на главную страницу

27 Мая 2009 года

Армия и общество

Среда

«Предъявите ваш груз!»

Дмитрий МИХАЙЛОВ.



Более 16 лет существует государственная граница между Россией и Украиной. Ростовская, Воронежская, Белгородская, Курская и Брянская области стали пограничными - с характерными, новыми для этих регионов, видами противоправной деятельности: контрабандой, незаконной миграцией, наркотрафиком. Сегодня наш рассказ - о некоторых результатах противодействия трансграничной преступности, достигнутых сотрудниками Пограничного управления ФСБ России по Брянской области.

     Долго и трудно проходил процесс становления пограничных подразделений на новой российско-украинской границе. Первыми на главных транспортных артериях, соединяющих две страны, были выставлены подразделения пограничного контроля. Пункты пропуска через границу тогда обустраивались по временной схеме и в кратчайшие сроки приступили к организованному пропуску граждан. Однако граница между пунктами пропуска до 1998 г. оставалась открытой и практически не контролировалась. Благодаря этим обстоятельствам жители приграничных районов, пользуясь разницей в ценах на товары сопредельных стран, включались в контрабандный бизнес.
     Наиболее широкое распространение получило незаконное перемещение грузов в Суземском районе Брянской области. Расположенный вблизи главных транспортных артерий между Россией и Украиной поселок Суземка стал излюбленным для контрабандистов.
     Незаконным перемещением товаров и грузов через границу занимались, как говорится, от мала до велика. В годы пустых полок в магазинах и задолженностей по оплате труда на предприятиях это был чуть ли не единственный способ реально заработать. Мужчины и женщины, подростки и старики везли на Украину муку, рис, макароны и сигареты, а оттуда сезонные сельхозпродукты, сахар, товары народного потребления, спиртное. Пригородные поезда и электрички (тогда еще курсировавшие), гужевые подводы, автомобили повышенной проходимости были перегружены «челноками». Именно с такими проявлениями контрабандной деятельности столкнулись пограничники на Суземском участке российско-украинской границы в 1998-м.
     Страна переживала не лучшие времена, и далеко не в лучшем положении находились защитники ее рубежей. Не хватало техники, ГСМ, сигнализационных комплексов раннего обнаружения, специальных средств. Доходило до того, что пограничники из созданной в 1998 г. Суземской пограничной комендатуры Брянского погранотряда выдвигались на охрану границы на общественном транспорте и без оружия. Тем не менее именно тогда они смогли остановить рост контрабандной деятельности, масштабы которой были весьма серьезными. Судите сами: только в 1998 г. на Суземском направлении было задержано товаров и грузов на общую сумму свыше 4 миллионов рублей, а в 1999 г. - уже свыше 6 миллионов рублей.
     Со временем рос профессионализм пограничников, укреплялась материально-техническая база. Впрочем, не топтались на месте и контрабандисты. Меняли тактику, вовлекали в криминальный бизнес жителей приграничных городов и сел в качестве содержателей пунктов перегруза, складов, наблюдателей за перемещением пограничников. И были на голову выше стражей границы в техническом оснащении. Большегрузная техника повышенной проходимости, списанные в Вооруженных Силах автомобили ЗИЛ-131 и «Урал» легко уходили от погони. Потрясали пограничников обнаруженные у контрабандистов при задержании импортные средства связи, позволявшие не только поддерживать радиосвязь на больших расстояниях, но и прослушивать радиообмен пограничных нарядов. Однако пограничники не опускали рук, их выручала военная хитрость, грамотно выстроенная система маскировки.
     В настоящее время пограничные органы, оснащенные по последнему слову техники, легко решают эти задачи. Трудно уйти от УАЗ «Патриот» и «Нивы-Шевроле», а ведь именно такую технику используют пограничники при охране границы. Успешно прошли испытания и зарекомендовали себя с положительной стороны беспилотные летательные аппараты, приборы ночного видения и тепловизоры, датчики движения и сейсмодатчики. Теперь, почувствовав погоню, нарушители бросают автомобили, груз и пытаются скрыться на сопредельной территории. Но это самообман, ведь доказать причастность кого-либо к управлению автомобилем не составляет большого труда.
     Некоторое время назад у преступников стало модным жаловаться на якобы противоправные действия пограничников в различные органы государственной власти. Так, например, на имя губернатора Брянской области однажды пришло письмо из одного приграничного поселка с подписями 22 его жителей о «злодеяниях» пограничников. В адрес пограничного управления поступила копия письма с резолюцией губернатора разобраться и навести порядок на границе. Пограничники обстоятельно во всем разобрались. Ни один из перечисленных в письме фактов не подтвердился. Из якобы подписавших письмо жителей 12 умерли задолго до его написания,
     8 в поселке никогда не жили, а из двух реально проживающих пенсионеров писем никто не отправлял, да и подписи их оказались поддельными. Словом, обиженные пограничным порядком анонимы пытались насолить стражам границы. Не получилось.
     Встречаются попытки подкупа сотрудников пограничных подразделений. Однако в Погрануправлении ФСБ России по Брянской области выработан механизм борьбы и с такими проявлениями криминала.
     Оценивая деятельность пограничников, можно отметить значительное сокращение количества как перемещаемых товаров и грузов, так и лиц, участвующих в этом криминальном бизнесе. Если в 1998 г. контрабандной деятельностью занимались все кому не лень, то в настоящее время - это отдельная категория граждан, которая, как и в не приграничных регионах, выбирает нечестный способ наживы...
     О том, как искоренить контрабанду, можно рассуждать долго... Вступление в ВТО? Инженерное оборудование государственной границы? Создание таких условий для местного населения, при которых соблюдать законы выгоднее, чем нарушать их? Ужесточить наказание?
     Трудно бороться с преступностью как с явлением, и полностью искоренить его, видимо, невозможно. Однако снизить до предельного минимума - посильная задача.
     Как бы там ни было, но благодаря усилиям брянских пограничников количество задержаний контрабанды уже более трех лет держится на одном уровне. Если, к примеру, на участке Пограничного управления ФСБ России по Брянской области в 2006 г. было 109 случаев задержания незаконно перемещаемых товаров и грузов, оценка которых составила свыше 12 миллионов рублей, то в 2007 г. соответственно 98 случаев и больше 12,5 миллиона рублей. За 2008 г. брянские пограничники 84 раза задерживали незаконно перемещаемые грузы на общую сумму свыше 5,5 миллиона рублей. В этом году было уже четыре случая задержания таких грузов на сумму более 1 млн. рублей. Так что контрабандистам живется на этом рубеже отнюдь не вольготно.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex