовления антииранского направления, он указывал на наличие ядерной угрозы со стороны нынешнего режима в Тегеране. По этой причине Израиль, по его словам, имеет право на оборону.
В планы Нетаньяху, кроме того, входило разъяснение обновленной позиции по урегулированию отношений с палестинцами, которую эксперты расценивают как отход от курса, намеченного в 2007 году в Аннаполисе. А тут к моральной подготовке главы правительства подключалась ревностно настроенная журналистская общественность, давая ему советы больше слушать и быть предельно осторожным в высказываниях. Премьера напутствовали словами: «Обама нам только товарищ, но никак не друг».
В общих чертах Нетаньяху обозначил свой новый курс как одновременное продвижение сразу по трем направлениям – политическому, экономическому и укреплению безопасности. В последние дни перед отлетом в Вашингтон премьер неоднократно подчеркивал, что ни один из этих аспектов не должен превалировать и что он не поддерживает временные схемы урегулирования. И самое главное – Израиль, по словам Нетаньяху, будет сам решать, как ему укреплять собственную безопасность.
Просмотр сообщений и комментариев по данной теме в американских и израильских СМИ позволяет сделать вывод о том, что ничего неожиданного во время переговоров между Обамой и Нетаньяху не случилось. Корректность, осторожность, доброжелательная тональность лишь подчеркивали спокойную уверенность сторон в правоте своих воззрений насчет того, что и как следует делать на ниве безопасности в Ближневосточном регионе. Президент настаивал на продолжении диалога с палестинцами с конечной целью создания «двух государств для двух народов». Премьер, употребляя обтекаемые выражения, указывал на то, что судьба палестинского государственного строительства зависит в первую очередь от самих палестинцев. Первым же их шагом на этом пути должно стать совершенно внятное, безоговорочное признание еврейского государства.
Обама говорил, что у его израильского коллеги есть «историческая возможность серьезно продвинуть процесс переговоров». При этом достижение мира между палестинцами и израильтянами, по мнению президента США, «укрепило бы позиции международного сообщества в противостоянии потенциальной иранской угрозе».
Нетаньяху в свою очередь заверял Обаму и журналистов, участвовавших в пресс-конференции, что он готов «немедленно начать мирные переговоры с палестинцами» и что он «хотел бы расширить круг мира, включить в него и другие арабские страны». Но прежде палестинцы «должны признать Израиль как еврейское государство и согласиться с тем, что Израиль может располагать средствами для своей защиты». Премьер грациозно обошел вопрос о создании палестинского государства, сказав лишь, что «мы хотим, чтобы они занимались самоуправлением».
|