на главную страницу

29 Мая 2009 года

Страна и мир

Пятница

Посол США в России Джон Байерли:
  «Нужно видеть не разногласия, а возможности для сотрудничества»

Марианна ГРИШИНА.



О состоянии и будущем российско-американских отношений в политической и экономической сфере, ходе переговоров Москвы и Вашингтона по контролю над вооружениями идет речь в интервью, которое дал «Красной звезде» Чрезвычайный и Полномочный Посол США в России Джон Байерли.

     - Cегодня один из ключевых вопросов в российско-американских отношениях связан с намеченным на начало июля визитом президента США Барака Обамы в Москву и его предстоящими переговорами с российским коллегой Дмитрием Медведевым. Принято считать, что эта встреча положит начало процессу «перезагрузки» отношений между Россией и США и установлению между нашими странами конструктивного диалога по проблемам международной безопасности. Чего от этой встречи, по вашему мнению, следует ждать? Какие проблемы на ней будут обсуждаться?
     - Я бы сказал по-другому: процесс «перезагрузки» российско-американских отношений уже начался. Так, президенты США и России определили достаточно обширную повестку дня предстоящих переговоров в Москве по итогам своей апрельской встречи в Лондоне. Был назван ряд ключевых областей, в которых между нашими странами есть совпадение интересов и взаимопонимание и по которым мы готовы приступить к совместной работе. В их числе были названы нераспространение оружия массового поражения, стабилизация ситуации в Афганистане и многие другие. Важно отметить также, что оба президента достаточно четко дали понять, что никакие разногласия между США и Россией не станут помехой к прогрессу в тех областях, где у нас есть взаимные интересы. То есть оздоровление и «перезагрузка» наших отношений предполагают, что мы будем вести уважительный и в то же время честный диалог относительно наших разногласий. А это имеет очень большое значение для развития взаимоотношений между такими крупными державами, как Америка и Россия.
     Визит в Россию президента США Барака Обамы в июле этого года станет следующим шагом в процессе «перезагрузки» отношений между нашими странами. Состоявшиеся в начале мая этого года в Вашингтоне переговоры министра иностранных дел С. Лаврова и госсекретаря США Х. Клинтон, на которых я присутствовал, вслед за встречей наших президентов в Лондоне, безусловно, также являлись важной частью этого процесса. На прошлой неделе в Москве состоялась встреча российских и американских переговорщиков в области контроля над вооружениями (российскую сторону на этих переговорах представляет директор департамента МИД РФ по вопросам безопасности и разоружения Анатолий Антонов, а американскую - помощник госсекретаря США Роуз Гетемюллер). Надеемся, что по итогам этих консультаций их участники предоставят президентам наших стран подробный отчет к переговорам в рамках июльского саммита.
     - Вы упомянули российско-американские переговоры о новом соглашении по стратегическим наступательным вооружениям. А как вы оцениваете вероятность его заключения до 9 декабря 2009 года, когда должен завершиться срок действия СНВ-1? Какими могут быть ключевые принципы, положенные в основу этого договора?
     - Как я уже сказал, на прошлой неделе завершился первый раунд наших переговоров о новом договоре по СНВ. В этой связи хотелось бы процитировать заявление моих коллег из министерства иностранных дел от 20 мая, где было отмечено, что «первый раунд российско-американских переговоров прошел в конструктивной, деловой атмосфере». Это абсолютно точно выражает и тональность, и сущность обсуждения проблематики, связанной со стратегическими наступательными вооружениями.
     В то же время нельзя сбрасывать со счетов, что это очень сложные переговоры, которые ведутся по очень сложным вопросам. И для переговорного процесса не будет полезно, если мы, дипломаты, будем давать подробные комментарии по поводу каждого раунда, каждого шага в рассмотрении указанных проблем. Как мы любим говорить в Америке: не нужно измерять температуру ребенка каждые десять минут. Главное, думаю, состоит в том, что у нас есть общая стратегическая цель - сократить количество ядерных боеголовок ниже лимитов, которые были установлены в Московском договоре 2002 года, и включить в договор положения о режиме контроля и верификации, разработанные на опыте реализации СНВ-1, которые бы при этом отражали реалии сегодняшнего дня. Мир изменился с тех пор, как был подписан договор СНВ-1, в российско-американских отношениях стало больше доверия, и в количественном отношении наши ядерные арсеналы намного уменьшились. Поэтому мы считаем, что режим контроля в рамках нового договора по СНВ мы сможем модернизировать на базе существующих соглашений, упростив при этом в чем-то громоздкие механизмы контроля, которые были предусмотрены в СНВ-1.
     В целом, насколько я знаю, и российская, и американская стороны очень добросовестно и ответственно подходят к переговорам по стратегическим вооружениям. А после проведенных мною встреч и обсуждений проблематики СНВ как с американскими, так и с российскими переговорщиками я могу выразить уверенность, что у нас есть все возможности для заключения нового соглашения до конца этого года, ведь нынешний договор истекает 9 декабря.
     


     
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
     Джон Байерли родился в городе Маскигон (штат Мичиган). Получил степень бакалавра с отличием в Университете Гранд-Валли в штате Мичиган и степень магистра с отличием в Национальном военном колледже, где он позже читал лекции по вопросам национальной безопасности в качестве приглашенного преподавателя. Кадровый сотрудник в высшем звене дипломатического корпуса в ранге советника-посланника, посол Байерли занимал политические должности и работал за рубежом после прихода на работу в государственный департамент в 1983 году, специализируясь на вопросах отношений США со странами Центральной и Восточной Европы, СССР и Россией. Дважды назначался на работу в посольстве США в Москве, в том числе и в качестве заместителя посла. Его последней перед новым назначением должностью был пост посла в Болгарии в 2005-2008 годах. К числу других должностей, которые он занимал за рубежом, относятся должности советника по политическим и экономическим вопросам в посольстве США в Чехии и члена делегации США на переговорах в Вене по обычным вооруженным силам в Европе. В Вашингтоне он занимал должности исполняющего обязанности специального советника государственного секретаря по новым независимым государствам (республикам бывшего СССР) и директора по делам России, Украины и Евразии в Совете национальной безопасности. Служил в аппарате государственных секретарей Джорджа Шульца и Джеймса Бейкера, а в качестве стипендиата Пирсона был советником по внешней политике при ныне покойном сенаторе Поле Саймоне. Послом Соединенных Штатов в Российской Федерации назначен президентом Джорджем У. Бушем 13 мая 2008 года и утвержден сенатом 27 июня 2008 года. Приведен к присяге в качестве посла США в Российской Федерации 2 июля 2008 года. Владеет рядом иностранных языков: болгарским, немецким, русским, французским и чешским. Женат на Джоселин Грин, также являющейся сотрудницей дипломатического корпуса, у них две дочери: Элисон и Кэролайн.

     


     - Вы считаете, что и Россия, и Соединенные Штаты одинаково заинтересованы в соглашении по СНВ?
     - Да, на мой взгляд, это действительно так. Кроме того, данное соглашение отвечает не только интересам наших двух держав, наших народов, но и интересам укрепления безопасности и системы контроля над вооружениями во всем мире. Напомню, России и Соединенным Штатам принадлежит 95 процентов всех ядерных боеголовок на земном шаре. Это наша большая ответственность, и поэтому мы должны быть лидерами в обсуждении вопросов контроля над вооружениями и нераспространения, привлекая к этим переговорам другие страны. Особенно это важно в преддверии Обзорной конференции по ДНЯО, которая должна состояться в 2010 году. Ведь если США и Россия подойдут к этой конференции, не согласовав свои позиции, в том числе по стратегическим наступательным вооружениям, то мы не сможем проявить себя как лидеры, предлагающие повестку дня для переговоров. Таким образом, одной из важнейших задач для России и США сегодня является продемонстрировать всему миру, что мы ответственно относимся к своим ядерным арсеналам и согласны уменьшить их в количественном отношении.
     - Следующий мой вопрос касается принципов европейской и евроатлантической безопасности. Россия хотела бы добиться более тесного и равноправного партнерства с США, а также с Европейским союзом и НАТО в вопросах безопасности. Однако здесь остается много проблем - рост вооружений, расширение НАТО, отказ от совместного сотрудничества на уровне миротворческих миссий, кризис вокруг ДОВСЕ, размещение элементов системы ПРО в Чехии и Польше. Следует ли России ожидать определенных позитивных изменений в политике новой администрации США по этим вопросам?
     - Мы считаем Россию важной частью Европы и нашим важным партнером в Европе. Мы поддерживаем различные инициативы, которые могут способствовать повышению безопасности и разрешению кризисов на европейском континенте, и считаем, что Россия должна активно участвовать в этих дискуссиях, выражая свою позицию. Вы обозначили в своем вопросе ряд областей, в которых у нас есть разногласия с Москвой. Разумеется, мы будем эти вопросы продолжать обсуждать. В частности, мы продолжим консультации по системе ПРО в Центральной Европе, имея в виду в том числе высказывания президента Обамы по этому поводу о том, что если мировому сообществу удастся убедить Иран отказаться от своих ядерных амбиций в военном плане, то необходимость в системе противоракетной обороны в Центральной Европе уменьшится. Мы также намерены найти приемлемые решения и по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).
     При этом в США очень надеются на то, что прежние оценки и общее отношение политиков и рядовых россиян к деятельности НАТО будут пересмотрены, в том смысле что альянс в его нынешнем виде не будет рассматриваться как один из главных противников Москвы. «Холодная война» давно закончилась, и НАТО образца 2009 года - это не НАТО 1980-х годов. Сегодня Североатлантический альянс, в частности, выполняет очень важную миссию в Афганистане, и успех этой миссии означает для России большую безопасность на южных границах. Россия уже помогает странам - членам НАТО, предоставляя воздушный и наземный транзит для военных грузов через свою территорию. Это говорит о том, что у России и НАТО есть общие интересы и цели.
     - Вам принадлежит высказывание о том, что США готовы к переговорам с Россией о возможности «создать систему ПРО, способную защитить как обе наши страны, так и наших партнеров и союзников во всем мире». Не могли бы вы пояснить, в чем суть этой идеи. Это некоторый новый подход США?
     -
Нет, вообще эта идея существует давно. Нам хотелось бы поговорить с Россией по этой тематике в более обширном плане, фокусируя наше внимание не только на возможных угрозах со стороны Ирана, Ближнего Востока, Северной Кореи и так далее. Дело в том, что и в России, и в США есть разработанные системы и широкие технические возможности в сфере противоракетной обороны. Поэтому если бы мы смогли соединить все эти возможности, эти системы в одной глобальной системе, это, как мы считаем, способствовало бы укреплению безопасности каждой из сторон. И это укрепило бы взаимную уверенность в том, что наши системы ПРО не направлены друг против друга, а предназначены для отражения угроз, исходящих из других регионов мира.
     - В Соединенных Штатах в последние годы произошел серьезный пересмотр стратегии по урегулированию конфликтов в Ираке и Афганистане. Считаете ли вы, что выработанные в результате этого подходы принесли положительные результаты или до стабилизации ситуации в этом регионе еще далеко?
     - Я думаю, что в Ираке и Афганистане мы движемся в правильном направлении. Во всяком случае мы можем сказать со всей уверенностью, что уровень насилия в Ираке снизился за последние два года. Теперь у нас есть график вывода американских войск к середине 2010 года, а к иракцам с каждым днем переходит все больше обязанностей по обеспечению своей безопасности.
     В Афганистане мы имеем менее позитивную картину. Афганистан по-прежнему представляет собой вызов, но я думаю, что региональный подход, который был взят на вооружение специальным представителем США в Афганистане и Пакистане Ричардом Холбруком, означает серьезные изменения в нашей позиции по этой проблеме. Трехсторонний саммит в Вашингтоне в начале мая с участием президентов США, Афганистана и Пакистана подтвердил стремление сторон бороться с экстремистами и пресекать их деятельность в регионе. Кроме того, экономическая помощь и помощь в развитии, которую США планируют оказывать Кабулу, также является необходимой составляющей для достижения успеха в афганском урегулировании.
     В этой связи я хотел бы добавить, что у России и США также есть общие интересы в противостоянии экстремизму в регионе. Это та область, в которой мы можем тесно сотрудничать. В частности, заключение соглашения между Россией и США о транзите военных грузов в Афганистан было бы важным шагом в направлении такого сотрудничества (напомню, что соответствующие соглашения о военном транзите Российская Федерация уже имеет с ФРГ, Францией и Испанией). Мы надеемся, что к визиту президента Обамы в Москву в июле нам удастся достичь договоренности с Россией в том числе и по этому вопросу.
     - В этом месяце усилилось внимание мировых СМИ к ядерной проблеме Пакистана. В частности, речь идет о возрастании угрозы возможного попадания ядерных материалов в руки талибов в связи с продолжающимися боевыми действиями на северо-западе страны. Как вы эти сообщения прокомментируете? Что может Америка сделать для большей безопасности в Пакистане?
     - Мы в этой связи, безусловно, предпринимаем определенные шаги. Я уже упомянул, например, о региональном подходе, который, на наш взгляд, должен способствовать стабилизации ситуации не только в Афганистане, но и в Пакистане. Конечно, попадание ядерных материалов в какие-либо недоброжелательные руки может превратиться в самый страшный кошмар для человечества. Но именно в вопросах обеспечения безопасности в ядерной сфере Россия и Соединенные Штаты накопили уже очень богатый и продуктивный опыт, который нужно активно использовать.
     В Пакистане, думаю, мы могли бы совместными усилиями содействовать укреплению безопасности хранения ядерных материалов. Еще, касаясь данной проблемы, мне хотелось бы напомнить, что США при поддержке России выступили инициаторами Глобальной инициативы против ядерного терроризма, роль которой также может оказаться очень важной для решения вопросов ядерной безопасности. В настоящее время, как известно, около 70 стран мира принимают участие в проведении учений и других мероприятий в рамках этой глобальной инициативы.
     - У России вызывает озабоченность ситуация, которая в настоящее время складывается в Грузии и Южной Осетии. В Грузии 6 мая стартовали учения НАТО, которые должны завершиться 1 июня - на следующий день после проведения в Южной Осетии парламентских выборов. Многие в республике в связи с военными учениями в Грузии опасаются возможных провокаций. А как вы могли бы охарактеризовать обстановку накануне выборов в Южной Осетии? Какова позиция США в отношении выборов в южноосетинский парламент?
     - В первую очередь хотелось бы отметить, что учения в Грузии проводятся в рамках программы «Партнерство во имя мира». Все страны, входящие в эту программу, в том числе и Россия, были приглашены для участия в них. Важно также подчеркнуть, что в ходе этих учений не предусматривается использование тяжелой военной техники и они ориентированы в основном на подготовку миротворческих сил. Обо всех этих моментах мы и наши партнеры по НАТО информировали Россию на протяжении почти целого года.
     Конечно, у США есть серьезные разногласия с Россией по Грузии. Мы считаем, что одностороннее признание независимости Южной Осетии и Абхазии российской стороной в 2008 году было чересчур поспешным и ошибочным шагом. К сожалению, Россия не соглашается на компромисс, который был предложен председательствующей в ОБСЕ Грецией, - продлить срок действия миссии ОБСЕ в этом регионе.
     Мы полагаем, что присутствие наблюдателей ОБСЕ в регионе, где в прошлом году разразился конфликт, очень важно, тем более что их миссия заключается в отслеживании ситуации с безопасностью для гражданского населения. Мы надеемся, что Россия пересмотрит свое отношение к предложению Греции, потому что присутствие наблюдателей в Южной Осетии, мы считаем, будет способствовать большей стабильности и безопасности граждан этого региона.
     По проблеме проведения выборов я хочу отметить, что, поскольку мы не признаем независимость Южной Осетии, мы и не рассматриваем нынешние выборы в парламент как путь к легитимизации независимого статуса этой республики.
     - Не могу не коснуться вопроса о перспективах экономического сотрудничества России и США. Согласны ли вы с позицией ряда экспертов, что нынешние объемы торгового оборота между Россией и США (они составили в 2008 г. около 36 миллиардов долларов) очень низкие для стран, обладающих столь высоким экономическим потенциалом?
     - Да, я согласен с таким утверждением. Действительно, годовой товарооборот между нашими странами ниже, чем месячный товарооборот между США и Мексикой, и это не совсем нормальная ситуация. Страны с такими мощными, как у нас, экономиками должны больше сотрудничать, в том числе и в экономике. Надеюсь, в ближайшие годы мы сможем достигнуть нового уровня и нового качества экономического сотрудничества. Важно подчеркнуть, что в ходе саммита президентов Барака Обамы и Дмитрия Медведева, который должен состояться в июле, запланировано также проведение делового форума и встреч между бизнесменами и представителями деловых кругов наших двух стран. Целью этих встреч будет являться выработка рекомендаций президентам России и США о том, как можно придать новый импульс российско-американским торговым отношениям, которые в последнее время стали несколько буксовать.
     К этому я добавил бы еще один важный момент - в Вашингтоне полностью поддерживают вступление России в ВТО. На наш взгляд, это станет важным шагом в направлении активизации торговли России с Соединенными Штатами и другими странами мира, а также для завершения экономических реформ в России.
     По опыту XX века мы убедились, что протекционизм в экономике только вредит государствам, поэтому мы должны держать наши границы открытыми, чтобы способствовать развитию торговых отношений. Мы знаем, что многие экономисты и бизнесмены в России придерживаются такого же мнения, одобряя вступление России в ВТО. Кроме того, для нас ясно, что процесс вступления России в ВТО слишком затянулся - переговоры на эту тему ведутся уже более 12 лет. Поэтому могу заверить, что администрация президента Обамы готова дать новый импульс этому процессу, чтобы Россия могла вступить в ВТО до конца нынешнего года.
     Помимо этого, думаю, давно настала пора отменить также поправку Джексона - Вэника. В США над этим вопросом сегодня тоже активно работают.
     - Весьма позитивная картина складывается с ваших слов о перспективах взаимоотношений между Россией и США...
     - Безусловно, мы не недооцениваем имеющиеся сложности и трудности и вовсе не представляем ситуацию в розовом свете. Но нам нужно осознавать имеющиеся широкие возможности и развивать наше взаимодействие именно исходя из них. Ведь у России и США гораздо больше взаимных интересов, чем разногласий. А мы, к сожалению, привыкли в последние годы сосредотачиваться только на разногласиях.
     Считаю, что если мы в ближайшее время сможем заключить новое соглашение по СНВ, содействовать укреплению режима нераспространения и развивать сотрудничество по ряду других направлений, что нам вполне по силам, - это поможет восстановлению и развитию конструктивного диалога и положительной тональности в наших отношениях, которых нам в последнее время немного не хватало.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex