на главную страницу

22 Мая 2009 года

История Отечества

Пятница

На первом рубеже обороны

Марина ЕЛИСЕЕВА, «Красная звезда».



Подвигу защитников Брестской крепости посвящено немало книг, фильмов и статей. Но впервые об этой героической обороне рассказал корреспондент газеты «Красная звезда» полковник Михаил Толченов.

     21 июня 1942 года, в канун первой годовщины начала войны, он опубликовал очерк «Год тому назад в Бресте». В его основу легли факты, почерпнутые из трофейных документов 45-й пехотной дивизии вермахта, штурмовавшей в первую неделю войны Брестскую крепость. В частности, в боевом донесении штаба говорится, что «русские в Брест-Литовске боролись исключительно упорно и настойчиво, показали превосходную выучку пехоты и доказали замечательную волю к сопротивлению».
     Конечно, в этих документах не было ни одной фамилии защитников крепости. О них написал после войны известный писатель Сергей Смирнов. Он воссоздал невероятный подвиг людей, в числе которых был и заместитель командира по политической части 84-го стрелкового полка полковой комиссар Ефим Фомин, которому в 2009 году исполнилось бы 100 лет.
     Ефим Моисеевич родился 15 января 1909 года в местечке Колышки Витебской области в семье кузнеца. В шесть лет остался круглым сиротой, воспитывался в детском доме. В 12 лет начал самостоятельно зарабатывать на жизнь, устроившись учеником сапожника на обувную фабрику. Когда Ефиму исполнилось семнадцать, он переехал в Псков, работал на кожевенном заводе. Вскоре его как активного комсомольца приняли на учебу в псковскую окружную совпартшколу, после окончания которой он находился на профсоюзной и партийной работе, заочно учился в Ленинградском коммунистическом университете.
     В 1932 году по партийному призыву Фомина направили на кадровую службу в Красную Армию. С тех пор его жизнь была связана с военной службой. Псков, Феодосия, Симферополь, Харьков. Участвовал в освобождении Западной Украины от гнета панской Польши, выполнял задание советского правительства в Прибалтике...
     В Брестскую крепость полковой комиссар Фомин прибыл в марте 1941 года. В ночь на 22 июня в расположении 84-го стрелкового полка оставался только один стрелковый батальон и несколько штабных подразделений. Почти все командиры находились в лагерях с двумя другими батальонами либо ночевали на городских квартирах. Михаил Ефимович, прибывший в часть лишь три месяца назад, жил в служебном кабинете.
     Когда в предрассветную рань на крепость обрушились вражеские снаряды и бомбы, один зажигательный снаряд попал и в комнату полкового комиссара. Задыхаясь от едкого дыма, офицер едва успел выбраться наружу. Тотчас же комиссар принял командование подразделениями полка. Он собрал людей в безопасном месте и организовал вооружение бойцов. Кроме того, попытался связаться с вышестоящим командованием по радио, чтобы доложить о создавшемся положении и получить указания. Он отправил несколько радиограмм сначала шифрованным, а затем и открытым текстом, но безрезультатно - гитлеровцы заполонили весь эфир своими переговорами. Тогда Фомин решил отправить в город несколько разведчиков на броневиках. Но и эта попытка связаться с внешним миром потерпела неудачу: бойцы не смогли прорваться через кольцо немецких войск. О том, что происходило в городе, можно было лишь догадываться по гулу боев, доносившемуся в редкие минуты затишья в крепости.
     К концу первого дня осады Фомин сумел восстановить связь с подразделениями других полков гарнизона, отрезанными днем друг от друга группами просочившихся в крепость автоматчиков.
     На следующий день фашисты возобновили штурм цитадели с новой силой. Атаки чередовались с бомбежками и артобстрелами. Как ни странно, у защитников крепости бомбежки считались как бы временем отдыха. Тогда дежурные пулеметчики оставались на посту, а бойцы спускались в глубокие подвалы и могли хоть немного передохнуть, привести себя в порядок, обсудить дальнейшие действия.
     24 июня во время одной из бомбежек группа командиров, возглавлявших оборону в центре крепости, составила приказ № 1, согласно которому капитану Ивану Зубачеву было поручено возглавить сводную группу для дальнейшей борьбы с противником, а его заместителем был назначен полковой комиссар Ефим Фомин.
     Советские бойцы отчаянно сопротивлялись. Маленький гарнизон, наглухо отрезанный от своих войск, не сдавался. Противник шел на любые ухищрения и изуверства, чтобы вынудить оставшуюся горстку защитников крепости капитулировать. Захватив госпиталь и перебив находившихся там больных и раненых, фашисты захватили медсестер и, прикрываясь ими, как живым щитом, пошли на штурм крепости. Но бойцы Фомина огнем с верхнего этажа казарм отбили эту атаку. Озверевшие гитлеровцы расстреляли женщин и в новой атаке поставили впереди себя шеренгу пленных.
     Советские воины дрались с необычайным ожесточением, несмотря на нехватку боеприпасов, воды и пищи, отсутствие медикаментов, перевязочных материалов. Но враг бросал на штурм все новые и новые силы. Героически погибали последние защитники цитадели...
     Ефима Фомина и нескольких бойцов, оглушенных взрывом, засыпало камнями. Фашисты услышали их стоны и извлекли раненых из-под развалин. Тщательно обыскав, немцы погнали полуживых людей на пункт сбора военнопленных. Исхудавший, обросший бородой, в изодранной солдатской гимнастерке без знаков различия, Фомин ничем не отличался от других пленных. Но нашелся предатель, который выдал комиссара. Его вывели из шеренги и расстреляли...
     Фомину было 32 года. Он был комиссаром в самом высоком смысле этого слова - показывал во всем пример смелости, самоотверженности и скромности. Еще целый месяц отстаивали герои Брестскую крепость от атаковавшего ее врага! В этом была немалая заслуга и истинного патриота Отечества Ефима Моисеевича Фомина.
     Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 января 1957 года он был награжден орденом Ленина посмертно. На месте его гибели установлена мемориальная доска. Имя героя сегодня носят улицы Бреста, Минска, Пскова, Лиозно.
     В крепости-герое Бресте организована выставка документов и материалов, рассказывающих о жизненном пути и подвиге комиссара Фомина. На его родине в селе Колышки открыта мемориальная доска на здании местной школы, носящей имя славного земляка. В районном военно-историческом музее установлен бюст Ефима Фомина и открыта посвященная ему экспозиция.
     Ефиму Фомину не суждено было услышать слова священной для каждого советского человека песни «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...». Он был в числе тех, кто принял этот бой, первый удар противника. Ценой собственной жизни он достойно выполнил воинский долг, внеся свою лепту в Великую Победу над фашизмом.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex