на главную страницу

26 Мая 2009 года

Армия и общество

Вторник

ИМИДЖМЕЙКЕР ДЛЯ ГЕРОЯ

Евгений ШАЛЬНЕВ, «Красная звезда». Новосибирск.
Фото Валерия КАРАМЫШЕВА.



Как известно, недавно Президиум Госсовета РФ обсудил направления совершенствования системы допризывной подготовки молодежи. Среди других проблем, требующих особого внимания государства, назывался и низкий уровень военно-патриотического воспитания молодежи. Нельзя вместе с тем не заметить, что перемены к лучшему в этом десятилетии все же есть.

     На кино- и телеэкранах, в печатных СМИ, в Интернете появляется все больше материалов о солдатах и офицерах, проявивших мужество и героизм при выполнении воинского долга, проводится работа по увековечению памяти погибших героев, оказанию помощи их семьям.
     Свою поддержку семьям погибших военнослужащих оказывают во многих российских регионах. Так, в Новосибирской области, в деревне Бакмасиха, где живет семья погибшего в Южной Осетии Героя России младшего лейтенанта Виталия Неффа (наша газета рассказывала о его подвиге 2 сентября и 3 декабря 2008 года), в ближайшее время будет начато строительство нового дома для его родителей, младших братьев и сестер. Согласно условиям уже заключенного с одной из строительных фирм госконтракта будет построен дом общей площадью 120 квадратных метров со всеми инженерными коммуникациями. В госконтракте указано окончание строительства - 17 июля 2009 года.
     В недавнем телефонном разговоре с корреспондентом «Красной звезды» Елена Николаевна, мама Виталия Неффа, сообщила еще одну радостную новость - в феврале этого года у них родился внук Денис, сын Героя России Виталия Неффа. Он никогда не видел и не увидит своего отца - только на фотографиях. Но будет носить его фамилию. Решение о финансировании из областного бюджета строительства дома для семьи Героя России принял губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский.
     И таких примеров заботы, несмотря на нынешний экономический кризис, немало. Несомненно, каждый из них вносит свой вклад в дело патриотического воспитания молодежи. Но, к сожалению, эти конкретные примеры не всегда привлекают внимание СМИ.
     На заседании Президиума Госсовета РФ было принято решение о разработке концепции федеральной системы подготовки молодежи к военной службе на период до 2020 года. Как сделать, чтобы тема патриотического воспитания молодежи постоянно находила свое отражение в СМИ? Как сформировать привлекательный образ военной службы? Вот любопытные, порой диаметрально противоположные мнения профессионалов - сотрудников и руководителей нескольких новосибирских PR-компаний, информационных центров, полученные нами в ходе телефонного блиц-опроса.
     
Аутсорсинг — почему бы и нет?

     Вадим Миргалуттдинов, РА «Профи-медиа»:
     - В 2006 году, когда еще только объявили о начале реализации национальных проектов, на сайте Министерства сельского хозяйства была размещена информация об открытом конкурсе на проведение работ по методическому обеспечению и информационной поддержке реализации национального проекта «Развитие АПК». Начальная цена контракта - 300 млн. рублей. Или другой пример. Средняя численность департаментов информации администраций краев и областей в СФО - около 15 человек. В реальности этой цифры можно убедиться, полистав соответствующие телефонные справочники администраций. Как правило, есть пресс-служба, отдел аналитических программ, отдел по работе с районной и корпоративной печатью, редакционный отдел и т.п.
     Поэтому и губернаторы, и мэры (у них тоже своя пресс-служба, не меньшей, как правило, численности) - всегда в глазах населения «белые и пушистые». А патриотическим воспитанием молодежи этим пресс-службам заниматься недосуг.
     Есть такое модное слово «аутсорсинг» - передача непрофильной деятельности сторонней организации. Поэтому, чтобы патриотическое воспитание молодежи велось не на бумаге, а что-то реально делалось, необходимо передать это профессионалам - рекламным и PR-агентствам. У них есть и опыт, и связи в СМИ, и умение разрабатывать и раскручивать информационные поводы.
     Светлана Данилова, ООО «Тарсис»:
     - Разумеется, с помощью пиара можно сформировать у молодежи определенный образ нынешней армии, настроить на добросовестную службу в рядах Вооруженных Сил. Все это вопрос времени и денег. И чем больше будет денег, тем лучше будет образ. На все нужны средства. Если на этом экономить, результат будет либо нулевым, либо близким к нулю. Это будет напоминать старый анекдот:
     - Как одеть женщину как принцессу, но на 1 копейку?
     - Надо сказать, что эта принцесса в шикарном платье, но вы совершенно ничего не видите!
     Вот конкретный пример. До начала финансового кризиса крупные строительные компании Новосибирска ежемесячно тратили на рекламу в СМИ от 700 до 900 тысяч рублей, чтобы их узнавали. Сейчас они едва наскребают по 200 тысяч рублей в месяц, чтобы о них только не забыли. Но все равно это немалые суммы. И это только в одном городе.
     Можно снимать прекрасные рекламные ролики про армию, писать романтические статьи, сделать сайт, чат, форум, вычеркивая негативные комментарии, оставляя только хорошее. Но этого мало. Для того чтобы изменить негативное отношение матерей к призыву, к службе их сыновей, перекрыть тот поток грязи, который был вылит на такие понятия, как любовь к Родине, патриотизм, нужна целенаправленная кропотливая работа. Вы должны показать образцовые воинские части, образцовых отцов-командиров, заботящихся о своих подчиненных. Я знаю, такие есть, о них надо просто рассказывать. Да, должна быть задействована романтика, которая всегда была присуща молодежи, но все это необходимо координировать и направлять.
     
«Злой» и «добрый» гаишники

     Егор Егошин, генеральный директор коммуникационного агентства АГТ-Сибирь:
     - Имидж - это всегда вещи, связанные с реальным положением дел. С помощью пиара можно только донести информацию до нужной целевой аудитории, несколько трансформировав эту информацию, но не изменив ее. Проще говоря, если что-то надо изменить в образе консерватории, то сначала надо изменить саму консерваторию, а потом менять образ. Мне кажется, что имидж армии, который сейчас существует, вызван некоторой нехваткой информации для тех людей, которые не связаны с армией, о том, что сейчас в армии происходит на самом деле. И для этого не требуется никаких значительных денежных вливаний. Надо просто больше показывать повседневную жизнь армии, а не только учения и парады. И люди сами поймут - в армии служат такие же, как они, люди, только им немного сложнее. С подобной же проблемой нехватки в обществе информации о реальном положении вещей сталкивается и МВД. И чтобы изменить сложившийся стереотип, к примеру, «злого» гаишника, сотрудники ГИБДД 8 Марта дарят женщинам-водителям цветы. Это показывают все телеканалы, об этом сообщают все газеты. Потому что это необычно и интересно. Такой подход показывает, что «с той стороны радара» тоже обычные люди, может, даже чуть лучше. И такая работа позволяет излишне не демонизировать образ сотрудника ГАИ. Может, это и примитивно, но дает результат.
     
Знаете, что такое Скайп?

     Александр Долженко, рекламное агентство «РСТ»:
     - Учиться надо у Президента Дмитрия Анатольевича Медведева. 22 апреля он завел свой блог в «Живом Журнале», общается, в том числе и с молодежью, используя Интернет. Посмотрите ради любопытства, сколько уже комментариев и постоянных читателей его блога http://community.livejournal.com/blog_medvedev/22187.html?mode=reply.
     В центре, в Москве, пиарщики работают хорошо, а вот до регионов у них руки, по-видимому, не доходят. Многие ли отцы-командиры знают, что такое Скайп? Напомню, что это программа, обеспечивающая бесплатную голосовую связь через Интернет между компьютерами. Возможна организация конференц-связи (до 25 абонентов), передача текстовых сообщений и файлов, а также видеосвязь.
     Дарю бесплатно идею - вернулась, к примеру, атомная подводная лодка «Томск» из дальнего похода - организуйте конференц-связь или просто интернет-конференцию с Камчаткой, с Вилючинском, где находится база подводных лодок ,для представителей СМИ Томской области. С командиром лодки и 2-3 членами экипажа. Уверяю, напишут об этом все томские газеты, сюжеты бесплатно передадут по ТВ - город Томск ведь давно шефствует над лодкой, там служат несколько призванных из города матросов. Увидят ли томичи сюжеты по центральным СМИ об этом походе - еще вопрос, а вот местные газеты, радио и ТВ обязательно посмотрят и прочитают. Больших денег на это не потребуется: Скайп - бесплатная связь между компьютерами, подключенными к Интернету. А эффект будет. И еще, к примеру, на Северном Кавказе, в СКВО, служит много Героев России - уроженцев самых различных регионов страны. Сделайте интернет-мост для региональных СМИ и всех пользователей Интернета - с Новосибирском, Хабаровском, Екатеринбургом... Но сделайте это сразу, как только им вручили награды, а не через месяц, когда этот информационный повод уже потеряет свою актуальность. Обязательно нужны такие вот имиджмейкеры для Героев России.
     
Чтобы «цепляло»

     Константин Кузьмин, директор Окружного информационного центра «Сибирь»:
     - Иногда кажется, что молодежи больше интересны именно отрицательные персонажи, может быть, это помогает отвлечься от каких-то проблем, в том числе личного характера? И для них подвиги военнослужащих в «горячих точках» и в мирное время - это как само собой разумеющееся? Если посмотреть на масс-медиа в целом, на информационное пространство, то действительно сегодня там больше места занимают именно отрицательные примеры, то, что «за гранью». Считаю, что это проблема временная. Проблема становления нашего общества, которое до конца еще не сформировалось как современное гражданское общество, которое не готово чтить своих героев и воздавать им должное. С другой стороны, и наше государство еще не до конца полностью выполняет все свои обязательства перед защитниками Отечества. И тому масса примеров. И как следствие - если нет уважения со стороны государства, нет и не будет этого уважения со стороны граждан.
     Разумеется, нельзя сказать, что ничего в этом направлении не делается. Вот конкретный пример - именем моего одноклассника, выпускника Новосибирского ВОКУ, Героя России старшего лейтенанта Виталия Потылицына, который погиб в Чечне в 1997 году, названа наша школа, в которой он учился. Много улиц в Новосибирске, в других городах носят имена Героев. И ученики этих школ, жители этих улиц пусть не в самых мельчайших деталях, но все равно знают о подвигах своих земляков.
     В работе по патриотическому воспитанию молодежи, как мне кажется, дает результат и очень важна та интересная форма, в которую все это облечено. Надо, чтобы это «цепляло», было хорошо продумано, делалось с душой, а не для галочки в отчете.
     
Почему мы победили?

     Разумеется, не все бесспорно в приведенных рассуждениях профессиональных пиарщиков. Но... Недавно прочитал в Интернете любопытную историю, рассказанную российским специалистом: «Работаю я в одной немецкой фирме, привезли нам новую установку для нанесения покрытий, внутри нее стоит фактически микроволновая печка, мы ее установили, но при соединении с нашей старой системой выясняется, что не предусмотрена в месте сочленения экранировка от СВЧ - простая решетка, такие, какие стоят в дверцах микроволновок дома. Фрицы чешут репы - надо сверлить, нарезать резьбу, а для этого заказывать мастера, не меньше суток уйдет. Я взял со стола скотч и приклеил им решетку. Наш начальник-немец обвел всех взглядом и говорит:
     - Вот так Красная Армия нас в 1945 году и победила.
     Меня в этот момент распирало от гордости и чувства полного превосходства!»
     Вывод напрашивается сам собой - нам есть чем гордиться. И не только творческим, креативным подходом к делу, о котором рассказано в предыдущем эпизоде. Но сегодня в прессе больше почему-то негатива - как по истории нашей Родины, так и о сегодняшней ситуации в стране. Сравните, к примеру, пропорции в некоторых СМИ - сколько публикаций было посвящено дезертиру Глухову, сбежавшему в Грузию «за сытой жизнью», и сколько - Героям России, удостоенным этого звания за мужество и героизм, проявленные в ходе операции по принуждению Грузии к миру?
     Остается надеяться, что меры, которые после заседания Президиума Госсовета государство намерено принять для совершенствования системы допризывной подготовки молодежи, улучшения качества патриотического воспитания, исправят ситуацию.
     На снимке: Встреча с журналистами Героя России, командующего Сибирским объединением ВВС и ПВО генерал-майора Виктора БОНДАРЕВА в объединенном пресс-центре «Красной звезды» и СибВО в Новосибирске.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex