Истоки
1999 год для большинства российских жителей ассоциируется прежде всего с ростом напряженности на Северном Кавказе. Производство и контрабанда наркотиков, изготовление и распространение фальшивых денежных купюр, хищение людей и взятие заложников показали несостоятельность тогдашнего правительства Чеченской Республики, а нападения банд на приграничные российские регионы предопределили необходимость контртеррористической операции в регионе. Специфические задачи требовали не только пересмотра тактики действия армейских подразделений, но и создания новых отрядов специального назначения по образу знаменитых «Витязя» и «Руси» Внутренних войск МВД России.
Местом рождения отряда специального назначения Внутренних войск МВД РФ «Тайфун» стал Дальний Восток. Инициатором создания отряда был начальник штаба округа генерал-майор Владимир Романов.
Кандидаты в комсостав отбирались тщательно. Возглавил формирование, к примеру, полковник Николай Нечвидов, который получил богатый боевой опыт в Ангарском оперативном полку, служил начальником разведки Восточного округа Внутренних войск МВД РФ. Под стать командиру оказался и заместитель подполковник Виктор Морозюк, который в числе первых в стране сдал квалификационные испытания на право ношения крапового берета.
Новым командирам предстояло решить сложные задачи по комплектованию подразделений, постановке в строй различных видов современной техники и вооружения, а главное - организации боевой подготовки необстрелянного личного состава.
В отличие от большинства формирований Внутренних войск спецназовцы получили на вооружение бронетранспортеры, станковые автоматические гранатометы. Собственно, именно по этой причине значительное число первых командиров взводов составили обладавшие солидной подготовкой по эксплуатации бронетехники и тяжелого вооружения выпускники Дальневосточного высшего военного командного училища. Впрочем, основное количество взводных пришло все же из родной альма-матер Внутренних войск МВД РФ - Новосибирского института. Под руководством опытных наставников молодые офицеры смогли в предельно сжатые сроки подготовить личный состав к первой для многих спецназовцев командировке на Северный Кавказ.
Командировки на Кавказ
С 19 мая 2000 г. отряд приступил к выполнению задач в составе Объединенной группировки войск (сил) на территории Ножай-Юртовского и Веденского районов Чеченской Республики. В тот год в пункте временной дислокации в н.п. Балансу постоянно находилось около 250 военнослужащих «Тайфуна». Спецназовцы проводили спецоперации и разведывательно-поисковые мероприятия, выставляли засады, сопровождали колонны во время перевозки по опасным районам людей, боеприпасов и материальных средств. В конце лета 2000 г. была выделена группа для проведения специальных операций в отрыве от основных сил в населенном пункте Энгеной Ножай-Юртовского района.
В следующей командировке личный состав отряда выполнял служебно-боевые задачи одновременно в трех городах - Грозном, Аргуне и Аллерое. Не случайно спецназовцы считают эту командировку наиболее сложной. Вокруг бандформирований неуклонно сжималось кольцо федералов. Террористы стали осознавать несостоятельность открытых боевых действий, но, даже предчувствуя близкий конец, не прекращали звериного сопротивления. Боевики перешли к тактике сезонной партизанской войны. После молниеносных ударов по объектам государственного назначения, воинским и милицейским формированиям выросшие на войне бандиты быстро отходили в горно-лесистую местность и растворялись в «зеленке».
18 сентября 2002 г. отряд вновь отправился в Чеченскую Республику. Местом временной дислокации стал уже знакомый населенный пункт Балансу Ножай-Юртовского района. Служебно-боевые задачи приходилось выполнять и в населенных пунктах Ялхой-Мохк, Дарго, Энгеной, Курчалой.
Большинство полевых командиров и крупных бандформирований к тому времени были уничтожены, поиск и ликвидация самых фанатичных и опытных боевиков потребовали от спецназовцев новой мобилизации внутренних резервов. Впрочем, спецназовцы были уже далеко не новичками. Они умело действовали в отрыве от основных сил, без поддержки артиллерии и авиации.
28 января 2003 г. предстояло подтвердить разведданные - определить местонахождение базы незаконного вооруженного формирования в районе Ялхой-Мокх. Получив боевое распоряжение, группа под командованием капитана Игоря Задорожного двигалась в направлении населенного пункта Малые Шуани. В условиях ограниченной видимости головной дозор смог обнаружить на тропе три фугаса. Боевой опыт подсказывал: возможна неожиданная атака боевиков. Задорожный принял решение обойти взрывные устройства, дал команду рассредоточиться и усилить бдительность. В это время справа от группы произошел подрыв безоболочного радиоуправляемого фугаса, и тут же спецназовцы попали под кинжальный огонь бандитов.
При взрыве капитан Задорожный получил многочисленные ранения. Тяжелейшие травмы сопровождались острой кровопотерей. Однако мужественный офицер сумел превозмочь шок и боль. В течение пяти часов офицер являл пример стойкости и верности воинскому долгу. Оценив обстановку, он понял, что группа попала в «огневой мешок», и организовал круговую оборону. Во время отхода командир продолжал руководить группой, подбадривал солдат, постоянно менял маршрут, высылал разведывательные дозоры. Спецназовцы дважды подвергались нападениям со стороны боевиков, но умело отражали атаки, наносили противнику урон и в результате вышли из опасного района - все до единого, без потерь.
За личное мужество, отвагу и героизм, проявленные при защите государственных интересов РФ в условиях, сопряженных с риском для жизни, указом Президента РФ №1335 от 11 ноября 2003 г. капитану Игорю Задорожному было присвоено звание Героя Российской Федерации.
Командир долгое время находился на излечении в госпиталях, но не поддался депрессии и не ушел на заслуженный покой. Игорь Сергеевич продолжил выполнять служебные обязанности в отряде спецназначения «Русь» и готовить личный состав в пункте постоянной дислокации к выполнению сложных боевых задач. Он был и остается примером для бойцов отряда.
С мая 2000 г. по май 2005 г. личным составом отряда было обнаружено 87 базовых лагерей незаконных вооруженных формирований и уничтожено 160 боевиков. Вскрыто 149 схронов с оружием и боеприпасами, изъято 319 единиц огнестрельного оружия, обнаружено и обезврежено 545 фугасов, мин и самодельных взрывных устройств. За проявленные мужество и героизм военнослужащие отряда получили более 130 государственных наград. 20 офицеров отряда поступили в академии, а два окончили адъюнктуру. Более 30 военнослужащих из числа солдат и сержантов, проходивших службу по призыву, связали свою жизнь с армией, став офицерами и прапорщиками Внутренних войск МВД России.
В 2005 г. для «Тайфуна» наступил период относительного затишья - командировок на Северный Кавказ практически не было. В течение двух лет в формировании особое внимание уделяли подготовке личного состава. Дело в том, что принцип комплектования отряда остается смешанным. С одной стороны, это позволяет уйти от практики массовой профессионализации подразделений в сжатый период времени, а значит, отбирать кандидатов в контрактники более ответственно и тщательно. В результате отсутствие ненадежных людей позволяет гарантировать высокий уровень воинской дисциплины и правопорядка в формировании, избежать случайных потерь во время боевых операций.
С другой стороны, отсутствие статуса контрактной части приводит к дополнительным сложностям. До 2006 г. военнослужащие по призыву приходили в отряд только после учебной группы специального назначения. Пятимесячное обучение включало полный курс физической и профессиональной подготовки. За полгода отсеивалось приблизительно 50 процентов кандидатов в спецназовцы, зато в отряд приходили уже вполне сложившиеся бойцы. Но профессионализация подразделений в силовых структурах привела к упразднению «учебки», и новобранцев пришлось ставить непосредственно в строй «Тайфуна». При этом срок службы по призыву снизился сначала до полутора лет, а теперь и вовсе до года. Подготовить за двенадцать месяцев профессионала тяжело даже в обычном подразделении, а в спецназе во сто крат труднее.
Боевая подготовка в «Тайфуне» строится по традиционному принципу. Например, в рамках огневой подготовки мишени усложняются от привычных армейских (ростовые фигуры атакующих пехотинцев и пулеметный расчет) до специализированных вариантов (террорист с заложником). Ликвидировать одним выстрелом бандита, прикрывающегося живым щитом, - задача не из легких. Попал в мирного жителя - значит, автоматически провалил выполнение учебного упражнения. А времени на точный прицел практически нет - спецназовцы учатся вести огонь с коротких дистанций с высокой скорострельностью. Основная масса военнослужащих, помимо традиционных армейских вариантов, в совершенстве осваивает и специальное стрелковое оружие.
Элементы общей и специальной подготовки личный состав оттачивает в ходе слаживания подразделений по задачам. Так, каждый месяц заканчивается традиционным полевым выходом на пять суток. Поскольку излюбленным временем боевиков остается ночь, спецназовцы учатся ведению боевых действий и в темное время суток - до 50% полевых занятий проводятся в ночной мгле. В конце шестимесячного периода обучения с подразделениями проводят тактико-специальные учения. Занятия не ограничиваются рамками Князе-Волконского полигона ВВ МВД РФ. Во время обучения военнослужащие практикуют сложные марши по всей территории огромного Хабаровского края.
Как правило, тактико-специальные учения становятся двусторонними - группа против группы. Каждый командир получает свой пакет с приказом и действует в соответствии с ними. Подразделения забрасываются в исходный район на вертолетах, выдвигаются по обозначенному на карте маршруту, делают отметки в определенных районах, выходят в поставленное время на связь. Как показала практика, в ходе таких тренировок военнослужащие относятся к выполнению задач особено ответственно, стараются избегать штампов. Командиры планируют ходы, словно заправские гроссмейстеры, вот только игровое поле с шахматной доской не сравнить - за тренировку военнослужащие проходят до ста километров по сильнопересеченной местности.
Каждый военнослужащий «Тайфуна» проходит обязательную высотную подготовку - она поможет при выполнении боевых заданий в высокогорье, позволит войти в захваченное террористами здание не только через дверь, но и через окно. Выполнение высотных упражнений многие считают наиболее сложными в боевой подготовке, но тут ничего не попишешь - спецназовец должен быть готовым к выполнению заданий в любой момент и в любом месте. К слову, большинство спецназовцев осваивают обязательную программу довольно успешно. На сегодня 19 военнослужащих «Тайфуна» подтвердили свое мастерство в ходе квалификационных экзаменов и получили почетное право на ношение крапового берета, а многие разведчики - зеленого.
Военнослужащие по призыву гордятся своей службой в элитном формировании, но основная масса спецназовцев приобрести статус настоящих профессионалов не торопится. Здесь сказываются сразу несколько факторов. По словам командиров, контрактники в отряде специального назначения, невзирая на опасные командировки, получают денежное довольствие значительно более низкое в сравнении, скажем, даже с мотострелками частей постоянной готовности Минобороны РФ. Еще один камень преткновения - недостаток квартир для женатых контрактников. Не случайно командующий войсками Восточного регионального командования Внутренних войск МВД России поддержал спецназовцев - на территории дислокации отряда скоро начнется строительство 200-квартирного жилого комплекса для военнослужащих.
На сегодня за вычетом офицеров и прапорщиков отряд профессионализирован на 65%. Однако столь высокая доля контрактников - временный показатель: значительное число военнослужащих решили остаться в отряде на ближайшие годы из-за очередной командировки на Северный Кавказ. Для командиров такое число добровольцев оказалось приятной неожиданностью. В апреле прошлого года отряд специального назначения был готов к выполнению задач в Дагестане в полном объеме, и, как следствие, военнослужащие показали себя в сложной командировке с наилучшей стороны - не было зафиксировано ни одного отказа от боевого выхода, ни одного отстранения военнослужащих от выполнения задания. Даже в самых сложных и опасных рейдах никто не жаловался на трудности.
Пункт временной дислокации оборудовали с максимальным комфортом - вплоть до бани. Оборона ПВД организовывалась с использованием технических новинок. Сегодня спецназ обладает всем необходимым для поиска и уничтожения боевиков - в отряде только аппаратуры разведки на восемь миллионов. Боевики не могут позволить себе безнаказанный выстрел в сторону их позиций. Современная техника мгновенно определяет вражеского снайпера, выдает азимут и расстояние до противника, и в ответ на позиции боевика обрушивается шквал огня из АГС или вооружения БТР. Каждая поисковая группа оснащена радиопеленгаторами, GPS-навигаторами, портативными радиостанциями с кодировкой сигнала.
В противовес спецназовцам террористы стали испытывать сложности с экипировкой. Раньше после боевого столкновения боевики без сожалений выбрасывали даже весьма дорогостоящее оружие и стремились оторваться от преследователей налегке, теперь они стали менее расточительными - забирают с собой любой мало-мальски исправный автомат. Значительно вырос процент самодельных или переделанных пистолетов. Оскудел рацион питания лесных бандитов - место энергетически емких шоколадных батончиков заняла менее калорийная и более дешевая лапша быстрого приготовления. Видно, поток финансирования боевиков из зарубежных центров обмельчал. Хотя полностью не иссяк.
Планирование операций по уничтожению террористов ведется тщательно. Боевики вместо лобового столкновения все чаще используют тактику просачивания. Бандиты стремятся затаиться в замаскированном схроне или скрытно обойти позиции спецназовцев. Оказавшись в тылу наших войск, они пытаются уйти в «зеленку» или выйти к населенному пункту. Последний вариант для террористов удобен сразу по нескольким причинам. Прежде всего стрелять в отходящих бандитов становится опасно - шальные пули могут поразить мирных жителей. Кроме того, террористы способны раствориться среди населения или в безвыходной ситуации взять заложников. В общем, методы не новы.
10 октября военнослужащие отряда специального назначения «Тайфун» участвовали в операции по ликвидации опасного подразделения боевиков в Дагестане. Точное местонахождение террористов было неизвестно. Вокруг обозначенного района постепенно сжималось кольцо. Визуальную разведку затруднял густой туман - он мог сыграть роковую роль. Группа под руководством лейтенанта Максима Мархаева осторожно двигалась по склону длинного холма, когда головной дозор обнаружил палатку. Военнослужащие скрытно заняли удобные огневые позиции и приготовились к бою. Офицер, используя небольшой распадок, скрытно подобрался к вершине и быстро оценил обстановку.
Перед спецназовцами действительно находился лагерь боевиков. По всей видимости, ваххабиты готовились к зимовке, а значит, требовалось удвоить бдительность. Как правило, с наступлением холодов рядовые члены банд стремятся выйти в населенные пункты и до весны играть роль вполне законопослушных граждан. В суровые зимние месяцы в лесах остаются только находящиеся в федеральном розыске за многочисленные террористические акты и убийства преступники. Таким терять нечего. Нехитрый подсчет показал: на восемнадцать спецназовцев приходилось до двух десятков отпетых головорезов.
Можно было использовать фактор внезапности, вытеснить террористов с занятой позиции, заставить отойти на подготовленную другим подразделением засаду, но... Расставленное бандитами охранение словно звериным чутьем почувствовало опасность. В завязавшейся перестрелке лейтенант получил ранение в ключицу, правая рука повисла плетью. Максим продолжал бой, вслед за автоматом в ход пошли гранаты. Он медленно отступал к своей группе. Головорезы попытались изменить расклад сил в свою пользу: начали обход подразделения с фланга, но пулеметчики сорвали этот маневр. Спецназовцы вынудили врага к отступлению. Дальше боевиками занимались уже другие подразделения.
Зачислен навеки
В тот октябрьский день тяжелое ранение получил и младший сержант Евгений Шевченко. Он первым заметил обходной маневр боевиков и принял неравный бой. Четыре дня за жизнь военнослужащего боролись медики, но, к сожалению, безуспешно. Сегодня в подразделении, где проходил службу Женя, есть памятный уголок. Во время вечерней поверки в группе объявляется его звание, фамилия и имя. Решением главы Хабаровского района и Восточного регионального командования Внутренних войск МВД РФ ежегодно будут проводиться соревнования по рукопашному бою и дзюдо, посвященные памяти Евгения Шевченко: младший сержант и сам постоянно участвовал в городских, районных и окружных соревнованиях по этим видам единоборств, будучи кандидатом в мастера спорта. Посмертно Евгению присвоен краповый берет. Поданы документы на награждение его орденом Мужества...
Несмотря на невосполнимые потери, личный состав продолжал выполнять поставленные перед ним задачи на территории Дагестана до марта 2009 года. Спецназовцы не ограничивались только разведывательно-поисковыми мероприятиями, но и принимали участие в адресных проверках - проверяли дома и квартиры, где могли скрываться боевики или их сообщники. В общей сложности военнослужащие выполнили 127 боевых задач. В результате были изъяты более 1.500 боеприпасов, около десяти килограммов взрывчатых веществ. За отличия в ходе обезвреживания незаконных вооруженных формирований многие спецназовцы представлены к государственным наградам.
* * *
26 июля 2009 г. отряд специального назначения Внутренних войск России «Тайфун» под командованием полковника Рашида Хусаинова отметит свое десятилетие. За время, казалось бы, весьма недолгого существования часть достойно зарекомендовала себя и во время контртеррористической операции в Чечне, и в процессе ликвидации банд в последующем. Военнослужащие готовы к выполнению сложных боевых задач и в будущем. Они осознают опасность своей профессии, но, как известно, спецназ по своей природе, своему предназначению обязан быть готовым к любому испытанию.