на главную страницу

23 Мая 2009 года

Армия и общество

Суббота

ИНГУШСКИЕ РУБЕЖИ РОССИИ

Дмитрий ЗАКАРЛЮК.



     Небольшой аэропорт города Владикавказа оживился встречей рейса из Москвы - заполонившие зал ожидания частники подбегали к прибывшим из столицы пассажирам и по-кавказски пытались каждому навязать свои таксистские услуги. Так началась моя командировка на Северный Кавказ, а точнее, на российско-грузинскую границу в Республику Ингушетия.
     Частники не потребовались - у аэровокзала меня встречали бронированные «хантеры» Пограничного управления ФСБ России по Республике Ингушетия. Да и неизвестно, каждый ли из таксистов согласился бы везти меня в ингушскую столицу Магас. Дорога туда может оказаться нелегкой, ведь Республика Ингушетия на сегодня является зоной проведения контртеррористической операции российских силовых ведомств.
     Минуя несколько блокпостов, усиленных бронетехникой и вооруженными сотрудниками подразделений ингушской милиции и ДПС, осознаешь, что майская благодать природы отнюдь не отражает всего того, что происходит сегодня в регионе.
     - Криминогенная обстановка в республике очень сложная, - рассказывает главный редактор общенациональной газеты «Сердало» («Свет») Республики Ингушетия Хусейн Шадиев. - С одной стороны, Ингушетия развивается, люди работают, строятся новые объекты, а с другой - противостоит криминал...
     Хусейн Суламбекович сделал небольшую паузу и добавил:
     - В прошлом году здание нашей редакции подожгли молодчики, так как наша газета работает в направлении борьбы с проявлениями терроризма.
     Через бронированное стекло машины видны коровы, овцы, домашняя птица и фигурки редко встречающихся на пути местных жителей. Мы стараемся как можно меньше совершать незапланированных остановок и вовремя прибыть в пограничное управление, которое расположилось в столице Республики Ингушетия.
     И вот маршрут пройден, на въезде в расположение погрануправления нас встречает вооруженная охрана, открывая высокие увесистые ворота.
     Городок был заново отстроен после дерзкого нападения бандгруппы в 2004 году в городе Назрань. Тогда у пограничников были раненые.
     На территории погрануправления есть вся необходимая инфраструктура для полноценной жизнедеятельности: административное здание управления, жилье для контрактников и членов их семей и даже общеобразовательная начальная школа дневного пребывания, в которой детишки, как пограничников, так и местных жителей, сидя бок о бок за одной партой, постигают азы предметов общеобразовательной средней школы.
     Вдруг неожиданно для меня начальник Пограничного управления ФСБ России по Республике Ингушетия генерал-майор Юрий Стрединин сообщил, что нас готов принять президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров (на снимке). Не теряя ни минуты, мы выдвинулись в резиденцию главы республики.
     На встрече с президентом была затронута и тема взаимодействия органов местной власти и пограничников в вопросах патриотического воспитания молодежи.
     - Патриотическому воспитанию в Ингушетии мы придаем немаловажное значение, и в этом нам помогают пограничные органы, - говорит президент Республики Ингушетия. - Наши школьники, молодежь призывного возраста посещают пограничные отделения и своими глазами видят службу на государственной границе. Для нашего региона это актуально, так как Республика Ингушетия является приграничным субъектом Российской Федерации. Немаловажно и то, что только в армейском коллективе закладывается фундамент, который поможет молодому человеку определиться в его дальнейшей жизни и быть ответственным за родных и близких...
     После встречи на высоком уровне мы вернулись в расположение пограничников, так как день грядущий готовил выезд на государственную границу с Грузией.
     На заре наша колонна, сопровождаемая боевым охранением, доехала до «Черменского круга» и выдвинулась в Джейрахский район. В этом районе построено семь благоустроенных отделений (пограничных застав).
     Извилистая дорога, по которой мы неспешно ехали, поднималась тонкой змейкой высоко в горы, а вокруг нас открывался бесподобный вид на горную цепь Кавказского хребта. Древнейшие башенные комплексы растянулись вдоль дороги по всему ущелью, создавая особый колорит. Машины шли между отвесными скалами и пропастью.
     Водительская усталость в горах - опасная штука. Поэтому мы остановились передохнуть на посту пограничного контроля «Хамхи». Пост оборудован в инженерном отношении, усилен бронетехникой. После небольшого перекура колонна направилась в отделение «Таргим».
     Отделение расположилось в природном заповеднике «Эрзи» неподалеку от башенного комплекса «Вовнушки» и древнего храма Тхаба-Ерды, единственной христианской постройки в Ингушетии.
     - Средняя высота, на которой находятся пограничные отделения, составляет от 1.200 до 2.000 метров над уровнем моря, - говорит полковник Джамшед Мираков.
     Инфраструктура отделения «Таргим» продумана до мелочей. Есть комфортные комнаты отдыха, спутниковое телевидение, столовая для личного состава, жилой комплекс для семей контрактников, медицинский пункт и многое другое. Здесь созданы все условия для нормальной службы на государственной границе, но, к сожалению, пока еще не все отделения пограничного управления в Джейрахском ущелье оборудованы газовым отоплением и промышленной электросетью.
     - Наш участок ответственности спокойный, - говорит майор Александр Воробьев. - Мы контролируем его современными техническими средствами. Например, используем датчики, которые безотказно работают в любых климатических и рельефных условиях высокогорья...
     Но вот прозвучал сигнал тревоги. Наряд, получив оружие и горное снаряжение, погрузился в «патриоты» и выдвинулся на участок границы. Мы ехали в полной тишине, и с каждым десятком метров росло напряжение.
     Добравшись до места предполагаемого пересечения госграницы, группа рассредоточилась и скрылась в ущелье. Через несколько мгновений пограничники, используя альпинистское снаряжение, забрались на вертикальный склон скалы и где-то там, на высоте, скрылись за валунами.
     Укрывшись с одним из сотрудников наряда за выкорчеванным деревом, я шепотом спросил, что происходит. В ответ - молчание, и только журчание горной реки нарушало мертвую тишину. В укрытии ждали недолго.
     - Идут, - услышал я шепот сержанта-пограничника.
     На расстоянии 300 метров я увидел нарушителей границы, которые неспешно пробирались через речушку.
     Мертвую тишину нарушил взрыв. Передо мной в 20 метрах во мгновение ока вырос столб воды и дыма. Началась перестрелка. Нарушители от неожиданности упали на землю и стали отстреливаться, но от шквального огня пулемета укрыться им было нельзя.
     Оглушенный взрывом, я не слышал, какие команды отдавались в ходе боя, но зрительная картинка давала четкое представление, что личный состав группы, нейтрализуя противника, действовал слаженно и четко.
     Схватка продолжалась недолго. Через несколько минут стало понятно, что все кончено. Противник - в этот раз условный - получил достойный отпор. Если бы на его месте оказались настоящие нарушители, они бы не прошли...
     Уже в Магасе, характеризуя ситуацию на границе, начальник Пограничного управления ФСБ России по Республике Ингушетия генерал-майор Юрий Стрединин отметил, что, несмотря на сложную и напряженную обстановку из-за социально-экономических проблем в республике и деятельности бандформирований в регионе, пограничники надежно прикрывают государственную границу от противоправных действий.
     - С переходом на оперативный способ охраны границы в нашей работе значительно возросла роль местного населения. Сегодня граждане активно принимают участие в поисковых действиях на границе и выражают благодарность за службу пограничников. У всех есть понимание, что мы госграницу охраняем вместе, - сказал в заключение генерал.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex