на главную страницу

3 Июня 2009 года

ВТТВ-ОМСК-2009

Среда

Приоритеты КБТМ

Записал Евгений ШАЛЬНЕВ, «Красная звезда». Омск.



ОАО «Конструкторское бюро транспортного машиностроения» (КБТМ) представляет на VIII Международной выставке военной техники технологий и вооружения Сухопутных войск «ВТТВ-Омск-2009» одну из самых крупнейших экспозиций.
За счет чего этому предприятию в сложной экономической ситуации удалось в несколько раз увеличить объем производства, более чем в 2 раза увеличить зарплату рабочим и специалистам, получить портфель заказов уже на 2009 - 2011 годы? Об этом генеральный директор ОАО «КБТМ» Игорь ШУМАКОВ рассказал в беседе с корреспондентом «Красной звезды».

     
В статусе банкрота


     Омский танковый завод - ГУП «Омсктрансмаш» длительное время находился в процедуре банкротства. На нем очень негативно сказалась ситуация 1990-х годов, когда заказов по военной тематике практически не было. А завод изначально строился для выпуска танков. И новейшее оборудование пришло на завод в конце 1980-х годов. В 1990-х годах начиналась конверсия, и стало ясно: тех объемов выпуска продукции для «оборонки», которые у завода были раньше, уже никогда не будет. Тем не менее происходило переоснащение завода современным оборудованием. Трагизм ситуации на ГУП «Омсктрансмаш» заключался в том, что здесь никогда серийно не выпускалась гражданская продукция. Это был чисто специализированный завод для производства танков. Да, были построены цеха по производству кухонной мебели, стиральных машин, колесных тракторов типа МТЗ, но это, к сожалению, не решило судьбу завода.
     Поэтому в начале 2002 года завод оказался в тяжелейшем финансовом положении - без заказов, без гражданской тематики, что привело к тому, что завод стал банкротом. Выходить из этого состояния пришлось в течение длительного периода. Многие считали, что ГУП «Омсктрансмаш» практически перестал существовать. В нынешней ситуации это достаточно распространенная практика, когда завод становится банкротом и в конечном итоге подлежит ликвидации. У нас этого не произошло. Благодаря поддержке федеральных структур и правительства Омской области завод сохранили. На большей части предприятия процедура банкротства закончена. ОАО «Конструкторское бюро транспортного машиностроения» приобрело основную часть ГУП «Омсктрансмаш», которая непосредственно задействована в выпуске спецпродукции.
     
Производство растет

     Несмотря на тяжелый экономический кризис, завод ныне динамично развивается. За 2008 год удалось решить целый ряд проблем.
     Во-первых, увеличить загрузку предприятия продукцией военного назначения. Она востребована не только Министерством обороны РФ, но и за рубежом.
     Во-вторых, значительно расширить производство гражданской продукции - вагонное, металлургическое производство. Железнодорожные вагоны ранее тут вообще не выпускались. В течение полугода благодаря ОАО «НПК «Уралвагонзавод» удалось оснастить цеха новым оборудованием, освоить новое производство. Кроме этого, значительно увеличили производство тракторов, запустили металлургический комплекс, который фактически четыре года простаивал.
     Идет закономерный процесс обновления кадров. В 2008 году с завода ушли 780 человек - те, чьи специальности не были востребованы для производства, в то же время было принято 1.250 новых сотрудников востребованных специальностей.
     В настоящее время проблема с дефицитом кадров у нас не столь остра, как на других предприятиях. Более того, по некоторым специальностям существует очередь порядка 400 человек. Указанные мероприятия позволили увеличить объем производства в 2008 году в несколько раз. В 2009 году с учетом секвестрования гособоронзаказа планируется увеличение объема гражданской продукции не менее чем на 10%. Причем это один из самых пессимистических прогнозов.
     Естественно, рассматриваются и проблемы новой продукции, нового высокотехнологичного товара, который необходим и будет востребован, как мы считаем, на рынке. В настоящее время работаем по трем направлениям: конструирование и производство оборудования для нефтяной и газовой отраслей, энергосберегающие технологии, нанотехнологии в области производства высококачественных гусеничных лент для спецтехники.
     
Диверсификация: 80 + 20

     Что касается военной тематики, то ОАО «КБТМ», естественно, занимается новыми инициативными инновационными разработками. Это наше будущее. Предполагаем, что в самое ближайшее время будет новый продукт, востребованный как на российском, так и на зарубежном рынках.
     Продолжаем работы по гособоронзаказу. Причем если раньше заказы шли только для Главного автобронетанкового управления, то сейчас у нас есть портфель заказов по инженерным войскам и войскам РХБЗ.
     Открываются хорошие перспективы на поставку нашей продукции Министерству по чрезвычайным ситуациям РФ. В настоящее время она дорабатывается, с тем чтобы технику можно было транспортировать авиацией. Эта разноплановость решила проблему специализированного танкового завода.
     Рецепт в общем-то простой. Если какой-то продукт не востребован на рынке, его надо оперативно заменять другим. Раньше выпускали продукцию только для Минобороны России, теперь есть экспортные заказы, появились производства гражданского направления. Это, как уже говорилось, металлургия, техника для нефтяников, МЧС и ОАО «РЖД».
     В предыдущие годы мы выпускали 98% военной продукции и лишь 2% гражданской. А в прошлом году соотношение выглядело по-другому: 80% на 20%.
     
Прогноз оправдался

     Еще несколько лет назад был взят курс на ремонт и модернизацию танков Т-55 и Т-80У. Наш прогноз, что именно это направление окажется одним из наиболее востребованных на рынке вооружения, оправдался. Работы по модернизации техники осуществлялись не только для Минобороны РФ, но и для зарубежных заказчиков. Были реализованы контракты по модернизации, ремонту машин. Фактически те танки, которые поступают для ремонта и модернизации, после определенного цикла работ превращаются в современные машины, не уступающие лучшим зарубежным образцам.
     Немаловажную роль здесь играет и экономический фактор. Стоимость проводимых нами работ значительно меньше, чем требуется для приобретения новых машин.
     Мы понимаем, что в зарубежных государствах, которые закупали и закупают нашу технику, через определенный промежуток времени неизбежно насыщение этой продукцией. Следовательно, необходимо думать о том, как обеспечить послепродажное обслуживание этой техники, поставку запчастей, с чем, к сожалению, есть проблемы. Надо уже думать о том, чтобы поставлять не только новые образцы техники, но и все остальное предусмотреть: постгарантийное обслуживание, поставку запчастей, мелкий, средний и капитальный ремонт.
     И поэтому мы предлагаем заказчику не только поставку запчастей, но и оборудование для ремонта, выражаем готовность обеспечить постгарантийный ремонт наших машин, которые находятся за рубежом. Это весьма значительный рынок, ведь наши танки поставлялись во многие страны мира.

     На снимке: Генеральный директор ОАО «КБТМ» Игорь ШУМАКОВ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex