
В минувшее воскресенье глава правительства Владимир Путин возложил цветы к надгробиям русского генерала Антона Деникина и писателей-философов Ивана Ильина и Ивана Шмелева, чей прах в 2005 - 2006 годах был перезахоронен на кладбище Донского монастыря. Обратившись к сопровождающему его архимандриту Тихону (настоятелю Сретенского монастыря), Путин заметил, что генерал «никогда не делил Россию и считал недопустимым ни в коем случае доводить страну до расчленения».
Антон Иванович Деникин... Хорошо помню, как где-то уже в конце обучения в Казанском суворовском военном училище, то есть в середине шестидесятых годов, впервые услышал я из уст прекрасного учителя истории Петра Яковлевича Миргородского имя и отчество этого генерала. Непривычно, странно прозвучали тогда они. До этого казалось, что не было ни имени, ни отчества у Деникина. Как и у других царских генералов, возглавивших Белое движение. Колчак, Деникин, Врангель, Корнилов - все без имен и отчеств. Белые генералы, враги советской власти, пособники Антанты. Не люди, а отрицательные образы. Вроде как не должно было быть у них ни жен, ни детей, ни внуков, ни прочих родственников. Исторические символы. Негативы Гражданской войны.
Но вот пришло иное время, и широкая публика стала узнавать, что и дети у генералов были, и внуки есть, и целые фамильные древа, каждый стебелек которого - чья-то интересная судьба. И что похоронены они были с почетом, по-христиански, с получением дани глубочайшего уважения за то, что жизни свои посвятили служению государству Российскому.
Какая фундаментальная поправка в нашей национальной памяти!
Иван Александрович Ильин... Углубляясь в его размышления, невольно ощущаешь в себе какое-то двойственное, противоречивое движение души. С одной стороны, тихую радость от соприкосновения с добротной и оригинальной мыслью. С другой - легкую, но все же досаду от того, что не приобщался в молодые годы к такому богатству. А когда со временем приобщился, то не мог не поразиться прозорливости выдающегося философа. Какая мощная строка и сколько силы между строк:
«Мы должны сказать всему остальному миру, что Россия жива, что хоронить ее близоруко и неумно. Что мы не человеческая пыль и грязь, а живые люди с русским сердцем, русским разумом и русским талантом. Что напрасно думают, будто мы друг с другом перессорились и пребываем в непримиримом разномыслии. Будто мы узколобые реакционеры, которые только и думают, как свести личные счеты с инородцем».
Великий патриот и государственник с редчайшим пророчеством предрекал недобрые ветра и поветрия вокруг ослабленной вследствие распада СССР страны. Как в воду глядел мыслитель, предугадывая, что бездуховный сумбур вытащит наверх несколько десятков отечественных авантюристов, у которых не будет ни одной «предметной национальной идеи», но которые будут «работать за чьи-нибудь иностранные деньги». С болью в сердце философ писал о возможном «расчленении организма» великой страны на составные части, если в ней победят «распри, разложение, брожение и всеобщее заражение».
В чем же спасение по Ильину? Во-первых, в диктатуре. Но не в тотальной, не коммунистической, не демагогической, а государственной, упорядочивающей, воспитывающей, приучающей к подлинной свободе. Во-вторых, в демократии. Но не формальной, не арифметической, не прессующей массовые недоразумения и частные вожделения, а ответственной, мотивирующей служение народу.
«За этими двумя возможностями скрывается множество новых политических форм в разнообразнейших сочетаниях. Начиная с новой, творческой, чисто русской народной монархии», - полагал Ильин.
Главное же, согласно Ильину, это воспитание в самом русском народе национального духовного характера. Именно из-за его недостатка в интеллигенции и в массах Россия и рухнула во время революции. «Россия встанет во весь рост и окрепнет только через воспитание в народе такого характера. Это воспитание может быть только национальным самовоспитанием, которое может быть проведено самим русским народом, то есть его верной и сильной национальной интеллигенцией. Для этого нужен отбор людей, отбор духовный, качественный и волевой...»
Последний букет из алых роз Владимир Путин возложил к надгробию великого русского писателя Александра Солженицына, похороненного на этом кладбище в прошлом году. Обратившись к архимандриту Тихону, глава правительства вспомнил, что во время встреч с Александром Исаевичем он каждый раз поражался, насколько Солженицын - «органичный и убежденный государственник». «Он мог выступать против существующего режима, быть несогласным с властью, но государство было для него константой», - подчеркнул Путин.
Подойдя к журналистам, премьер посоветовал им читать дневники генерала Деникина. «Обязательно прочитайте! Там у него есть рассуждения о большой и малой России, Украине. Он говорит, что никому не должно быть позволено вмешиваться в отношения между нами. Это всегда было делом самой России!» - процитировало Путина агентство РИА «Новости».
А несколько позже уже архимандрит Тихон рассказал репортерам, что не так давно Путин увидел фотографии могил Деникина, Ильина и Шмелева, которые находились в неважном состоянии. «Это не дело!» - сказал премьер, поручил изготовить новые надгробия и лично вместе с патриархом утвердил новые эскизы. Когда же встал вопрос о финансировании работ, то, по словам архимандрита, Путин твердо сказал: «Я сам из личных денег готов все оплатить». Все так и случилось, по словам настоятеля монастыря. Владимир Владимирович лично все оплатил. «И какие надгробия красивые!» - добавил архимандрит.