на главную страницу

28 Мая 2009 года

Страна и мир

Четверг

МИССИЯ ВЫПОЛНИМА

Подполковник Виктор ШЕЛЫГИН.



16 российских и 2 иностранных офицера на днях получили сертификаты военных наблюдателей ООН. За подготовкой слушателей на базе легендарного «Выстрела» внимательно наблюдали дипломаты иностранных государств.

     В подмосковном Солнечногорске «голубые каски» давно перестали быть экзотикой. Их подготовка на базе Высших офицерских курсов «Выстрел» Общевойсковой академии РФ началась в 1974 году. Всего за 35 лет сертификаты военных наблюдателей получили более 1.500 офицеров. Каждый из них - квалифицированный специалист, владеющий английским языком. Но не только. Выпускники обладают навыками дипломатии. Это одно из требований ООН. И, пожалуй, одно из самых трудных для боевых офицеров.
     Капитан Марат Бигеев по праву считается ветераном. За плечами - вторая чеченская кампания и участие в отражении грузинской агрессии в августе прошлого года против Южной Осетии. Начальнику топографической службы полка ВДВ было не до политеса, когда на одном из перевалов противник ударил по колонне очередью из крупнокалиберного пулемета с заранее подготовленного рубежа. Жесткий ответ последовал незамедлительно. Какие уж тут церемонии, когда аргумент силы решает исход боя.
     Для военных наблюдателей ООН подобный подход неприемлем. Они безоружны, и подчас только слова могут помочь сохранить хрупкий мир там, где совсем недавно бушевала война. Вот только где взять эти слова, если за плечами офицеров, обожженных войной, только средняя школа да военный институт, где критерий оценки по иностранному языку стыдливо умещается в формулировке «читаю со словарем». Марату повезло. Полгода после возвращения с Кавказа он разговаривал по-английски с соснами. Однополчане недоумевали, но упрямый десантник был непреклонен и ко вступительному экзамену легко сыпал фразами на одном из шести официальных языков ООН.
     По словам начальника курса подполковника Анатолия Соловьева, интернациональный принцип комплектования контингента военных наблюдателей в миротворческих миссиях полностью оправдан. Это значит, что людям из разных стран придется не только общаться, но и выполнять служебные обязанности, используя только английский язык. Мыслить на английском слушатели курса привыкают даже после занятий. Тем более что и ходить далеко не надо - иностранцы живут рядом. На сегодня это граждане Словении и Германии. Один из них - капитан Марко Аллер, недавно отличился на полевых занятиях, в ходе которых он был назначен командиром подразделения военных наблюдателей.
     Инструкторы деловито качали головой, слушая в эфире отрывистые фразы его команд в строгом соответствии с процедурой связи ООН. В ходе учений инструктора оценивали и действия, и психологическую готовность, а главное, способность слушателей принимать верные решения в самых непредсказуемых ситуациях, когда цена человеческой жизни может стоить одного неверного взгляда. И это не пустые слова. С 1948 года ОНН потеряла в миссиях более 2.500 специалистов. Восемь из них - военные наблюдатели ООН из России.
     Способность вести переговоры - пожалуй, главный навык, который постарались выработать слушатели в ходе двухмесячных курсов. Старший преподаватель курсов подполковник Юрий Афанасов подчеркнул, что система подготовки ориентирована на приобретение навыков, которые помогут будущим военным наблюдателям разобраться в причинах конфликта, видеть пути развития миротворческого процесса, быть дружелюбным и компетентным собеседником. И еще. Офицер с многолетним опытом работы в миротворческих миссиях ООН учит слушателей быть патриотами своей страны.
     - Крайне важно сегодня России, как постоянному члену Совета Безопасности ООН, - говорит он, - сохранять свои позиции в мире. Присутствие россиян в миссиях позволяет создавать благоприятный имидж нашей страны. Страны-миротворца. Это важный элемент геополитики, который активно используют большинство государств.
     Германия, по словам подполковника Афанасова, в последние годы расширяет систему подготовки кадров для ООН. Офицеру довелось преподавать в Хамельбурге, в центре, аналогичном российскому. Прагматичные немцы, несмотря на кризис, смогли увеличить количество сотрудников с 12 до 600 человек. Россия пока не может похвастаться такими темпами. Более того, по штату на курсах имеется всего один человек - руководитель. Все инструктора - прикомандированные. Практика, прямо скажем, не очень нормальная.
     Спасти положение могло бы создание центра, предназначенного не только для подготовки военных наблюдателей ООН, но также офицеров управления миротворческих миссий. Горько признать, что еще ни одному россиянину не удавалось стать главным военным начальником миротворческого контингента под флагом ООН. Кроме того, при верном государственном подходе центр смог бы расширить и ведомственные границы. В специальной качественной подготовке офицеров для миротворческих операций периодически заинтересованы МВД и МЧС. Гражданским специалистам тоже было бы чему поучиться: мировой опыт показывает эффективность подготовки в военных центрах журналистов, работающих в «горячих точках», врачей, а также сотрудников гуманитарных миссий и волонтеров ООН.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex