на главную страницу

28 Мая 2009 года

История Отечества

Четверг

СУДЬБОЙ ОБЯЗАН ОН РАКЕТАМ

Дмитрий ДМИТРИЕВ, Олег ФАЛИЧЕВ, Николай ТАЛОВЕРОВ.



Иногда встречаются среди ветеранов люди, способные увлечь своими рассказами о службе даже опытного журналиста-газетчика. И вовсе не обязательно, что эти воспоминания будут именно о фронтовых буднях... Общаясь с участником Великой Отечественной войны, ветераном РВСН генерал-лейтенантом в отставке Сергеем Хреновым, понимаешь это. 28 мая он отметит 90-летие.

     После окончания средней школы Сергей пошел работать. Тяжелое было время, а семье нужно помогать. Затем он поступил в институт, но началась Вторая мировая, и она внесла свои коррективы: студента Сергея Хренова отправили в Ленинградское военное авиационно-техническое училище. С начала и до конца Великой Отечественной он проходил службу в авиационных частях в качестве техника самолетов в действующей фронтовой армии Дальней авиации. Так определится его армейская судьба...
     После войны – Ивановская высшая школа штурманов. В подчинении Сергея тогда оказались два младших авиаспециалиста, которые обслуживали дальний бомбардировщик ДБ-3, позже – ДБ-ЗФ. Потом – служба в политотделе, назначение заместителем командира 341-го тяжелого бомбардировочного полка Дальней авиации по политической части.
     Он вспоминает, что должность замполита полка была для него самой интересной.
     - В декабре 1958-го, – рассказывает он, – я получил новое назначение на должность начальника политотдела тяжелой бомбардировочной дивизии Дальней авиации под Семипалатинск. Это было очередной проверкой на выживание в самых не приспособленных для жизни местах, в голой, необжитой степи, без воды. Дивизия существовала как могла.
     17 декабря 1959 года по решению ЦК КПСС и Советского правительства создаются Ракетные войска стратегического назначения. А в январе 1961-го уже полковник Хренов назначается на должность сначала заместителя, потом начальника политотдела 4-го Центрального испытательного ракетного полигона (Капустин Яр). Тогда там действовал высочайший режим секретности. Оно и понятно: в 1954 – 1958 годах закладывались основы ракетно-ядерного щита Отечества.
     Месяцами безвыездно трудились на полигоне выдающиеся ученые и конструкторы: Королев, Келдыш, Глушко, Пилюгин... Там проводилась сложная и даже рискованная работа по испытанию новых боевых ракетных комплексов, учебно-боевые пуски. Самоотверженно днем и ночью действовали на своих постах тысячи людей. Начальником полигона с первого дня его создания (13 мая 1946 г.) был Герой Социалистического Труда генерал-полковник Василий Вознюк, которому Сергей Матвеевич и сегодня благодарен за большую жизненную школу.
     Пройдет время, и Хренов тоже станет генералом, членом военного совета – начальником политотдела 50-й ракетной армии. Ее штаб, как известно, находился в Смоленске. Она была самым большим объединением не только в Ракетных войсках, но и в Вооруженных Силах СССР и прикрывала северо-западное стратегическое направление. В ее составе было девять ракетных дивизий и два учебных центра, дислоцировавшихся на территории Смоленской, Мурманской, Ленинградской, Псковской, Новгородской, Калининской и Калининградской областей, а также в Белоруссии, Литве, Латвии и Эстонии. Командовал ею генерал-лейтенант Константин Герчик.
     - Как сейчас помню, что в 1970 году на вооружении армии, – вспоминает Сергей Матвеевич, – находилась 351 пусковая установка наземного и шахтного базирования с ракетами Р-12 (Р-12У) и РУ-14. Они должны были исправно функционировать, а люди – ежедневно заступать на боевое дежурство в готовности выполнить команду на «Пуск». К тому же в апреле в объединение влилась еще и 7-я Краснознаменная Режицкая гвардейская ракетная дивизия, вооруженная межконтинентальными ракетами Р-16У (81К64) и 8К84 с отдельными стартами «ОС», что повысило боевую мощь, усилило северо-западную группировку РВСН.
     Все это потребовало от командования и военного совета совершенствования способов боевого управления соединениями и частями. Только в 1973–1975 годах войсками армии было проведено 35 учебно-боевых пусков с 4-го ГЦП МО СССР, и все успешные. Рассказывая об этом, он вспоминает разговор с командармом.
     - Однажды я откровенно спросил его как фронтовик фронтовика: чем объяснить такой бешеный темп? – признается ветеран. – Ответ был поразительный: «Сергей, все, что я делаю, пронизано одной мыслью – 41-й год никогда не должен повториться».
     В каждом подразделении два раза в неделю проводились политинформации о текущих событиях в стране и мире, давалась их политическая оценка, разъяснялось существо внешней и внутренней политики государства. В каждой роте, батарее, отдельном взводе был установлен телевизор. В армии насчитывалось около 600 ленкомнат, 100 библиотек с книжным фондом 1.500.000 экземпляров, 10 домов культуры и клубов офицеров, более 90 солдатских клубов, 200 радиоузлов, 200 киноустановок и более 1.000 телевизоров. Эти цифры, согласитесь, и сейчас говорят о многом...
     Общеизвестно: кадры решают все. Поэтому Сергей Хренов заботливо относился к подчиненным. Он доверял каждому офицеру, прапорщику, давая возможность проявить себя на порученном участке, помогал в становлении, росте по службе. Любой полезный совет, хорошая инициатива или предложение всегда приветствовались. Сергей Матвеевич выезжал в войска, отдельные гарнизоны, чтобы на месте оказать помощь командно-политическому составу частей и соединений. И там его ждали, зная, что получат объективную оценку своего труда. Удивительно, но за все годы службы в 50-й ракетной армии Сергей Хренов не наказал ни одного из своих подчиненных!
     Именно в Смоленске ему хотелось завершить карьеру, спокойно подвести итоги. Но жизнь распорядилась по-другому: произошли одна за другой непоправимые трагедии. Вначале умерла мама – Екатерина Николаевна, а затем и жена. Потом, спустя годы, Сергея Матвеевича догнала еще одна беда – смерть взрослого и единственного сына Юрия, работавшего корреспондентом газеты Московского округа ПВО «На страже Родины». В 1978 году служба Сергея Хренова в 50-й ракетной армии завершилась.
     В том же году он был назначен на должность заместителя начальника Главного управления эксплуатации боевого вооружения РВСН, но служил здесь недолго. В октябре 1980-го уволился из Вооруженных Сил по возрасту и состоянию здоровья в звании генерал-лейтенанта с тремя орденами: Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции.
     - Мне хочется думать, – убежденно говорит генерал-лейтенант в отставке Сергей Хренов, – что мой личный вклад в выполнение главной задачи – поддержание в войсках высокой боевой готовности – выполнен с честью.
     После 40 лет напряженной службы, казалось бы, можно было и передохнуть. Но это не в характере Сергея Матвеевича. Сразу после увольнения он включился в общественную деятельность. А в 1992-м, с образованием Союза ветеранов-ракетчиков, – в работу ветеранской организации, которая поглотила его полностью.
     На снимке:Генерал-лейтенант в отставке Сергей ХРЕНОВ - в центре.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex